Повышение пенсионного возраста: цифры, факты, мнения
Профсоюзы считают несвоевременным принятие законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»
Федерация независимых профсоюзов России заявила: прежде чем рассматривать документ, требуется решить и законодательно оформить многие вопросы и, в частности, изменить ситуацию на рынке труда, пересмотреть политику оплату труда, законодательно утвердить Пенсионный кодекс Российской Федерации, провести реформирование системы обязательного пенсионного страхования, обосновать эффективность предлагаемых мер для пенсионной системы и др.
1.Какой проект предлагает Правительство России?
Законопроект об изменении пенсионного возраста, вынесенный на заседание Правительства 14 июня и принятый кабинетом министров в тот же день, предполагает: повысить с 1 января 2019 года пенсионный возраст мужчинам на пять лет, а женщинам -- на восемь. Но не сразу: процесс будет идти постепенно, переходный период будет длиться до 2034 года.
Повышение первыми затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения. Они получат право выйти на пенсию в 2020 году -- в возрасте 61 года и 56 лет соответственно. Затем возраст будет увеличиваться: каждые двенадцать месяцев -- на год. В конце переходного периода мужчины 1963 года рождения смогут выйти на пенсию в 2028 году в возрасте 65 лет, женщины 1971 года рождения получат право выхода на пенсию в 2034 году в возрасте 63 лет.
Возраст получения социальной пенсии также предлагается повысить. Те, кто не работал или не приобрел полноценный стаж, смогут получить пенсию позже: женщины в 68 лет (вместо нынешних 60 лет), мужчины в 70 лет (вместо 65).
Разработчики законопроекта обещают, что после повышения пенсионного возраста нынешние пенсионеры получат прибавку к пенсии около 1000 рублей ежемесячно. То есть в 2019 году прибавка составит 12 тыс. рублей, а к 2030 году средний размер пенсий достигнет 2,5 прожиточных минимума.
2.Как оценили документ профсоюзы?
На заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состоявшемся 16 июня, профсоюзная сторона в лице Председателя ФНПР Михаила Шмакова так выразила свое мнение:
«Данный законопроект не должен рассматриваться, пока не будут решены и законодательно оформлены следующие вопросы.
1.Изменена ситуация на рынке труда за счет создания высокотехнологичных рабочих мест, сокращения доли «живого труда», обеспечения гибкой занятости, создания систем перманентной переподготовки кадров. В рамках этой программы необходимо предусмотреть рабочие места, адаптированные для высоковозрастных категорий работников, а также гарантировать первое рабочее место для выпускников профессиональных учебных заведений.
2.Пересмотрена политика оплаты труда с целью повышения заработной платы, особенно в категориях средне и выше среднего оплачиваемых работников.
3.Ратифицирована Конвенция МОТ № 102 без изъятий.
4.Для обеспечения более эффективного пользования пенсионным законодательством необходимо произвести кодификацию действующих нормативных правовых актов в области пенсионного обеспечения и законодательно утвердить Пенсионный кодекс Российской Федерации.
5.Пересмотреть методику определения прожиточного минимума с целью его оптимизации и возможности использования как реального целевого ориентира уровня минимальной оплаты труда и пенсионного обеспечения.
6.Провести реформирование системы обязательного пенсионного страхования, в котором предусмотреть:
-- создание пенсионных подсистем для страхования различных категорий работников с учетом характера оплаты их труда (формальный и неформальный секторы, самозанятые и т.д.);
-- прекращение практики предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным категориям страхователей;
-- унификацию порядка назначения и получения пенсий для всех категорий наемных работников, включая государственных служащих, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и членов Совета Федерации ФС РФ;
-- оптимизацию страхового тарифа на пенсионное страхование, приведение его величины в соответствие с обязательствами перед застрахованными путем определения нагрузки между субъектами страхования и подкрепленного актуарными расчетами.
7.Подготовить финансово-экономическое обоснование, подтверждающее реальное и качественное увеличение пенсий, а также эффективность предлагаемых мер для пенсионной системы.
8.Продолжить формирование трехуровневой пенсионной системы.
9.Вывести накопительный компонент из системы обязательного пенсионного страхования и перевести его в добровольный формат.
10.Увязать продление активной трудовой жизни с вопросами предоставления качественной медицинской помощи высоковозрастной категории работников.
Указанные проблемы должны быть оформлены соответствующими законопроектами, только после принятия которых можно будет возвращаться к вопросу повышения пенсионного возраста.
На основании изложенного сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, не поддерживает проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
3.Какими должны быть действия членских организаций ФНПР?
18 июня лидер российских профсоюзов Михаил Шмаков направил руководителям членских организаций ФНПР письмо. В нем сказано:
«Правительство Российской Федерации 16.06.2018г. внесло в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», регистрационный номер 478161-7, основной идеей которого является повышение пенсионного возраста. Совет Государственной Думы ФС РФ рассмотрел и направил законопроект в субъекты Российской Федерации.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации принятие данного федерального закона Государственной Думой ФС РФ согласовывается с законодательными и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
ФНПР направила письма Председателю Правительства РФ Д. А. Медведеву и заместителю Председателя Правительства Т. А. Голиковой, информируя их об отрицательной позиции профсоюзов по вопросу повышения пенсионного возраста. Копии писем опубликованы в газете «Солидарность» и размещены на официальном сайте ФНПР.
Позиция профсоюзов подтверждена на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 16.06.18г., что зафиксировано соответствующим решением, доведена до депутатов Государственной Думы ФС РФ, членов межфракционной группы «Солидарность».
Учитывая значимость данного законопроекта, затрагивающего социально-трудовые права абсолютного большинства наемных работников, предлагаем:
-- с целью информирования членов профсоюзов о позиции ФНПР по повышению пенсионного возраста, организовать и провести собрания в первичных профсоюзных организациях и обсуждения на заседаниях профсоюзных органов. Принятые решения направлять в региональные законодательные и исполнительные государственные органы, в адрес Президента России, Правительства РФ, Государственной Думы ФС РФ, Совета Федерации ФС РФ, а также в вышестоящие профсоюзные органы для поддержки консолидированной позиции профсоюзов;
-- уточнить дату рассмотрения данного законопроекта региональными органами государственной власти, добиваться присутствия профсоюзных представителей при его рассмотрении;
-- провести встречу с руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и информировать его о позиции профсоюзов;
-- инициировать заседание Региональной трехсторонней комиссии, на котором довести до социальных партнеров позицию профсоюзов. Протокол направить в соответствующие региональные органы государственной власти и Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений;
-- довести позицию профсоюзных организаций, членов профсоюзов региона до депутатов Государственной Думы, избранных по избирательным округам и партийным спискам соответствующего субъекта РФ, членов Совета Федерации с предложением поддержки позиции профсоюзов;
-- проводить, с соблюдением российского законодательства, митинги, шествия, пикеты и другие коллективные действия против повышения пенсионного возраста;
-- общероссийским отраслевым профсоюзам оказывать всемерную поддержку своим территориальным организациям в выполнении данных рекомендаций;
-- информацию о принятых решениях и конкретных действиях просим в возможно короткие сроки направлять в ФНПР».
4.Что решил Исполком ФНПР?
В постановлении Исполкома ФНПР № 3 – 1 от 26 июня 2018г. «О позиции по законопроекту об изменениях в пенсионном законодательстве» сказано:
«Майским Указом Президента от 7.05.2018г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача искоренения бедности, повышения благосостояния пенсионеров. Правительственный законопроект должен внести свой вклад в решение этих задач. Однако реализация его без комплекса мер, предлагаемых профсоюзной стороной РТК, может не дать желаемых результатов.
Учитывая, что законопроект затрагивает социально-трудовые права большинства наемных работников, Исполнительный комитет ФНПР постановляет:
1.Одобрить позицию профсоюзной стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений о «пакетном» рассмотрении проблем, с учетом всех рисков, возникающих для работников и пенсионеров, связанных с законопроектом Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
2.Членским организациям ФНПР в рамках коллективных действий продолжить разъяснение позиции профсоюзов, изложенной в письме ФНПР от 18 июня 2018года:
-- на собраниях в профсоюзных организациях и заседаниях коллегиальных органов профсоюзов всех уровней;
-- на встречах с руководителями высших законодательных и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, Общероссийского народного фронта и региональных общественных палат;
-- на заседаниях региональных трехсторонних комиссий.
Принимать активное участие в заседаниях региональных органов власти, рассматривающих законопроект.
При необходимости использовать другие формы коллективных действий.
3.Обратиться в Государственную Думу ФС РФ с предложением о создании рабочей группы по рассмотрению предложений профсоюзов в «пакете» с данным законопроектом.
4.Членским организациям ФНПР информацию о выполнении данного постановления направить в ФНПР до 19 июля 2018 года».
5.Поддерживают ли депутаты профсоюзную сторону?
В Госдуме изменения российского пенсионного законодательства обсудили 20 июня. У депутатов теперь есть два с половиной месяца на дискуссии, после которых будет принято окончательное решение.
Мнения фракций о законопроекте разделились. Партия «Единая Россия», например, выступает за принятие реформы. Правда, при этом она объявила сбор предложений граждан по совершенствованию пенсионной системы. Помимо встреч с депутатами и партийным активом на базе различных региональных площадок, свое мнение можно будет высказать посредством электронной связи.
Сбор продлится со 2 до 30 июля. Свои содержательные предложения волгоградцы могут присылать на почту volgograd-pencii@list.ru. В обращении нужно указать ФИО, возраст, а также данные для обратной связи.
Как сообщил секретарь Генсовета партии Андрей Турчак, полученные от регионов предложения будут проанализированы и обобщены, а затем направлены в Госдуму ко второму чтению законопроекта о пенсионной реформе.
Что касается депутатов Госдумы, входящих в межфракционную рабочую группу «Солидарность», то они вместе с руководителями выборных органов ФНПР обсудили правительственные инициативы, направленные на повышение пенсионного возраста. Участники заседания подчеркнули, что профсоюзам и депутатам Госдумы из группы «Солидарность» необходимо выработать консолидированные решения для предметной дискуссии с Правительством.
По словам Председателя ФНПР Михаила Шмакова, задача профсоюзов -- остановить продвижение внесенных Правительством законопроектов, а депутатов -- выступить с конструктивными предложениями уже на обсуждении проектов в первом чтении.
«Тезис о необходимости повышения пенсионного возраста не подкреплен расчетами, а аргументы сторонников правительственных инициатив голословны и не выдерживают критики», -- сказал Михаил Шмаков.
Изменение пенсионного возраста без комплекса законодательно закрепленных мер по совершенствованию пенсионной системы приведет не к ее стабилизации, а к дальнейшему ухудшению положения трудящихся и социальной напряженности, уверены профсоюзы. ФНПР готовит соответствующие предложения, которые будут направлены в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
По итогам обсуждения депутаты Госдумы решили принять рекомендации ФНПР к сведению и донести позицию профсоюзов до избирателей в регионах.
Депутаты также ознакомились с подготовленными в ФНПР законопроектами и решили: единогласно выступить в качестве субъекта права законодательной инициативы и внести в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» с целью приведения действующего трудового законодательства в соответствие с Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017г. № 38-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 129, частей первой и третьей ст. 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой ст. 133 TK РФ», а так же внести изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
Депутаты Волгоградской облдумы на своем заседании 3 июля в первом чтении одобрили пенсионный законопроект и проголосовали за повышение пенсионного возраста. Вице-спикер Сергей Булгаков при этом пообещал: более детальная работа над документом будет проведена в сентябре.
- Поможет ли предложенная реформа увеличить пенсии?
Секретарь ФНПР, главный редактор Центральной профсоюзной газеты «Солидарность» Александр Шершуков считает, что нет. Он объясняет, почему большинство россиян выступает против скороспелой реформы.
«Скажу просто: на сегодня депутатам Государственной Думы предложено просто поднять планку пенсионного возраста. Именно это написано в законопроекте. Все остальные обещания -- от роста продолжительности жизни до роста пенсий -- излагаются представителями правительства в стиле «а на словах велел передать».
То есть, никаких письменных обязательств! Потому что законченной картины пенсионной системы у правительства нет. Просто подавляющему большинству населения предложено отказаться от своих прав и денег в обмен на устные обещания специалистов, которые за длительное время не смогли стабилизировать ни экономику страны, ни пенсионную систему. Так можно ли осуждать население, которое не верит этим обещаниям и выступает против повышения пенсионного возраста?
Можно ли повысить пенсионный возраст? Можно. Но для этого правительство Российской Федерации предварительно должно за несколько лет переходного периода не пообещать, а осуществить ряд конкретных шагов: реализовать на практике политику повышения зарплат как в бюджетном, так и во внебюджетном секторе, учитывая работу на одну ставку; усилить защиту прав работников через расширение прав профсоюзов, включая право на забастовку; сделать хотя бы несколько шагов для создания заявленных 25 млн новых, высокопроизводительных, достойных рабочих мест и пр.
Только после того, как все это будет выполнено, в стране появится подобие социальных отношений, которые допускают разговор о повышении пенсионного возраста».
- Исполняется ли Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы?
Механическое повышение пенсионного возраста не приведет к устранению финансовых проблем в пенсионной системе. Руководитель Департамента социального развития ФНПР Константин Добромыслов прогнозирует, к чему приведет повышение пенсионного возраста.
«Перечисленные в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ проблемы показывают, что вопрос повышения пенсионного возраста не является первоочередным в числе обозначенных задач, -- подчеркивает он. -- Прежде чем переходить к вопросу о повышении пенсионного возраста, необходимо реализовать обозначенные в Стратегии задачи и подготовить сферу труда для успешной реализации выдвигаемой идеи.
Анализ закона об исполнении бюджета Пенсионного фонда России за 2017 год показывает, что дефицита пенсионных средств для выплаты страховых пенсий в бюджете Пенсионного фонда России нет. Основная масса трансфертов из федерального бюджета не связана с общеустановленным пенсионным возрастом, а является только реализацией ранее выданных федеральных обязательств на покрытие льгот для отдельных предприятий и территорий. Эти обязательства составляют около 2 трлн рублей.
Анализ обозначенных проблем показывает возможные последствия непродуманных решений. Отсутствие рабочих мест будет приводить к росту безработицы среди молодежи (от 15 до 29 лет) и росту безработицы в предпенсионном возрасте. В условиях отсутствия достойного пособия по безработице (сегодня максимальное значение 4900 руб. в месяц) это приведет к массовому обнищанию и маргинализации населения, росту криминала.
Также это может спровоцировать рост числа досрочного оформления пенсий в связи с невозможностью найти работу и рост числа оформления пенсий по инвалидности вследствие общего заболевания. Финансовая нагрузка на социальную сферу не ослабнет.
Рост безработицы приводит к падению стоимости труда (сокращению заработной платы). Уменьшение стоимости труда приводит к замедлению модернизации производства и снижению его эффективности. Как следствие это приведет к замедлению темпов экономического роста, что в целом негативно отразится на благосостоянии населения.
Поставленная президентом РФ задача по двукратному сокращению бедности решена не будет.
8.Каких лозунгов потребовала пенсионная реформа?
При рассмотрении вопроса о повышении пенсионного возраста профсоюзы готовы требовать:
- Принять программу роста зарплат работников! Без роста зарплат не может быть роста пенсий!
- Принять конвенцию №102 Международной организации труда, которая устанавливает нижнюю планку пенсии в 40% от утраченного заработка и вводит страхование от безработицы!
- Создать новые рабочие места с достойной зарплатой, ориентированные на возрастных работников и молодежь!
- Накопительную часть пенсии вернуть в солидарную! Взносы в индивидуальную дополнительную пенсию -- только в добровольном порядке!
- Вместо множества законов нужен единый Пенсионный закон, одинаковый для всех! Мы имеем право заранее знать размер своей пенсии. Определите точно и на бумаге, а не на словах -- какая будет пенсия, и как ее будут считать!
- Нет полного взноса в пенсионный фонд -- нет полной пенсии! Кто дает льготы по пенсионным взносам, тот и должен платить за этих льготников.
- Пенсионные правила -- не менять каждые три года!
- Страховые социальные фонды -- под трехстороннее управление (профсоюзы, работодатели, правительство)!