Быстрее наладить мирную жизнь!
(Продолжение. Начало в №№ 19, 21, 23 – 25, 29 – 39, 41, 43, 44, 45, 46).
2 февраля 2023 года весь мир будет отмечать 80-летие Сталинградской Победы. Газета "Волгоградские профсоюзы" ведет цикл публикаций о том, как трудящиеся области работали в тылу и помогали фронту отстоять волжскую твердыню.
После окончания битвы, кроме промышленных предприятий, чья продукция была остро необходима фронту, горожанам приходилось возвращать к жизни и многие объекты жизнедеятельности. Так, восстановление Сталинградской ГРЭС осложнялось, как и везде, нехваткой рабочих рук.
Там требовалось более 1900 человек разнорабочих, слесарей, плотников и др. Но ремонтные бригады были укомплектованы лишь на 6 процентов от необходимого количества работников, и те были «люди с улицы». Ведь из тысячи единиц эвакуированных квалифицированных кадров Наркомат электростанций СССР вернул на прежнее место работы только 35 специалистов.
1 мая 1943 года профсоюзный комитет ГРЭС объявил соцсоревнование по досрочному пуску станции и подаче промышленной электроэнергии для заводов города. Через месяц на станции трудилось 310 стахановцев. Уже к середине года станция дала электроэнергию в северную и южную части Сталинграда. За ее досрочный пуск и наращивание подачи продукции коллективу во втором квартале года присуждено переходящее Красное знамя Госкомобороны.
30 сентября большую группу работников наградили орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета» и медалями «За трудовую доблесть». Управляющий Сталэнергокомбинатом А. Землянский, мастер механического цеха П. Солянников и кочегар котельного цеха К. Харитонов были удостоены орденов Ленина.
Сталинградцы ударными темпами восстанавливали другие предприятия. К середине марта 1943 года уже работал мясокомбинат, телефонная и телеграфная связь. К концу мая были пущены в эксплуатацию 13 цехов завода «Волга» №91 (позднее ПО «Химпром им. Кирова»). В конце октября вступил в строй гидролизный завод.
Оживал городской транспорт. В декабре 1943 года пошел трамвай от центра города до завода «Красный Октябрь». Весной 1944 года открылось автобусное сообщение от Бекетовки до реки Царица. Когда восстановили Астраханский мост через Царицу, по нему началось трамвайное движение до завода Куйбышева. Всего к окончанию войны работало 34 км трамвайных путей из 80 довоенных, пассажиров перевозили 38 вагонов из 70 довоенных. Регулярно ходили пригородные поезда. Но большинству сталинградцев приходилось добираться на работу пешком.
Через три-четыре месяца после окончания битвы население областного центра достигло 150 тыс. человек. Чтобы решать вопросы здравоохранения, требовалось восстановить разрушенные медучреждения. В ходе битвы в Сталинграде было выведены из строя 80 больниц, поликлиник, диспансеров, амбулаторий, и после освобождения города здесь работали лишь 2 больницы на 25 коек.
Потому под лечебные учреждения занимали любые пригодные помещения. В Красноармейске больницу разместили в жилом доме, роддом – в бывшем здании зернохранилища. В Кировском районе под больницу отвели школу, в Советском районе под поликлинику – бывшую церковную сторожку. Всего к июню 1943 года в городе функционировали 9 больниц на 1510 коек. Была также возобновлена работа Сталинградского мединститута, который разместили в Кировском районе – в школьном здании.
В эти годы ярко проявила себя международная солидарность профсоюзов. В восстановлении Сталинграда приняли участие профсоюзы Нью-Йорка, собравшие 250 тыс. долларов на постройку больницы в Сталинграде. Женщины английского города Ковентри, который был разрушен, как и наш город, во время немецких авианалетов, собирали для сталинградцев деньги, одежду, посуду, другие предметы быта, и объясняли: «Лучше маленькая помощь, чем большое сожаление». Позже Ковентри стал первым городом-побратимом Сталинграда.
К весне 1945 года Сталинград стал вносить немалый вклад в общий вес промышленной продукции страны. За три последних года войны металлурги произвели более 350 тыс. тонн стали и свыше 25 тыс. тонн проката. Тракторостроители отправили сельскому хозяйству более 3,5 тыс. гусеничных тракторов. СталГРЭС выработала более 500 млн киловатт-часов электроэнергии. Жители города гордились тем, как стремительно и мощно поднимался из руин наш город.