Работа над качеством жизни
Для поддержания конкурентоспособности железнодорожной отрасли профсоюзу совместно с руководством необходимо найти решение по укреплению кадрового потенциала Волгоградского региона. А это требует, в первую очередь, достойного уровня оплаты труда и своевременной моральной мотивации работников. Об этом заявил Николай Епишин, председатель Волгоградского Теркома Роспрофжел на региональном социально-экономическом форуме по подведению итогов выполнения коллективного договора ОАО «РЖД» за 2012 год. В течение трех часов руководство Приволжской железной дороги, представители структурных подразделений железнодорожного транспорта, Дорпрожела и Теркома обсуждали самые острые проблемы железнодорожной отрасли Волгоградского региона: уровень оплаты труда, режим рабочего времени, состояние условий труда, привлечение молодых специалистов, подготовка кадров, взаимодействие с аутсорсинговыми организациями и т.д.
С докладом по подведению итогов выполнения двухсторонних обязательств по действующим коллективным договорам за минувший год выступил Николай Епишин. По его словам, колдоговорная кампания 2012 года охватила 55 подразделений Волгоградского региона. Ее итоги подводили более 2,5 тысяч человек. Всего численность работников, учащихся и неработающих пенсионеров, на которых распространяется действие 14-ти коллективных договоров, превысила 20 тысяч человек.
– Все собрания и конференции проходили с участием представителей Теркома, - пояснил председатель Волгоградского Теркома Роспрофжел. – Однако представители работодателя вышестоящих подразделений присутствовали лишь на 15 из 55 собраний. Вместе с тем, наряду с положительными оценками, делегаты высказали немало критических замечаний и предложений и подняли ряд проблемных вопросов: по компенсируемому социальному пакету, по заработной плате, по режимам и графикам рабочего времени, по установке банкоматов, о неудовлетворительном состоянии бытовых помещений, рабочих мест, инструмента, инвентаря и многим другим.
На особом контроле Волгоградского Теркома находятся вопросы оплаты труда. Особую тревогу у представителей отраслевого профсоюза вызывает недостаточный рост заработной платы Волгоградских железнодорожников и падение ее покупательной способности. По результатам годовой работы средняя заработная плата работников всех подразделений региона, включая образовательные и медицинские учреждения, составила 23 352 рубля. По сравнению с прошлым годом она выросла почти на 7,5 %. Рост реальной заработной платы – 1,5 %.
Николай Епишин считает, что такая заработная плата работников железнодорожной отрасли, по-прежнему, не позволяет содержать семью из трех человек. Причем в отдельных структурных подразделениях темпы ее роста ниже, чем проведенная за год индексация заработной платы:
– Инфляция в Волгоградской области за год составила 6,6%, и это выше уровня проведенной индексации заработной платы. Более того, в подсчет не входит индекс роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которые повышаются гораздо быстрее цен на услуги и товары. Только за текущий год в Волгоградской области выросли тарифы на энергоносители и проезд до 29%, а на услуги ЖКХ – до 50%. Фактически платежеспособность работников отрасли снижается. На деле получается, что реальная заработная плата практически не растет, а ее покупательская способность - падает.
Терком полностью разделяет принцип «Оплата по труду» и выступает за совершенствование систем оплаты труда, направленных на мотивацию эффективного труда и принимает активное участие в их разработке. В течение 2012 года Волгоградский Терком неоднократно обращался в Приволжскую Дирекцию инфраструктуры, в Приволжскую Дирекцию управления движением с вопросами по изменению показателей премирования работников, предлагая реально действующие показатели по ведущим профессиям. Также обращался в Приволжскую Дирекцию по ремонту тягового подвижного состава, проведя анализ заработной платы работников ремонтных локомотивных депо, который выявил не только отсутствие роста, а явное снижение средней заработной платы работников при перевыполнении планов работ.
В тех подразделениях, где наметилось уменьшение заработной платы – наблюдается и рост текучести кадров.
Кроме того, экономия на зарплате приводит к тому, что стремясь заработать нужные для жизни средства, работник берет дополнительную работу: сознательно идет на увеличение сверхурочных часов, выходит на работу в свой выходной день. Только за прошедший год локомотивными бригадами эксплуатационных локомотивных депо Волгоградского региона отработано сверхурочно – свыше 194 тысяч часов. Это почти в два раза больше, чем в 2011 году.
Также Николай Епишин обратил внимание делегатов социально-экономического форума на тот факт, что на ряду с наличием сверхурочных часов работы слишком высоко число непроизводительных потерь. Это настоящий финансовый резерв. Непроизводительные потери от неправильной организации труда и отдыха локомотивных бригад по Волгоградскому региону за 2012 год составили свыше 60 млн. рублей. Всего за год вместе со сверхурочными часами работы их допущено – 757 тысяч часов, а суммарные финансовые потери составили – 76 млн. рублей.
В том числе по причине переработок, и, как следствие, увеличения интенсивности работы, в локомотивном депо Максима Горького допущен случай группового травмирования. Всего за год на территории региона зарегистрировано три случая травмирования, один из них – смертельный.
– Конечно, чтобы была зарплата – должно быть рабочее место и, прежде всего, - безопасное, - заметил Николай Александрович. - Да, иногда и сам работник идет на нарушение правил техники безопасности. Но делает он это не потому, что не дорожит своей жизнью. А стоит перед простым выбором: либо низкая зарплата при выполнении правил техники безопасности, либо риск для здоровья, но – деньги в семье.
Выполняя колдоговорные обязательства, Волгоградский Терком Роспрофжел постоянно держит на контроле вопросы охраны труда, производственного травматизма. Пристальное внимание уделяется подготовке хозяйств региона к зимним и летним перевозкам и путевым работам. Проводятся проверки состояния домов отдыха для локомотивных бригад, обеспечения кондиционерами, организации бесплатного горячего питания, питьевого режима для работников занятых на ремонте пути в «окна». Руководителям структурных подразделений выставляются требования по устранению недостатков и обеспечению нормальных условий для безопасного труда.
На протяжении нескольких лет Волгоградская территориальная организация поднимала вопрос оплаты труда работникам, на рабочих местах которых выявлены вредные производственные факторы. Однако доплаты они не получали из-за отсутствия их профессии в типовом перечне. А это весьма многочисленная производственная группа- работники локомотивных бригад, операторы дефектоскопных тележек, водители и другие. Приказ президента ОАО «РЖД» № 571р, устанавливающий им всем с 1 апреля 2012 года доплату в размере 4% тарифной ставки – стал первым звеном по реализации в компании Постановления правительства РФ № 870. В целом по Волгоградскому региону он дополнительно охватывает около трех тысяч человек.
– Сегодня мы все, работники ОАО «РЖД», должны совместными усилиями доказывать свою конкурентоспособность. Волгоградский Терком работает на качественное повышение жизненного уровня каждого члена профсоюза. Если его зарплата растет, если его права защищены, если у него есть достойное рабочее место – значит, профсоюз железнодорожников оправдывает свое предназначение.
Немало актуальных проблем из жизни трудовых коллективов структурных подразделений железнодорожного транспорта подняли в своих выступлениях представители профсоюзных комитетов Волгоградского Теркома Роспрофжел: о невыплате премий ИТР, о режиме рабочего времени, об оплате производственной практики и дальнейшем трудоустройстве на штатные рабочие места выпускников учебных заведений, о выплатах молодым специалистам за снятие жилья, о доступе к банкоматом, о взаимодействии с аутсорсинговыми организациями, о нехватке кадров и т.д.
На вопросы волгоградских железнодорожников ответили Александр Сюськин, заместитель начальника Приволжской железной дороги (по территориальному управлению), Сергей Гуцул, заместитель председателя Дорпрофжела и Ринат Бахтеев, заместитель начальника Приволжской железной дороги по экономике и финансам.
По итогам участники регионального социально-экономического форума единогласно приняли резолюцию. Работа по ведению колдоговорных отношений в минувшем году признана удовлетворительной.