Проверочный лист - новая форма контроля
Трудовое законодательство - одна из самых важных для предпринимателей отраслей права. И в ней, как и в других отраслях, постоянно появляются нововведения. О том, как с 1 января 2018 года государственные трудовые инспекции начнут контролировать работодателей с помощью проверочных листов, рассказывают специалисты отдела правовой защиты и охраны труда облсовпрофа.
1.Что такое проверочные листы?
Введение проверочных листов предусмотрено постановлением правительства РФ от 8 сентября 2017 г. № 1080. В настоящее время на сайте Федеральной службы по труду и занятости содержится 107 форм таких листов, но в дальнейшем их число планируется довести до 200.
Сразу после нового года трудовые инспекции (ГТИ) начнут применять проверочные листы при проведении плановых проверок. Правда, сначала только в отношении организаций и ИП, деятельность которых отнесена к умеренной категории риска. Остальным нужно готовиться к плановым проверкам при помощи листов с 1 июля 2018 года. При проведении проверки инспектор не вправе отвлекаться на вопросы, которых нет в проверочном листе.
Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости, объясняет:
- Для того чтобы работодатели перед проверкой могли самостоятельно определить, насколько они соблюдают закон, и, если что-то нарушают, устранить это еще до того, как придет инспектор, Роструд разрабатывает специальные проверочные листы. Проверочный лист - это список вопросов. Оценивая ответы на них, трудовой инспектор может однозначно определить, соблюдает работодатель обязательные требования закона или нет. Такие листы содержат фиксированное количество требований, и инспектор должен проверить, выполняет ли их работодатель.
Роструд планирует не только внедрить проверочные листы в практику, но и сделать доступными для работодателей: скачать их с сайта ведомства можно уже сейчас.
2.Что содержится в проверочном листе?
Проверочный лист должен содержать следующие сведения:
*-- вид контроля или надзора;
*-- вид деятельности работодателя и его категория риска;
*-- наименование органа госконтроля, а также реквизиты документов, которые содержат проверяемые требования;
*-- перечень вопросов по обязательным требованиям, ответы на которые показывают, соблюдает или не соблюдает работодатель требования, которые составляют предмет проверки;
*-- соотнесенные с перечнем вопросов реквизиты нормативных правовых актов с конкретными нормами;
*-- учетный номер проверки, по которому можно будет найти информацию в Едином реестре проверок.
- Как работодатель может подготовиться к проверке и самостоятельно устранить недочеты?
Приведем типичный пример. Проверочный лист №7 «По проверке соблюдения общих требований по установлению и выплате заработной платы» содержит такой пункт: «Работодатель выплачивает каждому работнику, полностью отработавшему месячную норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации...» Соответственно, прежде чем согласиться с этим утверждением или опровергнуть его, работодатель должен узнать минимальную зарплату в своем регионе и высчитать МРОТ.
- Каков МРОТ в России?
В настоящее время Госдума в третьем, окончательном чтении приняла законопроект о повышении минимального размера оплаты труда с 1 января 2018 года.
Сейчас МРОТ в России составляет 7800 рублей, с 2018 года он увеличится до 9489 рублей (85% прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал 2017 года). С 1 января 2019 года МРОТ должен достигнуть абсолютного размера к уровню прожиточного минимума и будет введен законодательным актом на основании действовавшего в 2018 году значения прожиточного минимума.
Пока же для МРОТ 2018 года за основу взят прожиточный минимум трудоспособного населения, установленный на 2 квартал 2017 года: в этот период он составил 11 163 рубля.
- Каков МРОТ в Волгоградской области?
Согласно «Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Волгоградской области» (заключено 05.07.2016 N С-272/15, зарегистрировано в ГКУ Волгоградской области Центр занятости населения города Волгограда 15.07.2016 N 9-2016-ВГД), минимальная заработная плата в Волгоградской области устанавливается:
-- для внебюджетного сектора экономики -- в размере 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения Волгоградской области;
-- для государственных и муниципальных учреждений; для некоммерческих организаций; для организаций, созданных общественными объединениями инвалидов; для работников, осуществляющих трудовую деятельность на общественных и временных работах (в том числе при стажировке), организованных работодателем по временному трудоустройству работников в рамках реализации программ дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Волгоградской области и содействия занятости населения, -- в размере минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне.
Для работодателей, отнесенных по виду экономической деятельности к сельскому хозяйству, устанавливается особый порядок расчета ежемесячного значения минимальной заработной платы, исходя из среднегодового заработка работника. При этом размер ежемесячного значения минимальной заработной платы по итогам календарного года не может быть менее 1,2 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.
Размер минимальной заработной платы устанавливается для работников, работающих на территории Волгоградской области, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах РФ устанавливается в порядке, определенном законами субъектов РФ. В Волгоградской области порядок установлен Законом Волгоградской области от 25.07.2005 N 1091-ОД «О прожиточном минимуме в Волгоградской области».
Постановлением Администрации Волгоградской области от 13.11.2017 №588-П величина прожиточного минимума для трудоспособного населения за 3 квартал 2017 года составила 9665 рублей.
- Каково последнее решение Конституционного Суда, касающееся МРОТ?
7 декабря 2017 года Конституционный Суд принял Постановление № 38-П, в котором указал, что северные коэффициенты и районные надбавки должны начисляться поверх МРОТ, и поэтому теперь в отношении всех работников севера оплата труда будет производиться именно таким образом.
Спор о надбавках начался в 2007 году, когда из ст. 129 Трудового кодекса законодатель убрал норму о том, что в величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. А из ст. 133 ТК убрал положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Именно тогда возникла неопределенность, допускающая возможность включать в МРОТ районные коэффициенты и северные надбавки.
Конституционный Суд отметил: повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным.
Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда по существу приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний ст. 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.