Все для фронта, все для Победы!
К началу 1942 года Сталинград еще не являлся прифронтовым городом, но стал важным центром приема и размещения эвакуированного населения. В это время сюда прибыло до полумиллиона человек из западных областей страны. Почти половина их была размещена в заволжских районах области.
Огромная работа по обеспечению эвакуированных легла на местные органы власти. Профсоюзные организации оказывали им всяческую поддержку по приему эвакуированных промышленных производств.
С первых дней войны в Сталинграде в срочном порядке формировались эвакогоспиталя, и область превратилась в крупную госпитальную базу. К маю 1942 года в области действовало 94 эвакогоспиталя на 49,8 тыс. коек. В мае – июне 1942 года Сталинградский мединститут досрочно выпустил 400 врачей. Кроме того, постоянно проводилось усовершенствование и переподготовка кадров для эвакогоспиталей.
Профсоюзные организации брали шефство над госпиталями, организовывали концерты художественной самодеятельности для выздоравливающих бойцов, приносили подарки. Большое значение придавалось сбору крови для обеспечения раненых, потому повсеместно были созданы специальные пункты сбора крови. Для доноров организовали выдачу дополнительного сверхкарточного питания.
Фабрично-заводские и местные комитеты профсоюзов оказывали медучреждениям области помощь в пропаганде и организации донорского движения. На заводах проводились специальные донорские дни. Несмотря на усталость и недоедание, женщины каждые два месяца сдавали 200 мл крови, мужчины – 400 мл. Это обеспечивало полную потребность сталинградских эвакогоспиталей.
В тяжелых условиях трудились работники совхозов, колхозов, МТС. Близость к фронту не сняла с них основных обязательств – обеспечения советских войск продовольствием и фуражом. Во всех сельских районах было объявлено соревнование за стопудовые урожаи, в него включились более 400 бригад и звеньев.
Хлеб в 1942 году созрел на редкость урожайный. Он давал жизнь, но нередко и сам стоил жизни. Так, во время косовицы от воздушных налетов врага погибли пять членов артели «Заря коммунизма» Красноармейского района.
Сталинградский обком партии призвал колхозное крестьянство прифронтовых районов, невзирая на опасность, снять урожай, не отдать его врагу и мобилизовал на уборку и вывоз хлеба рабочих и служащих сталинградских предприятий и учреждений.
Как ни трудно, но к началу Сталинградской битвы хлеб был убран с площади 1,66 млн гектаров, что составляло 92% всех посевов. В фонд обороны было сдано 23 млн пудов хлеба, 31 млн пудов картофеля и овощей, 6 млн тонн молока.
Самоотверженный труд сталинградских рабочих позволил в кратчайшие сроки запустить производство военной продукции. Так, к концу 1941 года завод «Красный Октябрь» остался единственным металлургическим предприятием во всей центральной и юго-восточной частях страны.
На краснооктябрьцев легла огромная ответственность по обеспечению специальной сталью заводов, выпускавших танки, самолеты, орудия и другое вооружение. Заводу были даны задания на производство легированной стали новых марок, поручены плавка шарикоподшипниковой стали, производство гвардейских минометов – знаменитых «катюш».
Важное значение «Красного Октября» определялось еще тем, что в нашей стране только к середине 1942 года в больших масштабах была организована выплавка легированного и качественного углеродистого металла на других заводах.
Заводской комитет профсоюза развернул соцсоревнование мастеров скоростных плавок. Первым на заводе скоростную плавку провел сталевар М. А. Королев, его почин подхватили другие металлурги. Краснооктябрьцы задания по стали и прокату перевыполнили. Они наладили штамповку зарядных гильз, выпуск сложных приспособлений для минометов, саперного инструмента, освоили производство броневых корпусов для танков.