Людмила Широкова: «На свете больше сдавшихся, чем побежденных»
О том, как развивалась организация, о проблемах и перспективах деятельности рассказала Людмила Широкова, председатель Волгоградского обкома профсоюза работников культуры.
- В начале апреля ваш отраслевой профсоюз готовиться отметить 60-летие. Но история профсоюзного движения в отраслях культуры уходит своими корнями в более отдаленные времена.
– Действительно, сейчас идет речь о том рубеже, когда был сформирован профсоюз работников культуры в его современном, новом облике, в его новом организационном виде. А вообще-то предшественниками Российского профсоюза работников культуры были два старейших российских профсоюза – печатников и деятелей искусств.
В 1919 году все союзы работников искусств были объединены во Всерабис- Всероссийский профессиональный союз работников искусств. При ЦК Всерабис был создан художественный совет для рассмотрения конфликтных ситуаций.
В Царицыне первые созданные ячейки профсоюза полиграфистов также как и по все стране отличались классовой непримиримостью, идейным противостоянием, в результате которого победу одержали сторонники «красного Союза печатников». В своих рядах они насчитывали 345 человек. В отличие от печатников в профсоюзной ячейке театральных служащих нашего города острых идейных разногласий не существовало. И вплоть до 1953 года два национальных профсоюза и их ячейки на территории Сталинградской области прошли самостоятельный путь.
- Что же послужило толчком к объединению вполне состоявшихся, самостоятельных, успешных профсоюзов?
– Произошло это в условиях демократического централизма в профдвижении. Укрупнение происходило по указке «с самого верха», из ВЦСПС. Других решений в то время и быть не могло. В соответствии с решением Секретариата ВЦСПС от 1953 года были объединение в один не только два названных профсоюза. К ним были также присоединены профсоюз работников политико-просветительных учреждений и профсоюз работников высшей школы и научных учреждений. Однако вскоре возникли сложности в управлении таким многоотраслевым профсоюзом, объединяющим достаточно разнородные профессиональные группы. В 1955 году произошло разделение профсоюза. Был сформирован профсоюз работников культуры и профсоюз работников высшей школы и научных учреждений.
Сейчас, когда в ФНПР идет дискуссия об укрупнении, объединении профсоюзов, опыт неоднократного реформирования нашего профсоюза, его слияния и разъединения, был бы весьма полезен. Он свидетельствует, что механическое объединение вроде бы родственных профессиональных групп не всегда благо, не всегда обеспечивает их равноценную профессиональную защиту. А вот союз работников культуры и полиграфистов оказался прочным и гармоничным. С 1953 года наш Профсоюз активно и динамично развивался как единое и консолидированное профессиональное объединение.
В настоящее время он объединяет работников 238 самых различных профессий. Приоритетной практикой профсоюза работников культуры было привлечение к работе многих признанных мастеров культуры и искусства.
В выборных органах Волгоградской областной профсоюзной организации также представлены мастера всех жанров искусств и деятели различных отраслей культуры, которые достойно выполняют функции профсоюзных активистов. Трудно переоценить их влияние на содержание профсоюзной практики. Их профессиональный авторитет позволяет убедительно говорить о проблемах культуры в любых властных кабинетах, обращать внимание на самые насущные проблемы. Они являются настоящими носителями профсоюзной демократии, живой профсоюзной практики, не допускают бюрократизации и дежурных, проходных решений.
- Какими проблемами в многопрофильной отрасли культуры, в профсоюзной работе вы озабочены сейчас в преддверии юбилея? Есть ли какие-то исторические параллели с теми задачами, которые решали ваши предшественники?
– Приведу один интересный исторический факт. В мае 1919 года, когда обострился энергетический кризис и отпуск электроэнергии всем кинотеатрам и драмтеатрам, кроме Большого, Малого и Художественного был прекращен, Всероссийский профсоюз работников искусств обратился в ЧК по электроснабжению с заявлением, требующим отменить распоряжение, «дабы дать возможность труженикам, не имеющим совершенно ни керосина, ни свечей, провести несколько часов в освещенном помещении театра, ибо в противном случае создалась бы монополия для игорных домов, трактиров, торгующих кокаином, и прочих притонов разврата».
Как говориться, сравнения всегда хромают, но, тем не менее, как и раньше, так и сейчас в числе приоритетных требований профсоюзов – доступность культуры для широкой публики. Речь идет о полноценной государственной поддержке библиотек, музеев, художественных школ, театров, сельских клубов. В настоящее время она явно недостаточна. Несколько лет назад из областного бюджета на все отрасли культуры выделялся 1%. В 2012 году 1,9%. Подвижки есть, но это все равно в два раза меньше, чем в 2001 году. На заработную плату уходит 61% от государственной субсидии. При этом, занимая столь существенную долю в общих расходах, зарплата работников культуры и искусства существенно отстает от уровня средней зарплаты по области. Самыми низкооплачиваемыми категориями являются работники музеев и библиотек.
Наши усилия в рамках Ассоциации профсоюзов бюджетных отраслей способствовали тому, что вопросам поэтапного увеличения зарплаты был посвящен Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года, разработана специальная правительственная Программа, рекомендации Министерства культуры РФ, «дорожные карты». Судя по этим документам, повышение оплаты труда к 2018 году до средней по экономике региона будет процессом не простым.
Одна треть средств на повышение зарплат должна будет изыскана за счет реорганизации неэффективных учреждений. Профсоюзу предстоит озаботиться судьбой высвобождаемых работников.
В условиях поэтапного совершенствования оплаты труда будет происходить актуализация трудовых отношений. Речь идет об эффективном контракте, новых квалификационных требованиях к работникам, аттестации на соответствие занимаемой должности, переподготовке специалистов. Потребуется правовое и информационное сопровождение процесса. Все это, несомненно, будет предъявлять более высокие требования к работе профсоюзных организаций. Мы уже сейчас серьезно готовимся к предстоящей работе. Первые шаги были обсуждены обкомом профсоюза совместно с Министерством культуры на расширенной коллегии.
- С кем еще консолидирует свою работу обком профсоюза для защиты трудовых и профессиональных прав своих членов профсоюза, какие трибуны используете для выражения своей позиции?
– Помимо того, что профсоюз представлен в Коллегии Министерства, он входит в Общественный совет по культуре Министерства культуры. Мы принимали участие в разработке региональной Концепции развития культуры и туризма до 2015 года. Приняли обращение к губернатору, членам Совета Федерации от Волгоградской области с просьбой поддержать объявление 2014 года Годом культуры. Созданы постоянно действующие группы Совета по основным направлениям. Обком профсоюза вошел в состав группы «библиотечное дело, культура на селе».
Установлены контакты с Общественной палатой Волгоградской области по экспертизе законодательных актов, регулирующих сферу культуры. В частности, обком профсоюза представил свои соображения и предложения в проект федерального Закона «О культуре». Координирует свою работу обком профсоюза с Союзом театральных деятелей, Союзом художников.
Конечно, как в сфере культуры, так и в профсоюзной работе много проблем. Далеко не все удается осуществить. И неудач не меньше, чем достижений. Но мы придерживаемся одной истины: на свете больше сдавшихся, чем побежденных. И каждая неудача - это повод еще больше сосредоточиться и консолидироваться.