Финансам не до романсов
В обсуждении актуальной темы приняли участие члены обкома, председатели первичных профорганизаций, руководители учреждений культуры, представители областной администрации.
Новая система оплаты труда (НСОТ) начала применяться в государственных учреждениях культуры региона около года назад. За это время накопились жалобы на несовершенство закона.
Хотели как лучше…
- Сейчас, когда самая острая фаза прошла, появилась необходимость более глубоко и взвешенно оценить, что принесла реформа заработной платы большинству работников, что надо сделать для того, чтобы минимизировать последствия не всегда продуманных решений идеологов этой реформы, - обратилась к участникам Пленума Людмила Широкова, председатель обкома профсоюза работников культуры. - Если охарактеризовать настроения в целом, то, по восприятию большинства работников, официально заявленная цель новой реформы – стимулирование наиболее квалифицированного труда - оказалась просто лозунгом. Как раз высококвалифицированные работники и почувствовали себя наиболее ущемленными. На наш взгляд это связано с тем, что Правительство не согласилось с достаточно убедительной позицией профсоюзов непроизводственной сферы России – установить в качестве государственных гарантий единые по всей стране базовые ставки по основным профессионально-квалификационным группам специалистов. Все было отдано на усмотрение местных органов власти и на откуп их бюджетов. Поэтому не только в разных областях, но и в разных муниципалитетах нашего региона устанавливаются разные базовые оклады. Получается, что зарплата зависит не столько от квалификации и уровня работы, а от места проживания.
Не зарплата, а оскорбление
В законе об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений Волгоградской области минимальный размер оклада был установлен только для профессий рабочих в размере 2800 рублей. Сейчас он проиндексирован, но все равно остается ниже МРОТ (4611 рублей). Что касается остальных профессиональных квалификационных групп, то их базовые ставки и оклады гарантируются не ниже, чем у рабочих. В развитие закона минимальный оклад или ставка для специалистов ведущего звена государственных учреждений культуры, которые подведомственны комитету по культуре администрации области, установлен размер в 3600 рублей, тоже не дотягивает до МРОТа.
- Если экономисты воспринимают эту цифру в качестве расчетной единицы, умножают ее на коэффициент, чтобы нынешний оклад не был ниже того, который был по единой тарифной сетке, то подавляющее число актеров, музыкантов, библиотекарей, музейных работников воспринимают ее как оскорбление своего уровня квалификации, таланта, опыта и признания публики,- продолжает Людмила Широкова. – Если я имею базовое образование, навыки и опыт, позволяющие в рамках должностных обязанностей выполнять свою трудовую функцию, значит, этому должен соответствовать и оклад.
Нет объективных критериев, по которым устанавливается размер стимулирующей надбавки, не определены условия ее выплаты или лишения. В связи с этим мы имеем факты, когда из-за непродуманных действий менеджмента учреждений культуры надбавок лишаются работники творческих профессий, которые на их взгляд качество и интенсивность своей работы в этот период не снижали. Это приводит не только к производственному конфликту в день получения зарплаты, которая состоит из мизерного оклада и такой же надбавке за стаж, но и не дает работникам иметь реальное представление о зарплате в перспективе на несколько месяцев вперед и, естественно, вызывает серьезные недовольства.
Как простимулировать работодателя?
В рекомендациях российской трехсторонней комиссии на 2012 год в отношении установления выплат стимулирующего характера указаны совершенно конкретные принципы – объективность, предсказуемость, а также справедливость. И здесь же указывается, что в трудовом договоре должны указываться конкретные размеры выплат стимулирующего характера, либо даваться ссылки на конкретный локальный акт, регулирующий размер и порядок подобных выплат. Однако этого придерживаются далеко не во всех учреждениях. Но ни в этих рекомендациях, утвержденных Правительством совместно с российским профсоюзом, ни в других документах нет позиции, которая давала бы работодателю право устанавливать стимулирующие надбавки и их размер по своему личному усмотрению. Мы понимаем, что разработка критериев оценки творческого труда работников - дело трудновыполнимое. Все рассматриваемые варианты, по мнению профсоюзных комитетов, достаточно субъективны. Мы все понимаем, что проверить алгеброй гармонию очень трудно, можно придумать хоть 33 показателя, но недовольные оценкой своего творческого труда все равно останутся. Давайте задумаемся, а не логичнее ли будет идти по пути увеличения окладов и тарифных ставок. Ведь не только работники ведущего звена недовольны структурой своей зарплаты. Технические работники, работники вспомогательных цехов, которые вроде бы выиграли при нынешнем раскладе, тоже критически относятся к новой системе. В величину МРОТ включены выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Работники не видят смысла работать в рамках совмещения должностей, увеличения объемов выполняемых работ, исполнения обязанностей временно отсутствующих работников и т.п. Если бы базовый оклад для них был установлен на уровне минимального размера оплаты труда, то и проблема была бы решена. Причем, на местном уровне, без долгих попыток убедить депутатов. И в этом заключается внутреннее противоречие новой системы оплаты труда.
В единых рекомендациях по оплате труда, принятых российской трехсторонней комиссией, прямо указано, что положение об оплате труда работников учреждений, разрабатываемое этим учреждением, должно предусматривать фиксированный размер оклада, ставок зарплаты, применительно к квалификационным уровням профессионально-квалификационных групп. Они не могут содержать минимальные размеры окладов, предусмотренные примерным положением об оплате труда. Нужно определиться, каким документом довести до руководства учреждений позицию федерального правительства и профсоюзов с тем, чтобы эти разработки проводились. Конечно, это требует определенных бюджетных средств, но нужно думать и считать, чтобы несправедливость в отношении высококвалифицированных специалистов была преодолена.
По словам Людмилы Широковой, все вышеперечисленные проблемы напрямую связаны с уровнем бюджетного финансирования отрасли культуры:
- При существующих фондах оплаты труда возможна реализация только такой неполноценной системы воплощения оплаты труда. За десятилетия произошло ее снижение по сути в несколько раз. Дважды вопрос о состоянии оплаты труда в бюджетной сфере обсуждался на областной трехсторонней комиссии по инициативе профсоюзной стороны. Но решение до сих пор не принято.
Одной из серьезных проблем в этом году стала задержка зарплаты за декабрь и январь. Мы должны разобраться в причинах и принять шаги, чтобы в дальнейшем это не повторилось.
Необходимо отраслевое соглашение
Есть круг вопросов, который напрямую не относится к оплате труда, но неразрывно с ним связан. Это льготы и гарантии, связанные с трудовыми правоотношениями.
Когда-то министерство культуры детально разрабатывало все позиции: по компенсации за использование личных инструментов, костюмов, оплате командировочных на гастролях и ряду других моментов. Может, это была слишком жесткая централизация. Но и сейчас, когда подобные проблемы решаются по соглашению сторон, эти стороны – работник и работодатель – договариваются с трудом или вовсе никак не договариваются.
Обком профсоюза вышел с предложением к комитету по культуре администрации области заключить отраслевое соглашение, которое бы могло стать регулятором всех вопросов производственно-творческой деятельности учреждений культуры и искусства и помогло бы решить многие вопросы, в том числе по установлению компенсационных выплат, охранным нормам. По мнению лидера отраслевого профсоюза, это отраслевое соглашение поможет сделать более качественными коллективные договоры.
Итогом работы расширенного Пленума профсоюза работников культуры стало принятие Постановления, куда вошли и предложения о встрече представителей профсоюзов с депутатским корпусом, губернатором, инициативы по изменению законодательной базы, а также предложения профсоюзов по изменению ситуации с заработной платой.
От НСОТ выиграл только техперсонал
Вера Терентьева, председатель Волжского горкома профсоюза работников культуры:
- Мы сегодня не просто просим, а требуем срочно привлечь внимание власти, чтобы базовый оклад был увеличен до уровня не ниже прожиточного минимума. Унизительно, когда у концертмейстера зарплата ниже, чем у уборщицы.
Не мешайте радоваться работе!
Валентина Пугачева, директор МОУ «Музыкальная школа № 14» г. Волгограда:
- Плохо то, что у нас накапливается негативное отношение к будущему, постоянное ожидание грядущих неприятностей в зарплате. Не хочу, чтобы такое состояние мешало радоваться нашей работе.
Осталось вымирать
Владимир Степанов, председатель профкома Волгоградского ТЮЗа:
- По новой системе оплаты труда мой оклад вырос на 400 рублей, но общая сумма выплат - всего на тысячу, по сравнению с тем, что я получал раньше. А если в театр приходит артист с высшим образованием, но без стажа работы, он получает вообще 3600 рублей. Какой уважающий себя выпускник института придет на такой оклад?
Так жить нельзя!
Ольга Владимировна Слабунова, член обкома профсоюза работников культуры, главный библиотекарь Волгоградской областной детской библиотеки:
- Молодежь, которая приходит к нам с высшим библиотечным образованием, с огоньком в глазах и новыми идеями, больше, чем на 4-5 месяцев в библиотеке не задерживается, потому что на такую зарплату (меньше, чем у технички) жить просто невозможно.
Зарплаты – лишь часть проблем!
Елена Падилова, председатель профсоюзного комитета областной филармонии
- Если у нас власть народа, то давайте и жить, как демократическое общество. Мы себе на шею посадили такую когорту чиновников, что мы ее никогда не сбросим. Наши зарплаты – это частный случай, нам надо в корне преобразовывать государство.
комментарий
Сергей Тюрин, первый заместитель председателя областного комитета по культуре, на критику участников пленума в адрес чиновников не обиделся, а дал пояснения.
Основная проблема Волгоградской области в том, что только у нас в Южном Федеральном округе дефицит бюджета составляет 14%. Во время перехода к новой системе оплаты труда, доходы бюджета Волгоградской области сократились. Следовательно, уменьшились дотации в муниципалитеты (Волгоград, Волжский и др.). Причем, в Краснодарском крае при таком же количестве учреждений бюджет составляет 2800 млрд. рублей, у нас – 800. Кроме того, отрасль культуры недополучила в областном бюджете этого года 200 млн. рублей. От себя лично могу сказать, что велись переговоры с казначейством, депутатами, и мы смогли отстоять 100 миллионов, в связи с чем у нас хоть какие-то мероприятия проходили. А сначала хотели оставить деньги только на зарплату и коммунальные платежи. Дважды разрабатывалась программа по улучшению материально-технической базы учреждений культуры областного и муниципального подчинения, но в связи с нехваткой денежных средств эти программы были не утверждены. Беда в том, что мы ограничены в денежных средствах, которые мы распределяем между учреждениями. Комитет прикладывает максимальные усилия, чтобы сохранить существующую сеть учреждений и имеющееся финансирование.
Кроме того, у нас нет национального проекта «Культура», которая даст нам возможность получать федеральные деньги. Сейчас на территории РФ есть только одна программа – «Культура России», которая была утверждена только в декабре, но в ней ни на капитальный ремонт, ни на строительство учреждений не предусмотрено средств до 2015 года в связи с недостаточностью финансирования.