О ложке дегтя в бочке меда
2012 год проходил в обкоме профсоюза работников образования под эгидой Года первичной профсоюзной организации, объявленного облсовпрофом, и Года модернизации образования, объявленного Министерством образования. Пожалуй, это и определило тему Пленума: «О работе Волгоградской областной организации Профсоюза по защите трудовых прав, социально-экономических интересов работников и социальных гарантий студентов в условиях реализации комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования».
Позиции не утрачены
Итоги работы областной организации в прошедшем году подвела Лидия Нестеренко, председатель обкома профсоюза:
- Год первичной организации стал своеобразным толчком в активизации работы по повышению престижа и роли профсоюза, что напрямую связано с состоянием профсоюзного членства. Ведь только полноценная организация может стопроцентно реализовать представительскую функцию профсоюза, которая сегодня приобретает особую значимость. В прошлом году профсоюз не утратил своих позиций среди работников и студентов отрасли – в большинстве организаций удалось сохранить или увеличить численность.
Волгоградская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ объединяет почти 86 тысяч членов профсоюза (83,8%). В том числе:
- 57, 3 тыс. работающих
- 24, 9 тыс. студентов
- 3, 6 тыс. неработающих пенсионеров.
На защите прав
По мнению Лидии Федоровны, такие показатели – результат правозащитной работы профсоюзов и мероприятий по охране труда. В прошедшем году правовыми инспекторами обкома профсоюза было проведено около 200 проверок, во время которых выявилось более 400 нарушений. Большая часть из них была устранена еще в процессе проверки. После вмешательства представителей профсоюзов трех сотрудников восстановили в должности. Экономический эффект правозащитной деятельности составил почти 15 млн. рублей. Кроме того, было проведено 64 проверки условий и охраны труда, где было выявлено более 770 нарушений. Обком профсоюза организовал обучение внештатных технических инспекторов труда. Огромную роль в повышении престижа профсоюза сыграла информационная работа. В 2012 году закончилось формирование единого информационного пространства обкома профсоюза образования – все организации имеют электронные адреса, у шести есть собственные сайты.
Путь в тупик
Несмотря на множество положительных результатов в работе, профсоюзам приходится работать в напряженных условиях.
- Мы с вами подошли к тому моменту, когда должны думать не только о размере бочки с медом, но и о количестве попавшего в него дегтя, - обратилась Лидия Федоровна к коллегам. – С одной стороны, у педагогов повысилась зарплата, учреждения образования оснащаются современным оборудованием. С другой стороны, в каждом документе хватает «дегтя», даже в Федеральном Законе «Об образовании», который так мучительно долго обсуждался.
Речь идет о правительственных мерах по модернизации образования. По мнению Лидии Нестеренко, «Дорожная карта» развития системы образования до 2018 года», разработанная Правительством РФ, может привести отрасль в тупик:
- Отсутствие профсоюзной организации или ее малочисленность даст возможность учредителю избавиться от неэффективных вузов, увеличить количество студентов на одного преподавателя, до 2018 года сократить 87 тысяч учителей. Профсоюз беспокоят подходы, «направленные на повышение эффективности образования и науки»: переход к системе «эффективный контракт», сокращение вузов, введение базовых должностных окладов (ставок) заработной платы и т.д.
Стимул под вопросом
Важным инструментом решения проблем и развития отрасли является социальное партнерство. Благодаря усилиям профсоюзов в педагогических коллективах удалось создать обстановку взаимопонимания и уважения, которые позволяют достаточно эффективно обсуждать и решать возникающие проблемы, сохраняя хороший морально-психологический уровень социально-трудовых отношений, ориентированных на обеспечение бесконфликтной работы в отрасли. Но нет единого понимания показателей, в том числе и по среднему размеру зарплаты педагога.
Еще одна насущная проблема – стимулирующие выплаты, которые входят в ежемесячную зарплату педагогов с момента перехода на новую систему оплату труда бюджетников.
- Преподаватели, учителя, воспитатели зачастую не знают, за что и в каком размере получают стимулирующую надбавку, она иногда устанавливается без учета мнения профсоюзного органа, - отметила Лидия Федоровна.
Представители профсоюзных организаций привели несколько примеров несправедливого назначения руководством школ стимулирующих выплат.
По мнению Владимира Старикова, председателя облсовпрофа, подобная ситуация недопустима и противозаконна:
- Как руководитель того или иного образовательного учреждения, которого назначает и должна контролировать власть, мог распорядиться расходованием бюджетных средств? Это личная ответственность руководителя и власти, а коллектив здесь страдать не должен.
Лариса Савина, заместитель министра образования и науки региона, присутствующая на мероприятии, пояснила, что ведомство не уполномочено проводить подобные проверки, и рекомендовала педагогам в любом спорном случае обращаться в контролирующие органы.
Педагог – это звучит гордо
По мнению Лидии Федоровны, приоритетная задача профсоюза сегодня - борьба за сохранение и кардинальное повышение социального статуса работников образования:
- Главное на сегодняшний день в профсоюзе - это не раздача бонусов в виде денег, подарков, путевок, а умение реализовать представительские защитные функции. В первую очередь это правозащитная, экспертная деятельность и охрана труда работников отрасли. На фоне глобальных структурных преобразований, особенно в профессиональном образовании, мы должны усилить правозащитную работу, обратив особое внимание на повышение правовой компетенции профсоюзного актива всех уровней. Эффективность этой работы зависит от четкости, организованности нашей внутрисоюзной работы. Каждый профсоюзный лидер должен проанализировать работу своей организации и принять меры по налаживанию организационно-уставной деятельности, улучшению финансовой и кадровой политики.