Светлана Ситалиева: "Жизнь – дорога"
Ее рабочий день проходит в дороге – ежедневно по 130 километровна родной «пятерке». И если бы не кольцевой маршрут трамвая, то цифры получились бы просто фантастические. За год – больше 20 тысяч километров (расстояние от Калининграда до Владивостока и обратно). За 23 года, что Светлана Ситалиева работает водителем трамвая, число «наезженных» километров превысило 550 тысяч (до Луны всего лишь каких-то 384 тысяч километров). А если посчитать, сколько пассажиров перевезла за все годы работы наша героиня, то эти цифры тоже не могут не впечатлять – почти целый город - 840 тысяч человек! Хотя, конечно, сама Светлана на всю эту арифметику смотрит с улыбкой – ведь не это главное:
- Самое главное, я знаю, что профессия водителя необходима - без общественного транспорта никуда. Горжусь своей работой и считаю ее почетной. За 23 года ни одного дня не пожалела, что работаю именно здесь. На больничный за все время уходила всего два раза. Вот из отпуска вернулась и очень соскучилась по работе.
В прошлом году Светлане Ситалиевой, водителю трамвая МУП «Метроэлектротранс», вручили медаль «За безаварийную работу» III степени. А в этом году она в числе сорока двух волгоградок стала обладательницей почетного знака «Признание», учрежденного по инициативе Совета женщин города. По официальным данным, эта награда администрации Волгограда женщинам, чей личный вклад в экономическое, культурное развитие города, его общественно-политическую жизнь высоко оценен обществом.
А ведь, если бы не случайное объявление в газете, жизнь Светланы могла бы сложиться совсем по-другому…
После окончания восьмого класса наша героиня в 15 лет уехала из родного Быковского района в Волгоград учиться на художника-оформителя. После окончания 11-го училища с красным дипломом вернулась домой. А буквально через два месяца из объявления в газете узнала, что в Волгограде проводится набор на курсы водителей трамвая. И на следующий день отправилась туда поступать. На отборочном туре ее выбрали одну из многих. Так Светлана попала в депо №2, где училась мастерству вагоновожатого и трудится все время.
- Я думала, что только год проработаю и уйду, - вспоминает она. - Нам же рассказывали, что очень тяжело – рано вставать и нагрузка большая. А вот как-то получилось, что здесь я уже 23 года. И даже то, что приходится рано вставать – уже не замечаю - без будильника встаю в 4.15 утра. Хотя, конечно, работа у нас не из легких: зимой холодно, летом жарко.
У Светланы Ситалиевой 11-часовой рабочий день. График - два дня работы, два дня отдыха:
- Каждое утро перед выходом на линию мы проходим предрейсовый осмотр, а потом проверяем исправность вагона. Первый выезд - в 6.16, в 17.50 – возвращаюсь в депо. В течение дня у водителей два обеда, по 30 и 35 минут в первой и второй половине дня. У нас есть комната отдыха, столовая. В перерыве даже успеваю вздремнуть. Мне нравится работать по 12 часов.
Светлана говорит, что ей не надоедает ездить по одному и тому же маршруту изо дня в день. Кстати, на пятом маршруте она работает всего последние пять лет, до этого 17 лет - на «четверке».
- Не хотелось уходить, когда переводили на другой маршрут. Ведь по знакомой линии едешь и знаешь, где сейчас вагон скакнет. Молодые приходят и пугаются каждого куста, а я знаю, где сейчас собака выскочит, а где мальчишки что-нибудь на рельсы подложат. Интересно проезжать и наблюдать, как люди начинают строиться, как меняется город. Я весь профиль знаю, и это очень хорошо.
За хорошую «водительскую школу» Светлана благодарит своих инструкторов - Алину Дегтяреву и Валерия Корнилова:
- С Алиной Яковлевной во время трехмесячных водительских курсов была на учебном вождении: сначала по депо три дня ездили без пассажиров, но с инструктором, потом начали выезжать на линию, как нам говорили, «учимся нажимать на педали», в общем, мешали остальным водителям нормально работать. Потом начали ездить с пассажирами. Такой вагон легко узнать, на нем написано «За управлением стажер». Здесь меня уже учил Валерий Петрович - замечательный человек, гонял меня по неисправностям. Когда вышла, вспоминала его советы и меня это выручало. Ведь в вагоне неисправности разные могут произойти: и возгорание, и вагон самопроизвольно может начать тормозить или начать движение при открытых дверях.
На всю жизнь запомнила первый день, когда вышла на самостоятельную работу - 6 марта 1992 года. Меня поставили в ночь. Я перепутала линию, поехала совсем по другой. Я ехала, а за мной вереница вагонов, и я боялась каждого куста. А про себя думала: «Вот сидел бы рядом Валерий Петрович, и все было бы просто замечательно». Ко всему прочему в этот же день я сломалась – у вагона произошло самоторможение. Но я вспомнила слова своего инструктора: «Света, ты не пугайся, не паникуй, а остановись и просто подумай, что можно исправить» и сделала так, как он сказал. 23 года работаю и до сих пор так делаю – не паникую.
У водителя трамвая часто возникают случаи, требующие мгновенной реакции, будь то ситуация на дороге или в салоне трамвая. И здесь уже выручает интуиция и житейская мудрость:
- Я общаюсь с пассажирами только в основном, объявляя остановки,- говорит Светлана. - Но есть зеркала, и если видишь, что в салоне что-то происходит, иногда приходится урегулировать ситуацию, решать спорные вопросы. Например, когда пьяный пассажир дебоширит в салоне, досаждают нас и мальчишки, которые разрисовывают вагоны или прицепляются к нему сзади. Но такие случаи, к счастью, бывают нечасто, и мне не приходится прерывать движения. В основном кондукторы самостоятельно разрешают сложную ситуацию.
В депо очень строгая дисциплина. Например, после возвращения в депо, прежде, чем выйти из вагона, водитель обязательно надеть жилет, после этого обойти и осмотреть вагон и салон на предмет неисправностей и забытых пассажирами вещей.
К своему вагону водители трамвая относятся с уважением, как к своему коллеге:
- Мой вагон № 2682-2683 (первая цифра означает номер депо), как мне кажется, самый лучший, - замечает Светлана Ситалиева. - Он сейчас такой красивый, нам его к майским праздникам покрасили. Мы следим за чистотой и порядком в кабине. Когда ухожу в отпуск, прощаюсь с ним, прошу начальника маршрута поставить на него хорошего водителя. Ведь у нас со сменщицей Светланой Варфоломеевой вагон очень капризный – ему не нравится постоянные «газ-тормоз». Если один раз резко тормознешь, значит, в любом случае будет самоторможение вагона. Он любит выбег, скорость. Когда мы со сменщицей уходим в отпуск, все за голову хватаются, только бы им не достался наш вагон. А мы к нему уже привыкли, он нам никогда не составляет проблем. Конечно, у него бывают неисправности, но мы быстро находим причину, и работаем нормально.
Свободное от работы время наша героиня любит проводить дома: вечерами собираться с соседями по общежитию, а в отпуске встречается со своей большой и дружной семьей. Светлана – самая младшая дочь в семействе Ситалиевых. У нее еще пять братьев и четыре сестры.
- Когда мы собираемся все вместе, нам никогда не бывает скучно. Мы друг другу помогаем. В Быково живут два брата. Остальные разбросаны по стране: в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. У мамы еще трое приемных детей, и их мы тоже считаем родными.
Есть у Светланы и хобби – собирание фигурок поросят. За 10 лет своими силами и с помощью друзей она собрала немаленькую коллекцию – более 300 штук.
После интервью на прощанье наша героиня призналась, что работа водителем трамвая научила ее относиться к жизни философски: соблюдай правила, не торопись и всегда знай свой путь.