Профсоюзы о реформировании пенсионной системы
– Уважаемые коллеги!
На сегодняшнем заседании Совета мы рассматриваем вопрос, который касается каждой семьи и каждого члена профсоюзов.
О значимости проблемы реформирования пенсионной системы говорит тот факт, что из экономически активного населения страны сегодня каждый третий является пенсионером. В Волгоградской области насчитывается около 745 тысяч пенсионеров и 720 тысяч работающих, которые рано или поздно выйдут на пенсию.
Многие помнят, что в Советском Союзе действовала социально ориентированная система государственного пенсионного обеспечения, не имеющая аналогов в мире. Я хочу напомнить, что минимальный стаж для мужчин был 25 лет, а для женщин – 20 лет.
Однако в начале 90-х годов в пенсионную систему начали внедрять страховые принципы, которые декларировались как основа формирования нового принципа социальной защиты работников.
Последующий спад экономики и разрыв хозяйственных связей подтвердили своевременность этих шагов. Целевые средства Пенсионного фонда РФ на том этапе позволили смягчить вхождение пенсионеров в новый жизненный уклад, а сама пенсионная система начала постепенно встраиваться в рыночную экономику с её новыми социально-трудовыми отношениями.
В тот период пенсия стала выплачиваться всем работающим пенсионерам, списки льготников увеличились на треть, и в экономической неразберихе тех лет система просто не выдержала.
Как результат - пенсии обесценились, а их средний размер опустился ниже прожиточного минимума.
На этом фоне в 1995 году власть попыталась реформировать пенсионную систему, разработав концепцию, которая предполагала:
- исключение из государственной страховой системы всех видов льготных пенсий;
- разработку и реализацию программ, стимулирующих более поздний выход на пенсию по старости;
- вовлечение самого работника в процесс уплаты страховых пенсионных взносов.
Это была первая попытка определить стратегию пенсионного обеспечения, по сути - прообраз нынешней Стратегии.
Но негативная реакция общества и прежде всего профсоюзов не позволила осуществить намеченные планы.
По всей стране прошли массовые выступления профсоюзов. Только волгоградские профсоюзы вывели на протестную акцию к зданию областной Администрации более тысячи человек.
Следующая пенсионная реформа 1998 - 2001 годов была уже откровенно направлена не на обеспечение достойной старости, а на достижение финансовой стабильности Пенсионного фонда. То есть саму цель заменили средством.
Суть второй реформы состояла в том, что на целых 10 лет принципы пенсионного страхования были заменены налоговыми механизмами. При этом была окончательно уничтожена связь размера пенсии с трудовым стажем и заработной платой работников.
В 2002 году была запущена третья по счёту реформа, целью которой стало:
- накопление пенсионного капитала гражданами 1967 года рождения и моложе;
- обеспечение гарантий счастливой старости;
- создание «длинных» денег для развития отечественной экономики;
- стимулирование интереса работников к формированию собственного пояса защиты в старости.
Но как показало время, эта реформа себя не оправдала. Государство разместило пенсионные накопления в низкодоходные бумаги со ставками ниже инфляции, которые вскоре обесценились. Значительные средства ушли финансовым посредникам, а впоследствии банки вообще потеряли эти деньги, и государству пришлось их возместить.
В результате за 10 лет работники, участвующие в этой программе, накопили значительно меньше тех граждан, которые в ней не участвовали. Сегодня более 300 тысяч участников программы уже достигли пенсионного возраста и если распределить их накопления по годам, то ежемесячные пенсионные выплаты составят от 36 до 70 рублей. Государство «осчастливило» их и разрешило получить данные средства единовременно.
Но такое решение касается только «молчунов» - то есть тех, кто деньги доверил государству. А в отношении работников, доверивших средства Негосударственным пенсионным фондам, сегодня вообще нет ясности.
Ввод регрессивной шкалы налогообложения и сокращение в 2005 году размера пенсионных отчислений с 28 до 20 процентов фонда оплаты труда существенно подорвали финансовую устойчивость пенсионной системы страны.
В итоге попытка объединения социально-распределительной и обязательно-накопительной моделей на практике оказалась неэффективной и привела к очередному провалу.
Всё вышесказанное было своеобразным экскурсом, который даёт чёткое понимание того, что во всех реформах прослеживалась банальная непоследовательность: пенсионные новации оказывались либо неподготовленными, либо преждевременными.
Реформирование пенсионной системы осуществлялось методом проб и ошибок, и по сути, она стала своеобразным тренажером в руках дилетантов.
ФНПР, региональные объединения, отраслевые профсоюзы внимательно отслеживали все пенсионные реформы, организовывали протестные акции, выдвигали требования, вносили предложения, которые, к сожалению, не всегда учитывались, но в дальнейшем получали подтверждение правильности их постановки.
Волгоградский областной Совет профсоюзов рассматривал вопросы пенсионного обеспечения на заседаниях Исполкома более 10 раз. Принимались Обращения, Заявления, которые направлялись в органы власти всех уровней.
Дважды волгоградские профсоюзы организовывали протестные акции в защиту пенсионных прав. С 1995 года облсовпроф заключает Соглашения с территориальным отделением Пенсионного фонда о совместной работе по качественному обеспечению пенсионных прав трудящихся. Все эти годы представители профсоюзов постоянно работают в комиссии Пенсионного фонда по взысканию задолженности по страховым взносам.
Профсоюзы 10 лет требовали отмены Единого социального налога, доказывали, что основой пенсионной системы должно стать социальное страхование.
Из всего вышесказанного видно, что именно профсоюзы тормозили реализацию планов либералов, которые они пытаются реализовать и в сегодняшней реформе.
Государство опять находится в поиске источников покрытия дефицита Пенсионного фонда. Объём дотаций Фонду из федерального бюджета в 2012 году превысил уже 1 трлн. рублей.
Начавшаяся, четвёртая по счёту, реформа имеет две основные цели – это сокращение федеральных вливаний и распил более 3 трлн. рублей, которые находятся на лицевых счетах граждан, участвовавших в накопительной программе.
К сожалению, сегодня властью не обнародуются сами причины разбалансированности пенсионной системы, как и сумма реального дефицита Пенсионного фонда.
По мнению экспертов, главная причина состоит в том, что система стажевых и тарифных льгот отдельным категориям застрахованных определялась не с учётом развития пенсионной системы, а экономическими и политическими интересами государства и бизнеса, необходимостью бороться с бедностью, поддержки рождаемости, развития фермерства, стимулирования предприятий с вредными условиями труда, закрепления медицинских и педагогических кадров.
Так, индивидуальным предпринимателям страховые взносы были установлены из расчёта МРОТ, что в 3 раза меньше взносов среднестатистических работников. Адвокаты и нотариусы - далеко не бедные люди - платили в Пенсионный фонд всего 26 процентов от МРОТ, что не покрывает даже минимальный уровень пенсии.
По данным Пенсионного фонда России, из 4 млн. самозанятого населения страны страховые взносы уплачивают только 2,9 миллиона человек.
Пониженные тарифы, установленные в отраслях сельского хозяйства и ряде других, ведут к массовой бедности будущих пенсионеров.
Давно назрела проблема досрочных пенсий. В этом вопросе много неразберихи.
Сегодня треть работающего населения (10,9 млн. человек) вышли на пенсию на 5-10 лет раньше. По статистике, досрочную пенсию получают значительно большее количество людей, чем самих работающих во вредных условиях.
Четверть расходов Пенсионного фонда идет именно на эти пенсии, резко снижая уровень материального обеспечения пенсионеров по старости, которые выходят на пенсию в общеустановленные сроки.
Досрочные пенсии не имеют страховых источников, так как вне зависимости от того, есть у работодателя вредные условия труда или нет, тариф отчислений в Пенсионный фонд до сих пор для всех был одинаков.
Бизнес занял иждивенческую позицию, работодатели не заинтересованы в улучшении условий труда. Им выгодно принять человека на рабочее место с низкой зарплатой, гарантируя ему досрочную пенсию за счет государства. Вот почему 75 процентов пенсионеров-досрочников продолжают работать, разрушая своё здоровье.
В стране процветают «серые» схемы выплаты зарплаты, доля которых доходит до 30 процентов. Размер теневого сектора экономики, по оценкам зарубежных экспертов, достигает уже 49 процентов ВВП. Из 75 млн. трудоспособного населения страховые взносы платят лишь 2/3 (48 млн. человек).
По подсчетам этих же экспертов, если бы еще 15 млн. граждан платили взносы, то финансовых проблем в Пенсионном фонде не было.
Немаловажным фактором дестабилизации пенсионной системы является существующая регрессивная шкала отчислений в Пенсионный фонд. Богатые в процентном соотношении платят меньше, чем бедные и средний класс.
Финансовая несбалансированность Пенсионного фонда отражается на конкретных людях.
И хотя с начала последней реформы 2002 года средний размер трудовой пенсии по старости увеличился больше чем в 2,8 раза (в основном за счет валоризации 2010 года), повысилось соотношение между средней пенсией и средней зарплатой, средней пенсией и прожиточным минимумом, и формально проблема бедности среди пенсионеров решена, достойная жизнь пенсионерам не обеспечена.
Чтобы показать реальное положение российских пенсионеров, приведу лишь некоторые данные: в России средняя пенсия составляет около 10 тысяч рублей, в Австрии – 90 тысяч, в Финляндии – 53,7 тыс. рублей, в Германии - 45 тысяч, во Франции – 43 тысячи.
И когда сегодня российские либеральные экономисты говорят, что в условиях кризиса мы должны, как в странах Европы, повысить пенсионный возраст и не индексировать пенсии, то это вызывает у людей раздражение и возмущение.
Хочется заявить этим господам-демократам: «Вы сначала обеспечьте уровень жизни такой же, как в Европе, а потом следуйте её примеру!» Кстати, в большинстве европейских стран продолжительность жизни на 15 лет превышает среднероссийский показатель.
Коллеги!
В результате реализации вышеперечисленных реформ в стране было утрачено главное - зависимость размера пенсии от трудового стажа и заработной платы работника.
У нас трудящийся с 30-летним стажем при существующем коэффициенте-ограничителе может получить пенсию только около 11 тысяч рублей, а копить дополнительно ему не позволяет низкий уровень доходов.
У 13 процентов граждан пенсия ниже прожиточного минимума пенсионера, и им приходится доплачивать из бюджета.
У более чем половины работников зарплата менее 15 тысяч рублей, поэтому и пенсию больше ущербного прожиточного минимума они заработать не могут.
Именно поэтому трудовая пенсия зачастую совпадает с уровнем социальной, которая установлена для тех, кто вообще не работал.
Позиция профсоюзов в этом вопросе однозначна. Сегодня невозможно обеспечить приемлемый уровень жизни пенсионеров, не меняя саму политику в сфере оплаты труда.
Что же просматривается в сегодняшней, четвертой по счёту, реформе пенсионной системы?
По оценкам специалистов, интересы самих людей в ней не просматриваются.
Особенно яркие публичные заявления по очередному реформированию пенсионной системы звучали от либерально настроенных членов Правительства РФ, которые убеждали, что современная пенсионная система не отвечает вызовам времени.
Самые «выдающиеся» предложения внес заместитель председателя Центробанка господин Улюкаев – всем россиянам платить государственное пособие, но не более прожиточного минимума пенсионера. А Пенсионный фонд вообще не нужен, так как содержать стариков должны дети и внуки.
Со своей стороны Минфин предлагал заморозить индексации.
Вносились предложения:
- отменить выплаты работающим пенсионерам (а это затрагивает интересы каждого третьего из 38 млн. пенсионеров, которые сегодня вынуждены работать);
- выплачивать пенсию в полном объёме при условии 40-летнего непрерывного стажа;
- увеличить пенсионный возраст мужчин и женщин до 63 лет;
- повысить в три раза минимальный стаж, необходимый для назначения пенсии, доведя его до 15 лет;
- поэтапно увеличить время выплаты пенсии (период дожития) с 19 до 21 года, что означало бы существенное снижение её размера;
- пересмотреть списки «вредников», вывести их из государственной пенсионной системы, ввести корпоративные пенсии, переложив пенсионные выплаты на бизнес, то есть отдав их на откуп работодателям.
Очевидно, что эти и ряд других предложений не в интересах человека труда. И поэтому под давлением профсоюзов многие из них были скорректированы.
Но сама идеология, дух реформы практически не изменились.
Это просматривается при подробном изучении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, которая в конце 2012 года была подписана Президентом РФ.
Все предложения либеральных экономистов, ущемляющие права пенсионеров, присутствуют в этой Стратегии, но уже в скрытой, завуалированной форме.
1. Вроде бы решена проблема установления размера пенсии в зависимости от трудового вклада. Однако предусматривается увеличение необходимого трудового стажа до 35 лет, сегодня он - 30.
Работу можно оставить при достижении пенсионного возраста, но полную пенсию не получишь. А за этим явно прослеживается скрытое повышение пенсионного возраста. Людей побуждают выходить на пенсию позже.
2. Новая формула расчета пенсии, по прогнозам экспертов, может быть достигнута только за счет ущемления пенсионных прав или увеличения тарифа.
В Стратегии предполагается вести расчет пенсии методом деления пенсионного капитала (с учетом стажа) на среднюю зарплату по стране, а не на среднюю зарплату конкретного работника. То есть опять грядет всеобщая уравниловка.
А предполагаемое соотношение размера пенсии - 40 процентов утраченного заработка - ничего не даст. Уже сейчас она в среднем 36,8 процентов, а из-за низкой зарплаты у многих достигла 40 процентов утраченного заработка, но остается ниже прожиточного минимума пенсионера.
3. Ключевым элементом изменения пенсионной системы является реформирование самого института досрочных пенсий.
Сегодня перед работодателем поставлен выбор: либо платить дополнительный тариф, либо модернизировать рабочие места.
Работодателям, которые имеют вредные рабочие места, с 2013 года установлен дополнительный тариф. По спискам № 1 в текущем году – 4 процента, в 2014 – 6 процентов, в 2015 году – 9 процентов. По списку № 2 - соответственно 2, 4 и 6 процентов. Эти средства будут идти в общепенсионный котел. Однако этот тариф может меняться по результатам специальной оценки, которая должна быть проведена на основании некоего закона об аттестации рабочих мест.
4. В Стратегии остается открытым вопрос о льготных и корпоративных пенсиях работников бюджетной сферы. Предлагается, цитирую: «изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии». Прямо скажем, что данная формулировка тревожная и перспективы пенсий бюджетных работников сегодня не ясны.
5. С 2015 года предлагается пенсионные накопления «молчунов», а таких 80 процентов, вернуть в размере 4 процентов в солидарную систему, оставив 2 процента в накопительной. А тем, кто перевёл свои средства в Негосударственный пенсионный фонд, даётся право выбора - либо подтвердить желание оставить все 6 процентов в негосударственном фонде, либо передать средства в государственный.
6. В Стратегии не определена ответственность государства за сохранение пенсионных накоплений и гарантия обеспечения их доходности. Сегодня не ясно, что будет с накопленными средствами в случае банкротства того или иного Негосударственного пенсионного фонда.
7. Отменяется обязанность Пенсионного фонда уведомлять граждан о состоянии их пенсионных счетов через «письма счастья». Теперь работник может получить информацию лишь при личном обращении в территориальное отделение Фонда. То есть большинство работников утратят контроль за перечислением работодателями страховых взносов.
8. Повышены страховые взносы для самозанятых категорий. Теперь взнос взимается в размере 26 процентов не от одного МРОТ, а от двойного. Платили в год 17,2 тыс. рублей, а теперь будут - 32,5 тыс. рублей. Но и это значительно меньше, чем работодатель платит за среднестатистического работника - 120 тыс. рублей в год.
В настоящее время в прессе поднят вопрос: повышение тарифов отчислений для самозанятого населения провоцирует ликвидацию десятков тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. Никто не против поддержки этих предприятий, но только не за счёт остальных пенсионеров.
9. Стратегия предполагает трехуровневый принцип пенсионного обеспечения: государственный, корпоративный и частный.
Как же все эти новации в пенсионном обеспечении оцениваются профсоюзами? И какую позицию мы отстаиваем?
Профсоюзы внесли немало конкретных замечаний и предложений по нынешней реформе.
Поддерживая идею формирования многоуровневой системы пенсионного обеспечения, мы считаем, что она должна строиться на принципах солидарности и справедливости.
С чем абсолютно согласны профсоюзы, что расчет пенсии должен быть понятным и напрямую зависеть от стажа и заработной платы. Профсоюзы постоянно напоминают, что пенсионное обеспечение - это отложенная часть заработной платы конкретного работника. И невозможно реформировать пенсионную систему без адекватного изменения политики в сфере заработной платы.
Сегодня необходимо восстановить разрушенный в начале 90-х годов баланс между минимальным прожиточным уровнем и минимальной заработной платой.
Надо отказаться от действующей методики расчета прожиточного минимума как бюджета выживания.
Пенсия должна рассчитываться не из средней зарплаты по стране, а из средней зарплаты конкретного человека. Необходимо отказаться от уравниловки и не допустить, чтобы трудовые и социальные пенсии были равны.
Требование профсоюзов – ускорить процесс ратификации Конвенции МОТ № 102 о 40-процентном замещении пенсией утраченного заработка, но мы должны понимать, что без реформирования заработной платы добиться достойных пенсий невозможно.
Профсоюзы настаивают на сохранении при назначении пенсии минимального стажевого порога 5 лет и максимального - 30 лет.
Мы не согласны с тем, что Стратегией предусмотрен поэтапный перевод досрочных пенсий в корпоративные, которые будут формироваться на колдоговорной основе. Это путь к ликвидации самого понятия досрочных пенсий.
Профсоюзы настаивают на сохранении этих пенсий в государственной пенсионной системе и считают необходимым усилить меры ответственности за объективную экспертную оценку условий труда на рабочем месте по каждой категории работников-«вредников».
Сегодняшняя пенсионная модель не увязана с условиями труда, она ориентирована только на списки вредных профессий. Поэтому профсоюзы выступают против привязки тарифов к результатам аттестации рабочих мест. Это может негативно сказаться на положении работников, которые будут продолжать работать на тех же местах, но уже признанными неопасными.
А ведь только в нашем регионе около 45 процентов работают в неблагоприятных условиях труда.
Поэтому профсоюзам всех уровней необходимо всесторонне оценить возможность социальных последствий грядущих изменений в назначении досрочных пенсий и предусмотреть меры защиты работников, добиваться внесения соответствующих положений в коллективные договоры и соглашения, инициировать переговоры по этим вопросам на всех уровнях.
Необходимо создать систему профсоюзного контроля за действиями работодателей по обеспечению безопасных условий труда, защищать пенсионные права досрочников в суде.
Это тем более актуально, так как сегодня нет законодательного закрепления ответственности работодателей за организацию безопасности труда в увязке с социальной защитой работников.
Что касается накопительной пенсии.
На Генеральном совете ФНПР профсоюзы заявили, что накопительную модель пенсии необходимо рассматривать как дополнение к социально-распределительной, она должна быть добровольной и выведена за рамки государственной пенсионной системы.
Сохранение 2 процентов в качестве накопительной части может стать очередной кормушкой для жуликов. Сегодня финансовые организации активно лоббируют идею сохранения обязательного пенсионного накопления в государственной пенсионной системе. Понятно, что это их хлеб и будущее пенсионеров их не волнует.
Профсоюзы добиваются устранения перекосов в тарифной политике пенсионных взносов и настаивают на недопущении перераспределения средств от одной группы населения к другой.
Наконец, пора внести изменения и в систему налогообложения. Существующая регрессивная шкала НДФЛ ведет к социальной несправедливости.
Уважаемые коллеги!
Рассматривая Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы, настораживает неопределённость перспектив пенсионного обеспечения трудящихся.
Вот почему мы сегодня вынесли этот вопрос на заседание Совета.
Стратегия уже подписана Президентом РФ, принят ряд законов по ее реализации. Но они затрагивают лишь финансовое обеспечение пенсионной реформы.
А вот что касается людей – а это прежде всего формула расчета пенсии - то она только рассматривается.
Из этого следует, что уже утверждённую Стратегию никто по большому счёту не рассчитывал и не проверял на конечный результат - что она даст людям.
Буквально на днях в ФНПР поступили предложения Министерства труда и социальной защиты РФ по изменению действующего порядка расчета трудовой пенсии. Это и есть «пенсионная формула», которую мы все ждем.
Даже беглое прочтение предложений Минтруда подтверждает обоснованность тревоги профсоюзов за будущее пенсионного обеспечения трудящихся.
В проекте формулы:
- не предусмотрен перерасчет пенсии работающим пенсионерам;
- заявлено, что 40-процентное замещение пенсией утраченного заработка возможно только при 35-летнем трудовом стаже;
- вводится 15-летний минимальный трудовой стаж для назначения пенсии (вместо сегодняшних 5 лет).
Ряд других параметров пенсионной формулы свидетельствует о явном ущемлении пенсионных прав трудящихся.
В разделе «Ожидаемые результаты реализации предложений» заявлены: всего лишь «поддержка достигнутого уровня пенсионного обеспечения», «обеспечение более длительного периода уплаты страховых взносов» и учет продолжительности трудового стажа.
То есть задача повышения уровня пенсионного обеспечения вообще не ставится.
Коллеги, профсоюзы поддерживают озвученную в Послании Президента 2012 года задачу разработать ясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, которая бы обеспечила социально приемлемый уровень пенсии по сравнению с зарплатой и в то же время исключила дальнейшее повышение ставки социальных взносов, а также рост дефицита пенсионной системы.
Но уверенности, что сегодняшняя реформа способна решить эту государственную задачу, к сожалению, нет.
По прикидкам специалистов-аналитиков, 70 процентов будущих пенсионеров получат пенсию ниже, чем если бы они вышли на пенсию сегодня, при действующей системе.
Очевидно, что назревает очень ответственный момент в решении судьбы нынешних и будущих пенсионеров. И от активности общества, прежде всего профсоюзов как самой массовой общественной организации, здесь многое зависит.
Сегодня нам необходимо поэтапно отслеживать ход выработки механизмов реализации Стратегии пенсионного развития на федеральном уровне, а также конкретные методы реализации пенсионной реформы на предприятиях. Надо организовать работу так, чтобы в поле зрения профсоюзов был каждый конкретный человек.
Профсоюзам необходимо донести до трудящихся важность их персональной ответственности за собственное пенсионное будущее. Надо разъяснять людям, что без активной позиции самих работников данная проблема сама по себе не разрешится в их интересах.
Умалчивание этого вопроса приведет к снижению реального уровня жизни сегодняшних и будущих пенсионеров.