Будущее – за молодыми
О проблемах и перспективах машиностроительной отрасли корреспонденту «Волгоградских профсоюзов» рассказал председатель обкома профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Федор Сосин.
- Федор Ефимович, профессиональные праздники, как дни рождения у человека, - всегда вспоминается прошлое, обсуждается текущая ситуация и намечаются планы на будущее. В связи с этим первый вопрос – с каким настроением встречают машиностроители свой праздник?
- Сложностей очень много. Вроде бы много правительственных решений принято по машиностроительному комплексу, но реализуется мало. Сейчас непростые времена в экономике страны, что, конечно, оптимизма не прибавляет. Но хотелось бы поддержать своих коллег-машиностроителей, сказать, что профсоюз по прежнему – на страже их трудовых прав. Прежде всего, отмечу, что весной этого года было подписано Федеральное отраслевое соглашение на 2011-2013 год, которое определило направления нашей работы на ближайшее время.
Конечно, по объему социальных гарантий оно немного уступает «докризисным» соглашениям. Тем не менее, есть определенные достижения. Например, к 1 июля 2012 года минимальная зарплата в отрасли не может быть ниже 1,2 величины прожиточного минимума по региону, а средняя зарплата – не ниже 3-х прожиточных минимумов.
Стоит сказать, что финансовый кризис, наверное, больнее всего ударил по отрасли машиностроения. В это время главной задачей было сохранить трудовые коллективы на предприятиях. В то время нам очень помог областной комитет по труду и занятости - во время простоя предприятия направляли рабочих на переобучение, общественные работы, чтобы кадровые потери были минимальны.
Еще за 20 лет перестройки машиностроительная отрасль оказалась одной из наиболее разваленных. Например, в 1986-году, когда я только возглавил обком, в него входило 108 тысяч человек, сейчас нет и 6 тысяч. Членство в профсоюзах сократилось за счет уменьшения числа отраслевых предприятий - было 63, осталось 7, не считая мелких. Было 6 отраслевых институтов, где работало от 800 до 2,5 тысяч человек – теперь нет ни одного. Исчезли крупнейшие машиностроительные заводы Волгоградской области, где работали тысячи человек: Котельниковский завод сельхозмашиностроения, Михайловский завод пусковых двигателей, Урюпинский завод «Сельмаш», Фроловский сталелитейный завод, Волгоградский моторостроительный завод. И сегодня, куда ни посмотри, все разрушено, как будто Мамай прошел. Дело доходило даже до того, что, когда температура в цехе одного завода зимой опускалась ниже минус 16 градусов, рабочие уговаривали меня не поднимать этот вопрос перед руководством, боялись, что завод могут закрыть.
И все-таки сейчас мы начинаем восстанавливаться. Уже в 2010-м году началось оживление, наращивание объемов производства. В машиностроительной отрасли Волгоградского региона это в первую очередь можно сказать о таких предприятиях, как Волжский абразивный завод, Урюпинский крановый завод, Волжский подшипниковый завод-15, Камышинское предприятие «Газпром-кран». Начала расти зарплата, идет прием работающих на эти заводы. Сейчас, безусловно, есть надежда, что выйдем на докризисные рубежи, а, может быть, и приумножим.
- Как этого достичь?
- Основная задача, стоящая перед отраслью машиностроения – наладить выпуск качественной конкурентоспособной продукции. Немаловажный вопрос – кадры. На сегодняшний день не хватает высококвалифицированных специалистов на заводах. Не секрет, что престиж рабочей профессии упал, многие опытнейшие мастера ушли из профессии. Задача в отрасли – переобучить, проявить наставничество в работе с молодежью.
- Что делается в этом направлении?
- Создаются молодежные Советы. Сегодня нет другого органа по работе с молодежью, чтобы создать преемственность опыта от ветеранов производства - новым кадрам. Наглядный пример – на праздновании 50-летия абразивного завода было видно, что все хорошие традиции они сохранили. Важно делать упор на молодые кадры, ведь что греха таить – на многих машиностроительных предприятиях в основном работают люди предпенсионного и пенсионного возраста. И если они уйдут, то многие предприятия встанут. Для того, чтобы этого не произошло, заключаются соглашения с профтехучилищами, колледжами по подготовке кадров ускоренными темпами. Особенно востребованы вакансии фрезеровщиков, токарей, сварщиков, так как сейчас дефицит кадров этих специалистов высоких разрядов.
- Чем можно привлечь молодежь на завод?
- Лучше всего – это жильем. Но на сегодняшний день пока только разрабатываются подобные программы. Из-за того, что приток рабочей силы на заводы невелик, предприятия стараются свои кадры посылать учиться и платить стипендию. Также в коллективных договорах прорабатывается вопрос по жилью, частичной или даже полной оплаты за содержания ребенка в детском саду, чтобы привлечь на работу в предприятие. На абразивном заводе, например, бесплатный проезд работников на работу, приобретение санаторных путевок и детских путевок в оздоровительные лагеря. На крановом заводе, где 100%-ное членство профсоюзов, освобождают от работы женщин 1 сентября для подготовки детей к школе. На заводе тракторных деталей и нормалей сотрудникам при вступлении в брак выплачивается материальная помощь.
Конечно, первое, что интересует молодого человека при устройстве на работу – заработная плата. Сейчас молодежь в основном настроена на то, чтобы получить все и сразу и зарплата 5-10 тысяч рублей в месяц не всех устраивает. Конечно, высококлассные специалисты и зарплату получают высокую – до 40-50 тыс. рублей, но их, к сожалению, единицы. Среднероссийская зарплата по отрасли 22 тысячи рублей, наш регион отстает где-то на 4 тысячи, то есть 18 тысяч рублей ежемесячно.
- Федор Ефимович, что можно сказать о перспективах машиностроительной отрасли?
- Если будет увеличен объем заказов, то перспектива хорошая. Сейчас уже потихоньку восстанавливаемся после кризиса. Конечно, жаль, что за это время потеряли высококлассные кадры. Ведь у нас же очень сложное производство, специалиста за полгода не подготовишь. Самое главное, не стоит забывать, что машиностроительная отрасль – одна из самых ключевых, без нее экономика страны парализуется.
Сегодня профсоюз АСМ РФ объединяет более 500 тыс. работников предприятий, учреждений, организаций автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, преподавателей, студентов (учащихся) учебных заведений, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами. В Волгоградской территориальной организации 13 первичных организаций, в составе 9316 членов профсоюзов.