Между небом и землей
Более трех часов продолжались жаркие дебаты между профсоюзным комитетом и трудовым коллективом ОАО «Международный аэропорт Волгоград» с одной стороны и администрацией предприятия – с другой. Камнем преткновения на последней в уходящем году конференции трудового коллектива волгоградского аэропорта стал проект нового коллективного договора, который инициировала администрация. Между тем, срок действующего трудового договора заканчивается только в июне 2012 года. Зачем работодателю новый документ? Что он собой представляет и кого не устраивает? Обо всем этом по порядку.
Переговоры
Несмотря на то, что действие коллективного договора на ОАО «Международный аэропорт Волгоград» заканчивается в июне 2012 года, 21 октября 2011 года был издан приказ нового генерального директора данного предприятия Тагира Гаджиева (он был назначен на должность в сентябре 2011 года) об образовании комиссии для ведения переговоров по подготовке проекта нового колдоговора и его заключения. В ее состав вошли администрация предприятия и представители профсоюзного комитета. В течение двух месяцев разрабатывался проект нового документа и велись переговоры. Все это время в профком поступали обращения, жалобы руководителей и работников подразделений предприятия. И практически всех не устраивало одно - новая система оплаты труда, на которую в кратчайшие сроки предлагала перейти сторона работодателя.
В конце декабря 2011 года вопрос о заключении нового коллективного договора на 2011-2014 гг. был включен в повестку дня на конференции трудового коллектива ОАО «Международный аэропорт Волгоград». В ее работе приняли участие 81 делегат, профсоюзный комитет во главе с Владимиром Кулиевым, администрация предприятия с Тагиром Гаджиевым, Владимир Стариков, председатель Волгоградского областного совета профсоюзов и Николай Епишин, заместитель председателя облсовпрофа. Но уже в процессе обсуждения повестки дня председатель профкома Владимир Кулиев изменил формулировку вопроса и предложил не заключать, а рассмотреть проект нового коллективного договора.
Прежде чем делегаты приступили к обсуждению главного вопроса, на конференции были заслушаны отчеты об исполнении коллективного договора за 11 месяцев 2011 года, с которыми выступили Валентина Егорова, заместитель генерального директора по персоналу, и Владимир Кулиев. В целом делегаты удовлетворительно оценили работу по исполнению коллективного договора обеих сторон социального партнерства.
Так почему же возникла острая необходимость в заключение нового коллективного договора? Об этом представителям трудового коллектива подробно рассказал генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Волгоград».
Изменились обстоятельства
По словам Тагира Гаджиева, во время исполнения своих функциональных обязанностей он будет преследовать две цели. Одна из них - улучшение благосостояния работников предприятия. Другая цель - вывести уровень обслуживания пассажиров и самолетов в Волгограде на уровень лучших аэропортов РФ.
– Я тщательно прочитал и изучил ваш коллективный договор, - обратился к делегатам и профкому генеральный директор. – И хочу сказать, что он составлен в самых лучших традициях социалистического, коммунистического государства. Это социально ориентированный договор. Но сейчас обстоятельства изменились, и этот документ не соответствует реальности.
Также Тагир Гаджиев раскритиковал длительную процедуру по внесению изменений в коллективный договор:
– Сейчас, чтобы внести какие-то изменения в коллективный договор, я свои приказом как гендиректор ничего не могу сделать. Для этого необходима длительная процедура – выборы делегатов, проведение конференции, вынесение и обсуждение вопроса и т.д. Механизм очень трудоемкий и по времени, и по процедурам. Поэтому, учитывая опыт других предприятий, мы приняли решение – общие положения разработать в соответствие с трудовым законодательством, а порядок оплаты труда сделать отдельными положениями. Чтобы я своим приказом, оценив экономическую ситуацию на предприятие, мог оперативно вносить изменения, касающиеся оплаты труда, штатной структуры и т.д..
Вне штата
Еще одно нововведение, которое планирует руководство волгоградского аэропорта –изменение организационно-штатной структуры. Как отметил гендиректор, на предприятие предполагалось сократить 85 работников. В это число входили уборщицы (30 человек) и работники пищевого блока (31 человек). А по службам и по отделам – это были единичные случаи. Причем работодатель заверил, что никто не останется без работы, персонал просто переведут в другие организации, с которыми аэропорт заключит договора:
– Мы хотим вывести эти сферы деятельности из аэропорта. К примеру, сегодня во всех современных аэропортах уборщицами руководят сторонние организации, с которыми администрация заключает договор. То же самое и по пищеблоку: сейчас он работает только в ущерб предприятию. А, пользуясь услугами клининговых компаний, мы и зарабатывать будем больше, и обслуживать пассажиров будем лучше.
Под одну гребенку
Много вопросов и критических заявлений у трудового коллектива вызвало новое положение об оплате труда. Тагир Гаджиев констатировал, что 100 из 700 сотрудников аэропорта получают меньше регионального минимума. Поэтому задача нового руководства – в процессе проведения реорганизации увеличить зарплату у нижестоящих оплачиваемых работников как минимум на тысячу рублей.
– Я поставил задачу – всем работникам увеличить заработную плату, - заявил работодатель. – Если законодательство это предусматривает, то сделаю так, чтобы она была у всех одинаково увеличена. Если надо будет, то низшему звену повышу на 15-20 процентов, среднему – на 10, а верхнему – на 5 процентов.
Планы работодателя по увеличению зарплаты вызвали волну возмущений со стороны трудового коллектива. Многие говорили о том, что на сегодняшний день они только теряют в зарплате:
– Я потеряла в зарплате очень много с вашим повышением – более тысячи рублей. С меня сняли все надбавки, - прозвучала реплика из зала.
– Я считаю не справедливым, что меня - профессионального инструктора сравняли с дворником. Почему мой оклад - семь тысяч, а у дворника -7,5 тысяч рублей. Не проще сделать оклад справедливым? – обратился к работодателю следующий выступающий.
– Нет, не проще, - парировал генеральный директор. – Чтобы получать нормальную зарплату надо провести определенную работу, также необходимо разработать нормативную базу. Тогда через 2-3 года зарплата в аэропорту будет больше, чем средняя зарплата по городу. Я вам это обещаю!
– У нашего фельдшера оклад 6 тысяч рублей, но при этом он несет уголовную ответственность – вспылила одна из участниц конференции. – Вы хотите сказать, что дворник тоже несет уголовную ответственность. Вы не подняли зарплаты, вы просто унизили нас - медицинских работников.
Много лет работал - ничего не заработал?
Кроме того, делегатов крайне возмутил тот факт, что в новом положении об оплате труда с работников снимают все надбавки - за классность, выслугу лет, за оружие и другие.
– Почему в новом договоре ничего не говорится о классности водителей, хотя надбавка за нее должна автоматически выплачиваться, - поинтересовался у администрации очередной сотрудник аэропорта. – Также ни слова о выслуге лет. Вы, миную законы, хотите пойти каким-то другим путем на увеличение зарплаты. Но пока мы только проигрываем. В договоре не написано, что коэффициент, о котором вы говорите, стабильный и ежемесячный. Сегодня он может быть, а завтра нет. Вы подняли мой оклад всего на 500 рублей. Может это и хорошо, но я из-за этого лишился повышения.
– Раньше молодые водители имели возможность обучаться и нарабатывать опыт работы, - высказался другой выступающий. – Водители со стажем получали больше именно за счет классности и за счет коэффициентов, так как работали на большем количестве техники. А сейчас, когда вы всех уравняли, у молодежи вообще не будет стимула обучаться, так как оклад у всех водителей теперь одинаковый.
– Почему в новом договоре идет градация премий? - последовал очередной вопрос из зала. – Мы все здесь между собой взаимосвязаны. Если у кого-то не ладится, то сбой в работе произойдет и у остальных.
– С введением вашего коэффициента я буду получать примерно 10 800 рублей, а со всеми вычетами получается девять тысяч. Санаторно-курортная путевка стоит дороже. А между тем, каждый работник аэропорта работает во вредных условиях. Как вы собираетесь над этим работать? - прозвучал еще один вопрос от трудового коллектива.
– Не нужно отнимать у людей то, что законом уже предусмотрено. Главное услышать то, что хочет трудовой коллектив, и он за вами пойдет…
Тагир Гаджиев напомнил, что в отраслевом соглашении не говорится об обязательном использовании таких параметров выплат, а лишь рекомендуется к ним обращаться. По его мнению, все надбавки за выслугу лет, за классность были придуманы для того, чтобы людей каким-то образом привязать к предприятию и со временем повышать зарплату. При нынешней системе оплаты труда все организации от этих параметров отказываются.
– Какая вам разница, что у молодых и пожилых водителей одинаковые оклады, - обратился к залу гендиректор. – У молодого работника тоже есть семья. Почему он не имеет права на достойную оплату? Все должны получать одинаково, так как выполняют один и тот же объем работ. Этой позиция я буду придерживаться, пока буду занимать должность генерального директора. Если хотите зарабатывать больше, то растите по карьерной лестнице, повышайте свой профессиональный уровень…
Больше чем жизнь
По мнению председателя профкома руководство при разработке проекта нового коллективного договора не оценило ситуацию, которая происходит на предприятии и поэтому в новом документе допущены серьезные перекосы.
- Может система оплаты труда и хорошая для администрации, для бюджета предприятия, - отметил Владимир Кулиев. - Нельзя отбирать у людей то, что они заработали потом и кровью, всех уравнивать. Несомненно, молодого сотрудника надо поддержать, но для этого нужны какие-то другие механизмы. Сегодня же определенные авиаработники выиграли: у них действительно выросли оклады. Но многие - это служба авиационной безопасности, служба охраны, пожарные и т.д. – немало потеряли. А ведь для нас это предприятие больше чем жизнь!
Как рассказал председатель профсоюзного комитета, переговорный процесс по проекту нового коллективного договора проходил достаточно болезненно. Был составлен протокол разногласий, многие вопросы до сих пор остались нерешенными. В частности, в новом документе исчезли многие гарантии, исчезло понятие индексация заработной платы. Более того, профсоюз лишился рычагов воздействия на основную часть коллективного договора, касающуюся оплаты труду, которую работодатель объявил гарантированной.
- Профсоюз будет настаивать, чтобы зарплата индексировалась ежегодно, чтобы она реально росла, чтобы наши работники не чувствовали себя униженными и оскорбленными. Мы в любом случае должны достичь взаимовыгодного решения и не допустить коллективного спора, – заявил Владимир Кулиев.
По итогам конференции было принято решение о продлении переговорного процесса по обсуждению проекта нового коллективного договора до конца января 2012 года.
Владимир Стариков, председатель Волгоградского областного Совета профсоюзов считает, что в сложившейся ситуации работодателю необходимо отозвать уведомление о начале коллективных переговоров по подготовке договора и приступить к этой работе в марте 2012 года:
– Срок действия коллективного договора истекает 1 июня 2012 года. В настоящее время трудовой коллектив защищен законом. Коллективный договор является нормативным локальным актом и за его невыполнение работодатель несет ответственность. Сегодня мы видим классическую ситуацию: с одной стороны - работодатель, а за ним собственник, которые стремятся максимально извлечь прибыль из данного предприятия, с другой стороны – трудовой коллектив. Администрация предлагает в корне изменить положение об оплате труда и тогда, по ее словам, зарплата увеличится. Но, за счет чего? Известно, что фонд оплаты труда формируется исходя из штатного расписания. И чтобы его увеличить, следует пересмотреть это штатное расписание. Что касается вывода людей за штат. Не факт, что уволенных с этого предприятия, возьмут на работу в субподрядную организацию, или как сейчас говорят в аутсорсинг. Этого никто не может гарантировать. Более того, не факт, что там будет профсоюзная организация. И еще: средняя заработная плата на вашем предприятии - 13 900 рублей. Хочу вас проинформировать, что средняя зарплата по Волгоградской области составляет уже 18 тысяч рублей. А тот факт, что за 11 месяцев с предприятия уволилось 156 работников, а 113 было принято, в конечном счете, ведет к тому, что за четыре года обновится весь трудовой коллектив. Проблемы, которые сегодня обсуждаются очень серьезные. Социальным партнерам нужно сесть за стол переговоров и прийти к единому правильному компромиссному решению.
Владимир Лукьянов, юридический отдел ОАО «Международный аэропорт Волгоград»:
– Сейчас постоянно говорится о социальной защищенности населения. Направления деятельности многих государственных программ направлены на это. У нас же получается, что коллективный договор предоставляет нам слишком много социальных гарантий и от половины нам надо отказаться. Если работники отказываются от них, то им надо что-то предложить взамен. Работодатель говорит, что повысит заработную плату. Но тогда почему в 2011 году не было индексации зарплаты, которая у нас на предприятии ежегодно в октябре происходила. Политика увеличения зарплат за счет премий сейчас проводится на многих предприятиях. Но премии человека могут лишить, а оклад же является самой надежной и стабильной «подушкой безопасности». Пока улучшений не видно.