Годы возрождения
(Продолжение. Начало в №7 -- 9 от 20, 27 февраля, 5 марта 2020г.)
В преддверии юбилея Великой Победы наша газета продолжает публикацию исторических очерков о роли профсоюзов области в Великой Отечественной войне. Наши читатели могут дополнить повествование, прислав сохранившиеся документы, фотографии, воспоминания родных о сталинградцах, которые совершали боевые и трудовые подвиги, приближая победный май 1945 года.
С 5 февраля по 27 марта 1943 года на заводе «Баррикады» шла напряженная работа по разминированию и разбору завалов. В основном работали выжившие в боях ополченцы-баррикадцы и жители заводского поселка. Приказом наркома вооружения СССР от 3 апреля 1943 г. перед коллективом завода были поставлены задачи: построить новый цех № 4, восстановить три пролета старого цеха № 4, чугунолитейный цех, здание котельной, пустить 2 котла, приступить к жилстроительству для двух тысяч рабочих и создать базу для ремонта оборудования.
Направляемые на завод рабочие в централизованном порядке или принимаемые по вольному найму состояли в большинстве из женщин, подростков и инвалидов. Перед заводом встала задача широкого охвата вновь прибывающих рабочих производственным обучением. Завком профсоюза принял самое активное участие в организации фабрично-заводского ученичества.
Подготовку кадров начали 1 июля 1943 года. За второе полугодие 1943 года было обучено 469 человек. 10 июля 1943 года на «Баррикадах» прозвучал первый заводской гудок, а в октябре была отремонтирована первая пушка системы Б-64.
Восстановление Сталинградской ГРЭС после окончания Сталинградской битвы осложнилось, как и на многих промышленных предприятиях города и области, нехваткой рабочих кадров. По состоянию на конец 1943 года для проведения восстановительных работ на станции требовалось 1909 человек. Больше всего стройка нуждалась в чернорабочих, слесарях и плотниках.
Ремонтные бригады были укомплектованы рабочей силой лишь на 6% от необходимого количества. Из тысячи эвакуированных квалифицированных работников СталГРЭС наркомат электростанций СССР вернул на прежнее место работы только 35 специалистов. 1 мая 1943 года профсоюзный комитет станции объявил социалистическое соревнование по досрочному пуску предприятия и подачи промышленной электроэнергии для заводов города. Через месяц на станции трудилось 310 стахановцев.
Развернутое профкомом соревнование дало положительные результаты. Восстановление энергохозяйства шло опережающими темпами, и уже к середине 1943 г. мощность районной электростанции была доведена до уровня 51 МВт. Электроэнергия пошла в северные промышленные районы. В июле электроток получили заводы южной части города.
За достигнутые успехи по досрочному пуску станции и наращиванию подачи электроэнергии коллективу три месяца подряд (май, июнь и июль 1943 года) присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1943 г. за самоотверженную работу в период обороны Сталинграда и успешное выполнение задания правительства по восстановлению Сталэнергокомбината большая группа работников была награждена орденами и медалями: пятеро — орденом Трудового Красного Знамени, семеро— орденом Красной Звезды, 14 человек — орденом «Знак Почета», 12 — медалью «За трудовую доблесть», 14 — медалью «За трудовое отличие».
Управляющий Сталэнергокомбинатом А. Н. Землянский, мастер механического цеха П. Г. Солянников и кочегар котельного цеха К. И. Харитонов были удостоены ордена Ленина.
Ударными темпами шло восстановление всех предприятий и учреждений города. 13 марта 1943 года возобновил работу Сталинградский мясокомбинат. К 15 марта 1943 года усилиями женщин-связистов и подростков в городе восстановлена телефонная и телеграфная связь. К ноябрю 1944 г. городская телефонная станция обслуживала 1 тыс. абонентов.
К концу мая 1943 года были восстановлены и полностью пущены в эксплуатацию 13 цехов завода «Волга» № 91 (ПО «Химпром» им. Кирова). 22 октября 1944 года вступил в строй гидролизный завод. К концу 1944 года было восстановлено и построено 7 школ, 13 детских садов, 192 магазина, 173 столовые.
Оживал транспорт. В декабре 1943 г. начала действовать первая очередь трамвая от центра города до завода «Красный Октябрь». 11 апреля 1944 г. открылось автобусное сообщение от Бекетовки до р. Царицы. Восстановление Астраханского моста через Царицу позволило открыть 6 ноября трамвайное движение до завода им. Куйбышева. Через месяц трамвай пошел до СТЗ.
Всего к маю 1945 г. сталинградцы восстановили 34 км трамвайных путей из 80 км, имевшихся до войны, 38 вагонов из 70. Регулярно осуществляли перевозки пассажиров пригородные поезда. Но большинству трудящихся приходилось добираться до места работы и обратно пешком.
Фото: cdnivo.ru