Только смелым покоряются моря
«Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души», -гласит фраза из знаменитого приключенческого романа Вениамина Каверина «Два капитана». Пожалуй, это то самое главное, чем должно руководствоваться молодое поколение при выборе той или иной работы. Нынешняя же молодежь зачастую отдается веянием моды. Сегодня многие хотят стать юристами, экономистами, банкирами, специалистами IT, менеджерами. В прошлом веке идеалы были совершенно иными, дети мечтали о таких романтических профессиях, как космонавт, летчик, капитан корабля. Однако мало кто знает о том, что стать, к примеру, капитаном не так-то просто: необходимо несколько лет обучаться специальностям на флоте, заработать определенный стаж на судне и порой не каждому удается дойти до штурвала. Профессия капитана не только полна романтики и по-своему интересна, но является особо ответственным делом.
Николай Дербенцев, капитан-механик ОАО «Волгоградский речной порт» уже 35 лет смотрит на наш город с самой необычной его стороны – со стороны реки Волга. Сам он родом из Суровикинского района Волгоградской области. Когда приехал в Волгоград, поступил в филиал Горьковского института инженеров водного транспорта на специальность инженер-механик всех групп судов. В порт он пришел сразу же после армии.
- Особого секрета в выборе профессии нет, - поделился Николай Несторович. – В речной порт меня в свое время привел старший брат, где он трудился. До армии я работал слесарем-сборщиком на Волгоградском судостроительном заводе. Он рассказал, что ходить по реке гораздо интереснее и здесь не заскучаешь - это и общение с людьми, работа в команде. Служба на судне стала той школой, где по-настоящему закалялся характер.
Звание капитан-механик Николай Дербенцев получил не сразу. Сначала он отучился на моториста-рулевого, некоторое время работал по специальности. Потом - школа командного состава. Стажировался на небольших пассажирских теплоходах, скоростном флоте, а также ходил по Волге в транзит. По его словам, чтобы стать капитаном-механиком, требуется не только специальное образование, но и опыт работы, длительная подготовка по соответствующим категориям.
– Капитан речного теплохода должен быть техническим грамотным, отлично разбираться в вопросах судовождения, - отметил Николай Несторович. – Если на море можно поставить курс автопилота, то на реке такого нет. Здесь и ветер, и течение, и песок. Нужно быть всегда готовым к экстремальным ситуациям на воде. Капитан несет полную ответственность за жизнь пассажиров, своей команды и техническое состояние судна.
Поэтому только за ним остается право на окончательное решение по вопросам смены курса, внепланового ремонта или даже жизни или смерти. Именно капитан в случае потопления судна покидает борт последним, убедившись, что все спасательные операции проведены.
Как подчеркнул капитан-механик Волгоградского речпорта, в последнее время нередко причиной возникновения внештатных ситуаций на теплоходе становится человек:
- Чаще всего они происходят во время вечерних прогулок, когда смельчаки, к примеру, выпрыгивают за борт. Но мы всегда готовы к таким ситуациям. Состав экипажа обучен всем мерам, предпринимаемым во время спасения на воде. Кроме того, на пассажирском теплоходе имеется весь необходимый арсенал для проведения спасательной операции и т.д.
Наш герой с водной стихией практически не расстается. На пассажирских теплоходах ему приходится работать практически круглый год. Высоким спросом пассажирские перевозки по Волге пользуются в весенне-летний период. Николай Дербенцев командует пассажирским теплоходом Москва-118. Зимой он ходит по реке на специально оборудованном судне - ОМ-153. А в свободное от работы время одно из его любимых увлечений – рыбалка.
- Это работа для тех, кто любит море, не боится трудностей, а еще для искателей приключений и романтиков, - считает капитан-механик Волгоградского речпорта.