От критики к действиям
Неконтролируемый и экономически необоснованный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Волгоградской области вызвал жесткую критику у всех трех сторон социального партнерства. И власть, и работодатели согласились с позицией профсоюзов, что с сентября 2012 года в сфере тарифного регулирования в регионе идет системный сбой, результатом которого стало резкое увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги. Как остановить этот бесконтрольный процесс и не допустить дальнейшей социальной напряженности в регионе – выход из сложившейся ситуации искали на очередном заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которое состоялось в облсовпрофе.
В его работе приняли участие Владимир Стариков, председатель Волгоградского областного Совета профсоюзов, Василий Галушкин, заместитель председателя правительства региона, Анатолий Бакулин, сопредседатель регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области», руководители и представители профильных министерств и комитетов правительства Волгоградской области, руководители отраслевых областных организаций профсоюзов и промышленных предприятий.
Заседание областной трехсторонней комиссии, длившееся около двух часов, проходило в режиме жесткой и открытой дискуссии. И это не случайно. На повестке дня стояло много важных вопросов, требующих принятия конкретных, взвешенных решений.
Системный сбой
Первой в повестке дня стала тема о тарифах на жилищно-коммунальные услуги в Волгоградской области, которая вызвала много вопросов со стороны участников трехсторонней комиссии. Волгоградские профсоюзы выступили с критикой в связи с резким увеличением размера платы граждан за коммунальные услуги в 2012 году в регионе.
– На момент установления Минтопэнерго региона новых нормативов, оснащенность приборами учета в Волгограде по водоснабжению составляла всего от 11 до 21 %, что стало причиной повышения платы за услуги ЖКХ для большинства жителей, - подчеркнул Владимир Стариков. – По данным Волгоградстата, в 2012 году такой рост составил 21,6%. Профсоюзы проанализировали цифры. Особенно резкое увеличение – на 46,4% произошло по горячему водоснабжению, на 35,3% - холодное водоснабжение и водоотведение и на 24% - сетевой газ. То есть фактический рост расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг значительно превысил их максимально установленный УРТ области размер с предельным индексом 112,0%. Разница существенна – 21,6% против допустимых 12%. С учетом того, что реального увеличения объемов потребления населением не произошло, это стало формой дополнительного обогащения ряда управляющих компаний.
Поэтому профсоюзы считают, что решения областного правительства и Минтопэнерго по снижению нормативов индивидуального потребления и урегулирования платы за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды, должны распространять свое действие именно с 1 сентября 2012 года. Либо они должны быть учтены при тарифном регулировании на 2013 год. Позиция профсоюзов согласуется с установкой президента РФ, что тем, кто переплатил, - платежи должны быть учтены в будущих платежах, либо деньги надо вернуть населению.
– В области проведены проверки контрольно-счетной палатой, прокуратурой, жилищной инспекцией, Роспотребнадзором, в ходе которых были выявлены серьезные нарушения в жилищно-коммунальной сфере. 25 марта на межведомственном совещании в областной прокуратуре заместитель Генерального прокурора отметил, что проблемы в ЖКХ области приобрели системный характер. То есть вопросы с законностью присутствовали уже на стадии принятия тарифных решений, – отметил лидер волгоградских профсоюзов.
Позицию председателя облсовпрофа поддержал Юрий Вязьмин, председатель Волгоградского обкома «Электропрофсоюза», председатель Совета представителей первичных профсоюзных организаций филиала ОАО "МРСК Юга – «Волгоградэнерго», который добавил, что необходимо усилить контроль за установлением цен на коммунальные услуги и навести порядок в сфере ЖКХ, а не отдавать все на откуп управляющим компаниям.
Бесконтрольная работа
Много нареканий у участников заседания областной трехсторонней комиссии вызвала деятельность Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области. В частности, на отсутствие должного контроля за организацию в сфере ценообразования указал Василий Галушкин.
– У нас тарифы по воде самые низкие на юге страны, – обратился к представителям Минтопэнерготарифа заместитель председателя правительства региона. – И в тоже время МУП «Городской водоканал г.Волгограда» сегодня банкротят. Одна из причин – это необоснованно низкие тарифы и здесь явное отсутствие влияния министерства на этот процесс. В результате из-за не отрегулированного тарифа мы теряем самое доходное предприятие города. И здесь же параллельно идет постоянно повышение тарифов за горячую воду, свет…Министерство создано для того, чтобы эти моменты отрегулировать в рамках закона. И никто не запрещает выступать с инициативой через облдуму, правительство и решить эти вопросы. С точки зрения экономики это положительно повлияло бы на состояние инженерных сетей, на доходную часть бюджета и самое главное – на человека.
Аналогичного мнения придерживаются и профсоюзы, которые выразили недоумение - почему Минтопэнерго не реализовывает контрольные полномочия за применением тарифов…
– Министерству, которое сегодня наделено контрольно-надзорными функциями, необходимо усилить контроль за соблюдением порядка ценообразования на коммунальные услуги, - высказался Владимир Стариков. - Необходимо согласовывать тарифные решения. Это обязательство закреплено в п.1.4. областного трехстороннего соглашения, который предусматривает проведение консультаций на заседании областной трехсторонней комиссии перед принятием решений, затрагивающих интересы населения в связи с изменением цен и тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги. Практика уже показала, что экспертные советы и общественный совет при министерстве не способны подменить трехстороннюю комиссию в этих вопросах. Если этого не произойдет, у профсоюзов области не останется выбора, и мы прибегнем к более решительным мерам.
Под мораторий
Еще одна проблема, которую озвучил Анатолий Бакулин, касалась роста тарифов на электроэнергию для промышленных предприятий и организаций Волгоградской области.
Представитель от работодателей выступил с предложением внести в решение областной трехсторонней комиссии дополнение о наложении моратория на рост цен для промышленных предприятий и организаций области. По мнению сопредседателя регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области», цены на тарифы должны устанавливаться на основании инфляции, а не в соответствии с социально-экономическими прогнозами. Только за прошлый год с территории Волгоградской области ушло 700 организаций-налогоплательщиков.
Участники областной трехсторонней комиссии согласились с выводами своего коллеги. И в решение «О тарифах на жилищно-коммунальные услуги в Волгоградской области» было включено дополнение, согласно которому Министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования, Министерству экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций, Министерству промышленности и торговли и Министерству строительства и ЖКХ Волгоградской области рассмотреть возможность ограничения роста тарифов на электроэнергию для промышленных предприятий и организаций Волгоградской области. Предложения должны быть представлены трехсторонней комиссии в срок до 30 апреля 2013 года.
По данному вопросу стороны приняли решение рекомендовать Министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области: провести повторные расчеты нормативов потребления населением услуг водоснабжения и водоотведения с учетом изменений законодательства об установлении нормативов (в том числе на общедомовые нужды) с участием представителя трехсторонней комиссии; провести мониторинг выполнения производственных программ организаций коммунального комплекса за 2012 год и учесть дополнительные средства, избыток или недостаток средств, полученный организациями (с учетом введения с 1 сентября 2012 г. новых нормативов потребления коммунальных услуг) при осуществлении тарифного регулирования на 2013-2014 гг.; усилить государственный контроль (надзор) за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов) и соблюдением порядка ценообразования на коммунальные услуги.
Также комиссия намерена обратиться в Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области с предложением провести проверку всех управляющих организаций на предмет соблюдения законности при начислении платы за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды в многоквартирных домах оборудованных общедомовыми приборами учета.
«Горячая» пора
Серьезную дискуссию на заседании областной трехсторонней комиссии вызвал вопрос об организации оздоровления детей в Волгоградской области в 2013 году. Эта тема всегда находится под пристальным вниманием профсоюзов и горячо обсуждается на трехсторонней комиссии уже не первый год. В связи с принятием регионального закона «Об организации отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области» от 15 июля 2010 года № 2079-ОД возникло множество проблем при проведении летних оздоровительных кампаний: снижение количества оздоровленных детей, порядок выплаты компенсации за приобретенные путевки, рост их стоимости, обеспечение путевками детей работников бюджетной сферы и т.д.
По данным комитета по делам молодежи Волгоградской области, в 2013 году с использованием средств областного бюджета различными формами отдыха и оздоровления планируется охватить 115 679. Это на 15 тысяч детей больше, чем в 2012 году. Из 115 тысяч детей в учреждениях с дневным пребыванием будет оздоровлено 77 269 человек (в 2012 г. – 49 907детей); в загородных детских оздоровительных лагерях – 29 280 детей (в 2012 г. – 34680); в местных санаториях – 3525; в палаточных лагерях – 1000 детей; в организациях отдыха и оздоровления детей иных субъектов России – 4284 человека.
В ходе летней оздоровительной кампании 2013 года планируется работа 737 организаций отдыха и оздоровления детей, что на 23 учреждения больше аналогичного периода прошлого года. Причем изменение количества оздоровительных учреждений отмечается за счет увеличения числа лагерей с дневным пребыванием.
По сравнению с прошлым годом увеличивается количество детей, направляемых в лагеря с дневным пребыванием – на 14,5 тысяч человек.
Всего на проведение мероприятий по отдыху и оздоровлению детей в областном бюджете предусмотрено 549 млн. рублей, в том числе 35,9 млн. рублей федерального бюджета.
Формальный подход
В свою очередь у профсоюзной стороны вызывает обеспокоенность факт уменьшения количества оздоровленных детей всеми формами оздоровления. Если в 2011 году охват детей, подлежащих оздоровлению, составил 42,2 процента, то в 2012 году в летний период – 32,8 процента. А по прогнозам 2013 года планируется сокращение на 5600 путевок в загородные лагеря.
Профсоюзы считают, что в Волгоградской области в последнее время практикуется формальный подход к оздоровлению детей. Когда качественный, полноценный отдых, постепенно заменяется неэффективным «отдыхом на асфальте». Увеличивается доля краткосрочных путевок в зимне-осенний-весенний периоды и на базе школ. Эта политика, по мнению облсовпрофа, ведет к тому, что «количество отдохнувших детей будет увеличено, а о качестве говорить не придется».
– Традиционно вплоть до 2010 года доля оздоровленных детей на пришкольных площадках к общему количеству оздоровленных в санаторных и загородных лагерях составляла не более трети, – пояснил Владимир Стариков. – Сейчас число детей, оздоровленных на базе пришкольных лагерей, приближается к 50 процентам. Такой малозатратный «отдых на асфальте» обеспечивает занятость детей, но не их полноценный отдых. Если так и дальше пойдет, то зачем сохранять загородные лагеря, которые сегодня пустуют.
Уже три года не решается вопрос предоставления путевок детям бюджетников. Недовольства у работодателей и профсоюзов в прошлом году вызвал порядок выплаты с многомесячным ожиданием компенсаций за приобретенные путевки.
В этом году организация отдыха и оздоровления детей вновь претерпевает изменения. Согласно постановлению правительства области, часть полномочий переходит муниципальным органам и как они будут их реализовывать на местах, пока трудно сказать. Но ясно одно, как подчеркнули волгоградские профсоюзы, что в процессе реформирования системы детского отдыха, неуклонно снижается доступность отдыха детей трудящихся и ухудшается качество их оздоровления.
Важные решения
По итогам обсуждения комиссия рекомендовала правительству региона:
обеспечить отдыхом и оздоровлением детей Волгоградской области в загородных лагерях на уровне не ниже прошлых лет; рассмотреть возможностьучастия представителей трудовых коллективов (профсоюзов) в процессе предоставления путевок в загородные и санаторные оздоровительные лагеря. Волгоградской областной Думе – внести изменения в региональный закон «Об организации отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области» от 15 июля 2010 года № 2079-ОД, предусматривающие гарантированную возможность оздоровления в загородных лагерях детей работников бюджетных организаций.
Региональному объединению работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области» и Волгоградскому областному Совету профсоюзов – содействовать выполнению коллективных договоров и соглашений в части долевого финансирования путевок в загородные детские оздоровительные лагеря.
От одного до восьми
Стороны обсудили еще ряд острых проблем, среди которых вопрос «О согласовании проекта регионального Закона «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 6 марта 2009 г. «Об оплате труда работников государственных учреждений Волгоградской области». Как сообщил представитель Министерства труда и занятости населения Волгоградской области, законопроектом предлагается внести ряд существенных изменений. А именно, должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда на основе факторов сложности труда руководителей, в том числе связанных с масштабом управления и особенностями деятельности и значимости учреждений. Предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений устанавливается органом исполнительной власти региона, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в кратности от 1 до 8.
Как говорится в пояснительной записке, предлагаемый проект закона разработан в пределах выделенных бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение фондов оплаты труда работников государственных учреждений Волгоградской области, и не потребует дополнительных затрат из областного бюджета.
Однако у профсоюзов возник вопрос по поводу того, что реализация данного закона «не потребует дополнительных затрат из областного бюджета»:
– Из каких же средств планируется повышение оплаты труда руководителей бюджетных организаций, которым устанавливается коэффициент до 8, вместо прежних 5, – поинтересовался председатель облсовпрофа. – Не произойдет ли перераспределение уже сложившегося в организациях фонда оплаты труда в сторону уменьшения заработной платы работников за счет ее увеличения руководителям.
Чтобы этого не допустить, профсоюзы настаивают на включении в отраслевые положения об оплате труда бюджетников четких критериев формирования заработной платы директоров. Со своей стороны отраслевые комитеты профсоюзов образования, культуры, здравоохранения готовы принять непосредственное участие в выработке и обсуждении этих критериев.
***
Также в повестке дня рассмотрены вопросы «Об итогах реализации программы модернизации здравоохранения Волгоградской области на 2011-2012 годы, «О согласовании проекта Закона Волгоградской области "О внесении изменения в статью 2 Закона Волгоградской области от 5 декабря 2005 г. №1127-ОД "О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов», «Об утверждении плана работы на 2013 год Волгоградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», «О внесении изменений в Регламент Волгоградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».