Никогда не опускал руки
Об этом в первую очередь вспоминали коллеги и друзья, поздравляя Федора Ефимовича Сосина с 75-летием.
Всего профсоюзной работе юбиляр отдал более сорока лет. В молодые годы он возглавил крупную первичную профорганизацию Волгоградского моторного завода. В начале перестроечных времен был избран председателем обкома работников автомобильного, тракторного и сельхозмашиностроения. Пережил вместе с коллегами самые трудные для профсоюзов времена, сохранил организацию, которая теперь объединяет работников автосельхозмашиностроения. Ушел на заслуженный отдых лишь три года назад, когда нашел себе надежную замену.
Неизбалованные дети войны
Федор Ефимович родился 21 ноября 1942 года, и этим все сказано. Судьба не давал поблажек этому поколению. После школы он работал шахтером и на шахте выучился на электрика. Служил в армии и находил время на подготовительные курсы. Поступил на энергофак Саратовского политехнического института и, как все однокурсники, подрабатывал то грузчиком, то сторожем. На летних каникулах в составе стройотряда тянул линии электропередач в Пензенской области. В общем, в 1969 году на Волгоградский моторный завод приехал неленивый и независимый инженер-энергетик.
- Завод мне понравился. Это было недавно построенное современнейшее предприятие, начиненное электронным, автоматическим, полуавтоматическим оборудованием, - вспомнил Федор Ефимович. - Я был там единственным энергетиком с высшим образованием, и работы хватало. Но через год меня вновь призвали в армию уже как офицера запаса. Когда закончился срок службы, вернулся на родное предприятие, где нам с женой и ребенком выделили комнату.
Поворот в девяностые…
Но инженерная карьера не задалась. Молодого специалиста избрали заместителем председателя профкома на общественных началах, а через год, в октябре 1973-го - председателем организации, которая насчитывала 4,5 тысячи человек. Работы здесь было куда больше, чем в энергохозяйстве: ведь тогда профсоюзы решали множество производственных и социальных задач, начиная от организации соцсоревнования и распределения жилья до организации праздничных концертов и новогодних елок.
В этой круговерти Федор Сосин прожил тринадцать лет. Полученный опыт пригодился, когда его, члена Президиума отраслевого обкома, пригласили в облсовпроф техническим инспектором. Тогдашний Председатель областного Совета профсоюзов Георгий Александрович Бойко присмотрелся к новому работнику: «Пора тебе возглавить обком. В организации 84 тысячи членов профсоюза - и тут, конечно, не с одним директором работать придется. Но работать надо, соглашайся…»
Известных всему Волгограду директоров за 28 лет работы на посту председателя обкома Федор Сосин повидал немало. Среди них были успешные руководители тракторного завода, проектных и научно-исследовательских институтов, которые вскоре столкнулись с диким российским капитализмом и забыли об успешных временах.
- После 1993-94 годов предприятия остались без заказов, а люди - без работы. Зарплаты они не видели по полгода, а бартер вроде китайских шуб семейный бюджет не спасал. За помощью работники предприятий шли к нам, и мы вместе искали выход, организуя акции протеста или переговоры с властью. Тракторостроители выходили на митинги во главе с директором завода Валерием Хватовым, моторостроители - со своим руководителем Валентином Ширяевым, - рассказал ветеран профсоюзного движения.
Федор Ефимович считает, что главной победой тогда стало объединение трех родственных профсоюзов, когда к его организации присоединились профсоюзы работников тяжелого машиностроения и машиностроения и приборостроения. В ЦК профсоюза были противники объединения, давили на председателя обкома...
- Но мы не опустили руки, устояли. Так в нашей областной организации объединились первички Волжского абразивного и Волжского подшипникового заводов, Фроловского сталелитейного, ВНИИТМаша, Центра стандартизации и метрологии, института «Тракторопроект» и другие. Только благодаря этому объединению, областная организация жива до сих пор, -- считает Федор Сосин.
Трудными победами завершалась и борьба профсоюзов с молодыми заезжими директорами за зарплату.
- Еду к такому: он обещает отдать людям деньги через неделю. Станки распродает, но ничего не отдает. Еду снова, он от меня прячется. Пишу официальное письмо: если, мол, не решите вопрос по долгам, ославлю вас в прессе как разрушителя промышленности. Тут начинаются долгие переговоры, которые наконец приносят результат.
Правда, с той поры многое изменилось. Переговоры не спасли многие предприятия от банкротств, а людей от безработицы. Начиная с дефолта 1998 года, численность профсоюза автосельхозмашиностроения упала до 3,7 тыс. членов. Но эти тысячи видят в профсоюзе защитника своих интересов. Приходят с самыми разными проблемами и благодарят уже за то, что их выслушали.
-- Молодые профсоюзные лидеры должны понимать: сейчас работодатель поддержит работников не всегда. А профсоюз должен помогать всегда, даже в мелочах. Люди это оценят и не покинут профсоюзную организацию, -- уверен юбиляр.