По социальному маршруту
Завершился VII съезд Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. О его итогах рассказывает делегат съезда, председатель областной организации отраслевого профсоюза Константин Ермощенко.
-Константин Викторович, какие основные решения принял съезд насколько это значимо для развития экономики страны?
- Из насыщенной повестки дня особого хочется выделить главные вопросы состоявшегося съезда. Прежде всего это принятие Программы Профсоюза по защите социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза на 2016-2020 годы и выборы председателя Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства». Им стал Владимир Ломакин.
Подтверждением актуальности рассматриваемых вопросов стал большой интереспроявленный к съезду со стороны Федерации Независимых Профсоюзов и социальных партнеров. В его работе приняли участие Галина Келехсаева, заместитель председателя ФНПР, Николай Асаул, заместитель Министра транспорта РФ, Роман Старовойт, руководитель Федерального дорожного агентства, Александр Малов, президент Общероссийского объединения работодателей в дорожном хозяйстве АСПОР, Игорь Старыгин, генеральный директор Ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами РАДОР.
В своих выступлениях руководители федеральных структур в сфере автотранспорта и дорожного хозяйства подчеркнули вклад профсоюзов в сохранение и развитие автомобильного и городского пассажирского транспорта, особо отметив роль профсоюза в обеспечении безопасности дорожного движения и жизнедеятельности трудовых коллективов.
Значительное внимание делегаты съезда уделили проблемам развития отрасли. Ключевая из них - обеспечение перевозок городским пассажирским транспортом общего пользования по социально ориентированным тарифам. Неполная компенсация затрат на перевозку льготных категорий граждан, а также затрат на осуществление перевозок на социально значимых маршрутах с небольшим пассажиропотоком - наиболее острая проблема. Ее решению будет способствовать принятый 13 июля 2015 г. Федеральный закон № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации», в котором заложен принцип полной оплаты транспортной работы при заключении государственных и муниципальных контрактов.
В целях реализации данного документа Минтранс разработал проект постановления Правительства РФ «О сфере деятельности, в которой при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и о внесении изменения в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации». Проект регламентирует порядок регулярных перевозок пассажиров и их багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, что, в свою очередь, должно качественно улучшить систему функционирования отрасли.
- В последнее время очень активно обсуждается проблема дальнейшего существования системы городского пассажирского общественного транспорта. Какова позиция делегатов съезда по данному вопросу?
- Главным моментом в сохранении и развитии городского общественного пассажирского транспорта является повышение рентабельности деятельности государственных и муниципальных перевозчиков. Здесь вводится понятие «документа планирования», который позволяет органам власти предусмотреть исключение дублирования маршрутов государственных и муниципальных перевозчиков маршрутами коммерческих перевозчиков. Это имеет принципиальное значение для сохранения городского пассажирского общественного транспорта.
По мнению участников съезда, 2015 год был продуктивным для автомобильного и городского пассажирского транспорта в части нормативно-правовой деятельности. В этой работе активное участие принимали представители профсоюзов. Социальные партнеры особо отметили совместную работу при подготовке проекта приказа Минтранса России «Об утверждении порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств».
Также при поддержке профсоюза было принято решение об определении самостоятельной отраслевой Стратегии развития автомобильного и городского наземного электрического транспорта, являющихся составной частью транспортного комплекса страны. Стратегия направлена на обеспечение формирования надежной и эффективной системы перевозки пассажиров и грузов этими видами транспорта с учетом их интеграции в единый транспортный комплекс страны. В настоящее время проект Стратегии направлен на рассмотрение в субъекты Российской Федерации. Профсоюзы готовы принять самое активное участие в этом процессе.
- Что можно сказать о социально-экономическом положении работников отрасли?
- Деятельность отраслевого профсоюза всегда была направлена на выстраивание конструктивных взаимоотношений между работниками, руководителями предприятий и органами власти на всех уровнях. Профсоюзной организации на протяжении многих лет удается отстаивать принципиальную позицию по вопросам, связанным с защитой законных прав и интересов дорожников и сотрудников автотранспортных предприятий, в частности, касающихся улучшения условий и охраны труда. Это является важным залогом успеха и заделом для поступательного социально-экономического развития отрасли.
Ключевыми вопросами на повестке деловой программы съезда стали итоги реализации мер по защите социально-трудовых прав и интересов участников профсоюзной организации в период 2011-2015 года.
Как было отмечено участниками съезда, на принципах социального партнерства с работодателями были заключены Федеральные отраслевые соглашения по автомобильному, городскому наземному пассажирскому транспорту, дорожному хозяйству, которые распространялись более чем на 95% отраслевых предприятий. Значительная работа проделана для улучшения условий минимальных гарантий по оплате труда: минимальная зарплата для работников дорожного хозяйства за прошедшие 5 лет увеличилась в 2,5 раза.
- Какие задачи поставил съезд перед профсоюзными организациями, действующими на уровне регионов?
- По результатам работы съезда были приняты резолюции, в которых определены основные направления деятельности региональных организаций отраслевого профсоюза. Обеспечение социальной стабильности, укрепление социального партнерства как основного механизма регулирования социально-трудовых отношений, соблюдение гарантий для работников, установленных действующими отраслевыми соглашениями и договорами, информационная работа – инструмент мотивации профсоюзного членства и укрепления профсоюза, профсоюз – будущее для молодежи… К реализации данных направлений будет приложен основной ресурс Волгоградской областной организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
На сегодняшний день в состав областной организации отраслевого профсоюза входит 17 первичных профсоюзных организаций – это 2 тысячи 180 членов профсоюза, что составляет около 50 процентов от общего количества работающих. Наша цель – сохранение и развитие членских организаций. Скажу откровенно – задача непростая в условиях тотальной структурной оптимизации предприятий и повсеместного сокращения персонала. Но обком областной организации намерен бороться за каждого члена профсоюза. И не только на предприятиях нашего региона.
В новой редакции Устава Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, принятой на съезде, подчеркивается роль межрегиональных связей и необходимость консолидации региональных организаций профсоюза. Согласно решению съезда я вошел в состав исполнительного комитета Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и являюсь секретарем ЦК отраслевого профсоюза в ЮФО. Цель – консолидация и координация действий в защите социально-экономических интересов и трудовых прав работников - членов профсоюза на всех предприятиях отрасли, расположенных в Южном Федеральном округе.