Главы Минфина и Минэкономразвития доложили об итогах деятельности министерств в 2022 году
Заседание коллегии открыл Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, который предложил обсудить работу важнейших, ключевых министерств – Министерства финансов и Министерства экономического развития, и обсудить задачи, которые предстоит выполнить в ближайшем будущем.
М. Мишустин:
В таком формате мы встречаемся впервые. В последние три года нам приходилось принимать очень много оперативных, даже экстренных решений. Сначала – по поддержке граждан и бизнеса в период ковида, потом – по адаптации экономики и жителей нашей страны к последствиям беспрецедентного санкционного давления со стороны Запада.
С основными вызовами мы, по мнению многих экспертов, справились. Как я уже говорил во время отчёта в Государственной Думе, неизбежный спад оказался в прошлом году умеренным. Начиная со второго полугодия нам удалось постепенно вернуть экономику на траекторию роста. В итоге объём валового внутреннего продукта даже превысил уровень 2019 года.
Наши результаты признают и зарубежные эксперты. Например, Международный валютный фонд на днях вновь улучшил прогноз по России.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех присутствующих в этом зале и коллег на местах за ваш труд. Многие решения принимались буквально в режиме реального времени. На подготовку документов уходили считаные дни, а иногда даже часы. Это позволило нашей финансовой системе и экономике выстоять и продолжать развиваться. В этом и большая заслуга ваших министерств.
Теперь нам предстоит двигаться дальше. Решить шесть ключевых задач, которые перед нами поставил Президент на текущий год. Это повышение благосостояния граждан и народосбережение, укрепление технологического и достижение финансового суверенитета, опережающее развитие транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также – наращивание связей с дружественными странами и поиск новых международных партнёров.
В ходе этой работы главное – усилить акцент на средне- и долгосрочных вопросах. Прежде всего – в рамках национальных целей, которые установил глава государства.
Это потребует ещё более слаженной работы на всех уровнях, в том числе по развитию промышленности, выходу на перспективные рынки и ускорению формирования новой инфраструктуры, новой логистики.
Здесь уже есть положительные изменения. Поставки отечественных энергоресурсов были переориентированы на Китай, Индию, другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также на страны Африки. В несырьевых сегментах российские предприниматели эффективно перестраивают свои бизнес-модели, свои производственные цепочки, привлекают новых поставщиков, осваивают выпуск необходимых комплектующих, постепенно занимают ниши ушедших с нашего рынка зарубежных компаний.
Мы поддерживаем развитие высокотехнологичных отраслей, прежде всего сферы информационных технологий, радиоэлектроники, что позволит нарастить возможности нашей страны в этих критически важных индустриях.
Также продолжаем упрощать налоговые, таможенные процедуры для наших предпринимателей.
При этом, конечно, важно сохранить стабильность финансовой системы вопреки действиям недружественных стран. Очевидно, что давление на нашу страну вряд ли ослабнет.
Правительство продолжит проводить ответственную бюджетную политику, подтверждением чему может служить снижение инфляции в годовом выражении, которое мы видим в начале этого года.
Рассчитываем, что по мере завершения периода адаптации сможем уже в 2025 году выйти на параметры «бюджетных правил», что позволит укрепить доверие к экономической политике на долгосрочную перспективу. И конечно, подтвердить устойчивость нашей системы, обеспечить доступность частного кредита как источника для развития. Разумеется, при сохранении нынешних приоритетов финансирования. Это вопросы безопасности страны, социальная поддержка уязвимых категорий граждан, технологическое развитие, расширение инфраструктуры и интеграция наших новых регионов.
В процессе укрепления финансового суверенитета нужно не просто обеспечить рост рублёвых займов, но и заместить в той мере, в какой возможно, ушедший зарубежный капитал.
Правительство перезапустило ряд инструментов, чтобы распределить риски между инвесторами и государством. На это направлены механизмы поручительств институтов развития, соглашения о защите и поощрении капиталовложений, фабрика проектного финансирования.
В прошлом году принята Стратегия развития финансового рынка до 2030 года. Её реализация даст нашим гражданам ещё больше возможностей для получения дохода и обеспечит бизнесу больше ресурсов для запуска перспективных проектов. Это усилит позитивные изменения во многих сегментах, расширит возможности для привлечения длинных, столь нужных, денег в экономику, в том числе через реализацию программы долгосрочных частных сбережений, формирование которой сейчас на завершающем этапе.
Мы также помогаем усилить инвестиционный потенциал наших регионов. По поручению Президента заменили бюджетными кредитами дорогие рыночные заимствования – на 720 млрд рублей. И субъекты сэкономили свыше 65 млрд на обслуживании госдолга и направили ресурсы на другие цели, в том числе на формирование привлекательных условий для укрепления интереса наших инвесторов.
Важной задачей Правительства в текущем году станет и работа по опережающему развитию транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры. На эти же цели регионам будут предоставлены казначейские кредиты в общем объёме до 180 млрд рублей.
Уважаемые коллеги!
В заключение хотел бы остановиться ещё на одном важном моменте.
В основе устойчивости экономики – её рыночный характер, поэтому мы должны сохранить и укрепить соответствующие институты в нашей стране. Несмотря на попытки сдержать развитие России, мы остаёмся открытыми, в том числе для инвесторов и участников глобальной торговли.
Предстоит продолжить повышение эффективности бюджетных расходов. В прошлом году инвестиции в значительной мере поддержало государство. Сейчас необходимо больше усилий направить на расширение частной инициативы.
Федеральные и региональные структуры не должны подменять бизнес. Надо строить инфраструктуру, которая даст более весомый вклад в экономический рост.
Также требуется чёткое определение, как будут функционировать и финансироваться возведённые объекты. Должна быть прозрачная и понятная система оценок их эффективности. И конечно, важно не допускать генерации дополнительных расходов и убытков.
С другой стороны, необходимо понимать, что есть сферы, где частный сектор сам, скажем так, не потянет. Это в том числе авиастроение. И здесь основная нагрузка по его поддержке должна остаться за государством. И ещё целый ряд отраслей.
Также предстоит продолжить снижение издержек, включая административные, развивать реформу контрольно-надзорной деятельности, упрощать разрешительные процедуры для бизнеса.
Я на этом своё короткое вступительное слово закончу и предоставлю слово Антону Германовичу Силуанову и Максиму Геннадьевичу Решетникову.
А.Силуанов: Подводя итоги работы прошлого года, можно констатировать, что удалось сохранить доверие к финансовой системе, стабилизировать курсовую и ценовую динамику, сохранить занятость и рабочие места, выйти на положительную динамику доходов населения. Такие результаты стали следствием ответственного подхода к бюджетной политике.
В текущем году приоритеты бюджетно-налоговой политики постепенно смещаются от антикризисной повестки к реализации национальных целей развития с акцентом на технологическое развитие и поддержку инфраструктуры, социальную помощь нуждающимся гражданам, интеграцию новых регионов, обеспечение безопасности страны. Ресурсы на это есть, и в ходе текущего года будет происходить дальнейшая концентрация расходов на реализацию этих приоритетов.
В среднесрочной перспективе по мере адаптации экономики запланирована постепенная нормализация бюджетной политики с выходом к 2025 году на первичный баланс бюджета. Такой подход укрепит доверие к экономической политике, обеспечит устойчивость финансовой системы и доступность кредита для развития.
Какие задачи на текущий год? Остановлюсь на вопросах участия Министерства финансов в достижении национальных целей развития и приоритетов работы Правительства.
Первая – это поддержка бизнеса. В целях снижения издержек и рисков для бизнеса и выравнивания конкурентной среды планируем дальнейшую цифровизацию и улучшение системы администрирования доходов. Налоговая служба этим занимается, и вопрос комфортного взаимодействия между администраторами доходов и предпринимателями – важнейший элемент успешного делового климата в стране.
В 2023 году дальнейшее развитие получит система налогового и таможенного мониторинга. Запланировано расширение налогового мониторинга до 450 компаний – ни много ни мало треть всех этих компаний дают налоговые доходы федеральному бюджету, и этот мониторинг коснётся компаний из 18 отраслей. Что это даст? Это позволит снизить административную нагрузку и упростить налоговое взаимодействие между предприятиями и бизнесом. Мы снизим пороги и позволим участвовать в этом мониторинге среднему бизнесу: объём доходов и активов для участия в этом мониторинге для компаний снизится с 3 млрд до 1 млрд, уплаченных налогов – с 300 млн до 100 млн рублей.
Запланировано также проведение эксперимента по таможенному мониторингу. Таможня проводит такие же мероприятия с участниками внешнеэкономической деятельности. В рамках этого мониторинга будет предусмотрен отказ от выездных таможенных проверок, упрощены соответствующие административные процедуры.
С текущего года на всех налогоплательщиков введён механизм единого налогового платежа с внедрением сальдированного порядка учёта обязательств перед бюджетами посредством единого налогового счёта. Что это даёт? Сокращено количество платёжек, которые заполняли наши налогоплательщики, и, что важно, это даёт возможность увеличить оборотные средства, которыми располагают наши налогоплательщики до момента уплаты налогов. Все налогоплательщики и наши предприятия восприняли это новшество с большим энтузиазмом и пользуются этим в настоящее время.
В части создания комфортных условий для развития малого бизнеса и предпринимательства в четырёх пилотных регионах запущен эксперимент спецрежима автоматизированной системы уплаты налогов. Это первая в мире налоговая система, рассчитанная для микропредприятий, которая полностью считает налоги с касс и банковских счетов налогоплательщиков. Спецрежимом воспользовались более 7 тысяч налогоплательщиков, и по результатам этого эксперимента мы будем рассматривать распространение его на все остальные регионы.
Продолжим совершенствовать и контрактную систему, настроим механизмы импортозамещения в закупках, с тем чтобы повысить до максимума заключение заказчиками всех уровней контрактов с поставщиками, предлагающими поставки российских товаров. Что будет сделано? Если есть российский поставщик, то иностранный не будет рассматриваться, и это будет реализовано по перечню продукции, согласованному с соответствующими органами власти. Для российской продукции также будет дано преимущество в ценовых параметрах в размере 15% цены от продукции.
Вторая задача – повышение стратегической и операционной эффективности бюджетных расходов. Мы в прошлые годы проводили систему реформ института госпрограмм: это ориентация на целеполагание, контроль за инструментами, показателями. Это во многом улучшило эффективность мер в рамках этого института. В текущем году продолжим совершенствование механизма координации между федеральным центром и регионами, повысим самостоятельность регионов в выборе инструментов достижения целей и показателей госпрограмм, повысим обоснованность плановых показателей всего объёма ресурсного обеспечения, в том числе и внебюджетных источников.
В части повышения операционной эффективности в наших планах установление единых правил предоставления и отбора получателей субсидии производителям с переводом взаимодействия между государством и получателем субсидий в электронный формат без лишних бюрократических издержек. Об этом много говорили на стратегических сессиях наши коллеги, и это будет сделано в текущем году. Также будет осуществлён мониторинг достижения результатов от таких субсидий.
Предстоит внедрить в бюджетный процесс элементы нулевого бюджетирования. Что это даст? Нужно свежим взглядом взглянуть на нашу тянущуюся из года в год бюджетную базу расходов. Многие задачи уже устарели. Нам сегодня требуется переориентация расходов на реализацию современных целей и задач, на реализацию национальных целей развития. Кроме того, будет перезапущена практика проведения обзоров бюджетных расходов.
Следующее направление – это повышение эффективности налоговых расходов. Планируем совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти завершить формирование индивидуальных методик оценки эффективности льгот, а по результатам этой работы уточнить параметры преференциальных налоговых режимов. В какой части? В части увязки льгот и соответствующих обязательств тех, кто получает эти льготы, в первую очередь связанные с инвестициями, расходами на капиталовложения или НИОКР.
В планах также масштабирование успешных региональных практик использования конкурентных способов отбора исполнителей бюджетных услуг в социальной сфере. Это даёт возможность повышать качество таких услуг. И мы знаем, что новые подходы уже внедряются в части проектов школьного туризма, социального обслуживания, спортивной подготовки. И такую практику нужно масштабировать, чтобы была конкуренция за право предоставлять такие ресурсы, как государственные услуги.
Следующая тема – это централизация бухучёта. Мы все 50 правительственных органов перевели на централизованную бухгалтерию, у нас больше 400 тысяч человек получают зарплату через казначейство. Будем обеспечивать расширение функционала и распространять его на бюджетные учреждения и на субъекты Российской Федерации. Эта новая услуга позволяет сэкономить нам на административных издержках.
Третья глобальная задача – это эффективное управление федеральным имуществом и активами. В этой задаче мы обеспечим увеличение финансовой отдачи от государственных активов (это не только дивиденды), но и ставим себе в планы увеличить реализацию непрофильных активов, получение дополнительной рыночной доходности от сдачи в аренду государственного имущества. В текущем году будет продолжена работа по вовлечению компаний с госучастием в достижение национальных целей развития. Мы ведём работу вместе с комиссией, Дмитрием Юрьевичем Григоренко по увеличению стимулов, созданию стимулов выработки ключевых показателей эффективности руководства компаний, по изменению долгосрочных программ развития, реализации особо значимых проектов таких компаний. Будет проведена также инвентаризация имущества госказны и вовлечение невостребованных объектов в хозяйственный оборот с целью определения целевой функции по каждому объекту.
Следующая, четвёртая, глобальная задача работы министерства – это обеспечение финансового суверенитета. Это, по сути, гарантия устойчивости российской экономики. Это касается инфраструктуры и самодостаточности развития отечественного рынка, капитала и финансового сектора. Что здесь планируем? Повышение привлекательности долгосрочных сбережений. Тема известная, подготовлен соответствующий законопроект. Он согласован в Правительстве. Этот механизм предусматривает, с одной стороны, стимулирующие меры для участников этой системы, для граждан.
Здесь и финансирование, и налоговые вычеты для участников долгосрочных сбережений. Также это даст возможность создать дополнительный ресурс для экономического развития и создать дополнительный источник для более выгодного вложения сбережений наших граждан.
Ведётся работа по внедрению партнёрского финансирования, созданию регуляторных основ деятельности лизинговых компаний, развитию конкуренции на рынке кредитных рейтинговых услуг, формированию национальных товарных и финансовых индикаторов.
Отдельная задача – развитие цифровых финансов: регулирование майнинговой деятельности, включая применение цифровых валют для международных расчётов, развитие цифровых прав для привлечения инвестиций. Всё это в наших планах и рассматривалось на стратегической сессии, которая проводилась под руководством Михаила Владимировича. Всё это в планах к реализации на текущий год.
Развитию внутреннего долгового рынка также будет способствовать ответственная бюджетная политика. Будем стремиться держать баланс между стоимостью заёмного капитала и формированием сбалансированной по срокам и рискам структуры долгового портфеля.
Финансовое благополучие и безопасность идут рука об руку с расширением финансовой грамотности. Программы финансового образования и просвещения реализуются сегодня во всех субъектах Российской Федерации.
В этом году завершается очередной этап Стратегии повышения финансовой грамотности. Мы совместно с Центральным банком подготовим стратегический документ до 2030 года. Это позволит продолжить работу по формированию у граждан навыков в сфере финансовой культуры, способствующих финансовому благополучию человека, семьи и общества. Такие цели мы ставим.
Следующая задача – это устойчивое региональное развитие, эффективное взаимодействие центра и регионов. С прошлого года проводится масштабная работа по инфраструктурному развитию регионов через реализацию программы расширения инфраструктурных бюджетных кредитов.
В текущем году существенно увеличивается ресурс инфраструктурных бюджетных кредитов. Задача состоит в том, чтобы получить рост от этого инструмента в экономике субъектов Российской Федерации, создать новые рабочие места и, соответственно, получить дополнительные ресурсы в бюджеты всех уровней.
Важно, чтобы эти деньги давали результат. И обращаю внимание регионов: не на освоение этих ресурсов, а на получение конкретных результатов от использования этих средств. Огромные ресурсы! Поэтому нам нужны конкретные показатели в рабочих местах, приросте валового регионального продукта, в увеличении налогового потенциала субъектов.
В текущем году ставим задачу по ускоренной интеграции новых регионов в бюджетную финансовую систему страны. Будет оказана необходимая методологическая поддержка. Задача – перезапустить экономику этих регионов, в ближайшие годы вывести новые регионы на общероссийский уровень по ключевым показателям развития экономики и финансов.
Задача Минфина – обеспечить развитие финансовой инфраструктуры, повышение доступности финансовых услуг. Прежде всего это организация полноценного банковского обслуживания для граждан и бизнеса, работающего в новых субъектах Российской Федерации. Уже обеспечено открытие более 400 банковских офисов, установлено почти 1 тыс. банкоматов. Наша цель – за три года выйти по этим показателям на уровень, сопоставимый с соседними субъектами Российской Федерации. Постепенно запускается дистанционное банковское обслуживание, увеличивается доля безналичных расчётов, переводятся на безналичные выплаты зарплаты, пенсии и пособия для бюджетников и работников больших компаний. Становятся доступными услуги по приёму депозитов, кредитованию, рассчётно-кассовому обслуживанию, включая зарплатные проекты. Следующий шаг – это выдача льготных ипотечных кредитов по ставке 2%. Эта программа заработает в текущем году. Также ставим задачу решить вопросы полноценного функционирования страховой отрасли как для граждан, так и для бизнеса.
Уважаемый Михаил Владимирович, мы не так давно провели заседание коллегии в наших подведомственных службах, подробно обсудили цели и задачи служб на текущий год. На наиболее важных из них я остановлюсь кратко в своём докладе.
Для Федерального казначейства – это обеспечить казначейское сопровождение местных бюджетов в новых субъектах Российской Федерации. А также ряд структурных мер ставим в качестве задач на текущий год: заключение сделок по продаже имущества в электронной системе ГИС «Торги», обеспечить формирование единой информационной среды бюджетного учёта госучреждений с бесшовным взаимодействием информационных систем, что позволит отказаться от большей части бухгалтерской отчётности учреждений. Такая же работа в налоговой службе происходит: снижение административных издержек, то же и для государственного сектора.
Не менее важной задачей является перевод исполнения региональных и муниципальных бюджетов на новую казначейскую платформу, позволяющую предоставлять цифровые сервисы, включая прослеживание бюджетных средств.
Для налоговой службы это обеспечение внедрения и функционирования налоговой системы в новых регионах. Продолжим расширение сервисов для налогоплательщиков, снижающих издержки. Необходимо продолжить работу по внедрению современных технологий, анализу больших данных, способствующих повышению эффективности администрирования и снижению издержек налогоплательщиков. Будет отлажена работа механизма единого налогового счёта и платежа.
Для таможенной службы – усилим работу мобильных групп таможенных органов по пресечению незаконного вывоза и ввоза отдельных товаров из России и в Россию. Будут реализованы проекты по цифровизации таможенной сферы: системы управления рисками, интеллектуального анализа снимков комплексов досмотра, расширим практику применения электронных форм уникального идентификатора начислений.
Росимущество. На части из них я уже остановился в докладе о задачах. По всем объектам казны определим целевые функции, проведём ревизию ранее заключённых договоров аренды и безвозмездного пользования, с тем чтобы эти объекты работали и имущественные комплексы давали свои результаты.
Росалкогольрегулирование. Ставим задачу наведения порядка среди производителей пива, усилим контроль за производством медицинского спирта, который сегодня ещё используется для производства нелегальной продукции. Планируем в текущем году принять изменения в законодательство о регулировании табачной отрасли, все вопросы администрирования лягут на Росалкогольрегулирование, поэтому подготовим необходимую нормативную базу для запуска работы этой отрасли.
Пробирная палата. Ставим задачу по полному учёту оборота драгметаллов и драгкамней в государственной информационной системе и переходу от прослеживаемости к маркировке ювелирных изделий с нанесением соответствующих меток на каждое такое изделие, с тем чтобы не допустить на рынок подделок.
Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги! Прошлый год стал годом сложного адаптационного периода для всей финансовой системы страны. Сейчас достигнута стабилизация. Важно обеспечить устойчивость и развитие финансовой системы для достижения запланированных параметров экономического роста. У нас есть для этого все возможности, чтобы решить эти задачи. Уверен, что коллектив Министерства финансов, подведомственных служб, финансисты регионов справятся с возложенными на нас задачами.
М.Решетников: Михаил Владимирович и Антон Германович уже рассказали, дали оценки, как прошёл 2022 год. Поэтому сразу начну с оценок этого года и нашего видения ближайшей трёхлетки, на базе которого будет формироваться уже в ближайшее время бюджет.
Экономика продолжает восстанавливаться. Мы оцениваем темп роста ВВП в этом году на уровне 1,2%. К 2026 году он ускорится почти до 3%. Главным образом – за счёт восстановления потребительского спроса.
Во-первых, продолжит снижение инфляция. По итогам этого года она будет на уровне 5,3%. За счёт чего? Не будет индексации тарифов. В прошлом году мы собрали хороший урожай и уже получаем позитивные оценки от Минсельхоза на этот год. Продолжают работать демпферы, которые защищают внутренний рынок от внешних колебаний цен.
Во-вторых, мы ожидаем роста доходов населения, в первую очередь заработной платы. В этом году в реальном выражении она вырастет более чем на 5%. Этому будут способствовать низкая безработица и конкуренция за кадры.
Значительную роль в поддержке доходов населения играют решения Президента в социальной сфере. Мы в прогнозе учли все принятые им решения – выделенные средства на адресную помощь семьям с детьми, на индексацию минимального размера оплаты труда, прожиточного минимума, пенсий, социальных пособий и льгот.
Спрос будет восстанавливаться и по мере нормализации у населения склонности к сбережению, и по мере роста потребительского кредитования. В целом все эти факторы сыграют на увеличение оборотов розничной торговли и услуг.
Чтобы усиление потребительского спроса дало долгосрочный экономический эффект, нужны инвестиции. Как отметил Михаил Владимирович, у нас в прошлом году инвестиционный процесс был существенно поддержан за счёт бюджета. При общем росте инвестиций в 4,6 процентных пункта инвестиции из федерального бюджета превысили +26%. В этом году инвестиционный рост должен продолжиться за счёт частной инициативы.
Для этого на фоне сокращения сверхдоходов от экспорта и снижения прибыли крупных компаний требуется дальнейшее развитие инструментов поддержки инвесторов. Параллельно необходимо работать над повышением эффективности государственных инвестиций, о чём скажу чуть позже.
Чистый экспорт в этом году будет играть отрицательную роль. Но на ближайшие годы мы закладываем постепенное восстановление несырьевого неэнергетического экспорта по мере переориентации его на дружественные рынки.
С учётом снижения торгового баланса курс рубля в среднем на 2023 год мы оцениваем на уровне 76,5 рубля за доллар. В дальнейшем прогнозируем плавное номинальное ослабление рубля.
Прогноз роста ВВП реалистичный. Одновременно с подготовкой прогноза в Правительстве создана система мониторинга рисков. В её фокусе – риски рецессии мировой экономики, ужесточения санкционного давления, дефицита на рынке труда, роста издержек при перестройке логистики.
Но прогноз зависит не только от рисков и внешних факторов, но и от наших действий. Ключевые задачи в декабре были обозначены Президентом и легли в основу программы Правительства. Остановлюсь на тех из них, в реализации которых активную роль играет Министерство экономического развития.
Во-первых, для дальнейшей переориентации рынков сбыта предусмотрена большая программа по развитию транспортных коридоров, погранпереходов, созданию независимой инфраструктуры расчётов. Наращивание собственного торгового флота для перехода контрактации на условиях CIF. Принятие других межведомственных решений.
Мы со своей стороны будем донастраивать работу межправкомиссий, чтобы все эти направления деятельности переросли в конкретные задачи и конкретные договорённости и действия с каждой страной.
Для нас важно наращивать торговлю с давними партнёрами. Одновременно выходить на новые рынки стран, у которых для этого есть потенциал. Мы уже используем соглашения о свободной торговле товарами и услугами – понятно, что соглашения о свободной торговле товарами мы ведём совместно с Евразийской комиссией и одновременно работаем над соглашением о свободной торговле услугами, – а также все инструменты, которые доступны в рамках ВТО.
Параллельно работаем над защитой внутреннего рынка, чтобы нарастить независимость от зарубежных поставщиков и дать возможность развиваться нашим производителям. В этом году планируем активнее использовать совместно с промышленностью антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры для борьбы с недобросовестным импортом.
С этого года заработал новый инструмент поддержки инвестиций в этой сфере, а именно инвестиционные таможенные льготы, когда предприятия могут получать льготы и на оборудование, и на сырьё и комплектующие. При условии, что они создают новые производства.
Поддержка собственных производителей, импортозамещение, достижение технологического суверенитета невозможны без роста инвестиций.
Для этого важно поддержать кредитование экономики, в том числе максимально эффективно использовать капитал банков в условиях поэтапного возврата к нормальному банковскому регулированию.
Важный шаг здесь – это создание таксономии проектов технологического суверенитета. Здесь мы уже достигли договорённости с Банком России – и здесь большие слова благодарности нашим коллегам – о пониженных риск-весах по таким кредитам.
Это создаст до 10 трлн рублей потенциального кредитного портфеля, возможность прокредитовать столь необходимые для экономики страны проекты.
Предлагаем также в дальнейшем привязать к таксономии механизм поручительств ВЭБа. Тем самым мы снизим ещё и нагрузку на капитал компаний, потому что, как правило, компании, которые реализуют такие проекты, – это активно растущий бизнес с большой потребностью в финансировании.
Состыкуем также с таксономией и другие меры поддержки. В частности, синхронизируем её с кластерной инвестиционной платформой, которую сейчас развивает Минпромторг, чтобы бизнес мог привлекать финансирование по льготным ставкам.
Чтобы поддержать больше капиталоёмких проектов, создаём фонды капитала. Здесь мы тоже достигли соглашения с Центральным банком (и здесь слова благодарности Эльвире Сахипзадовне (Набиуллиной) лично, это было её решение) по изменению регулирования, с тем чтобы кредитные организации смогли напрямую инвестировать в реальный сектор экономики. Мы рассчитываем, что в ближайшее время все эти решения будут уже оформлены, мы согласовали все юридические схемы.
Предстоит продолжить заниматься также бизнес-климатом. Под руководством Дмитрия Юрьевича Григоренко мы снижаем административную нагрузку. Изменили правила контроля и надзора, упрощаем выдачу разрешений, отменяем избыточные требования. Большая работа проведена, но реформу рано считать завершённой.
У бизнеса также большой запрос на определённость налоговых правил игры на долгосрочный период. Этот вопрос снова в инвестиционной повестке. При этом министерство готовит предложения (под руководством Андрея Рэмовича Белоусова) по модификации инвестиционного налогового вычета. Рассчитываем вместе с регионами существенно нарастить использование этого механизма, поскольку это реальный инструмент для межотраслевого перелива капитала.
При этом нам предстоит большая программа вместе с бизнесом по контролю издержек бизнеса, поскольку зачастую не меньше, чем налоговые платежи, составляют тарифные платежи, и бизнес обращает на это в последнее время всё большее внимание.
При этом зачастую причиной опережающего роста тарифов являются инвестиции в новую инфраструктуру. И далеко не всегда то, что строится, используется в запланированном и должном объёме. Соответственно, в результате экономика вынуждена платить за такие не всегда просчитанные инвестиции.
Поддержка инвестиций при этом невозможна без регионов. Вместе с главами субъектов мы развиваем особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития и другие преференциальные режимы. Поэтапно внедряем региональный инвестиционный стандарт. Используем инструменты, которые позволяют софинансировать расходы бизнеса на строительство инфраструктуры и разделяем риски с инвестором. В частности, перезапущен механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений, Михаил Владимирович об этом сказал. И мы видим даже в текущих непростых условиях, что у нас идёт постоянный поток новых обращений на заключение таких соглашений. Бизнес многие отложенные проекты за это время перепроектировал и сейчас входит в инвестиционную стадию, поэтому механизм крайне востребован. Важно, чтобы инвестиции окупались, при этом государство не подменяло собой бизнес.
Сейчас по решению Президента регионам доступны большие ресурсы. Это инфраструктурные бюджетные кредиты, реструктуризация долгов, казначейские кредиты, о которых Михаил Владимирович сказал, и другие механизмы инфраструктурного меню. Крайне важно, чтобы новые проекты, реализуемые при помощи этих инструментов, соответствовали всем критериям эффективности и в дальнейшем создавали новую, реальную экономику, которая сможет обслуживать набранные под это долги регионов. Здесь мы едины во мнении с Министерством финансов, с Антоном Германовичем.
Развитие малого и среднего бизнеса – особая задача, которая стоит перед министерством.
У нас накоплен большой опыт по поддержке бизнеса и в ковид, и уже в текущей ситуации. Разработаны инструменты для каждого этапа предпринимательского роста.
В условиях низкой безработицы дальнейший этап роста малого и среднего бизнеса связан прежде всего с повышением его эффективности, с ростом производительности труда и активными инвестициями.
Здесь под руководством Андрея Рэмовича мы готовим дополнительные предложения по поддержке бизнеса. Особое внимание при этом уделяем механизмам, поддержке перехода бизнеса из разряда малого в средний и из среднего в крупный. И одно из предложений, которое мы всерьёз прорабатываем, это ввести так называемую промежуточную категорию – «МСП+» с поэтапным (и эксперты активно это предлагают) переходом к общей системе налогообложения, с тем чтобы эту высокую ступеньку как-то постараться нивелировать.
Это обеспечит более плавный рост компаний, при котором они не будут терять весь объём поддержки единовременно – то есть это касается не только налоговых вопросов, но и финансовых, – а значит, у бизнеса будет меньше стимулов к дроблению.
При адресной поддержке территорий Правительство реализует достаточно многочисленные программы регионального развития, которые учитывают и ранее поставленные задачи, и новые вызовы. Так, если брать конкретные примеры, в Калининградской области изменения в программу помогают преодолеть санкционные ограничения и обеспечить надёжное транспортное снабжение.
В регионах со сложной ситуацией в экономике продолжается реализация индивидуальных программ развития.
Наращивается экономический потенциал Северного Кавказа. Благодаря этому регионы Кавказа уже смогли выйти на опережающие темпы роста экономики. И дальнейшие перспективы мы связываем с реализацией прорывных инвестпроектов, которые были выработаны в рамках стратсессии, с легализацией бизнеса, модернизацией сферы ЖКХ и развитием туризма.
Подробно мы обсудим все эти вопросы на Кавказской инвестиционной выставке в мае этого года. Приглашаю всех принять в ней участие.
Туризм становится важной точкой роста для всех регионов. Сейчас это одна из самых быстрорастущих отраслей экономики. Поэтому важно определить периметр отрасли, уточнить его, сфокусировать ресурсы на поддержке инвестиций в приоритетные сегменты, а также создать стимулы для легализации бизнеса.
И ключевое решение здесь – это создание доступного номерного фонда. Поддерживаем льготным финансированием строительство и модульных, небольших отелей, и больших, крупных объектов. В ближайшее время будет объявлен конкурс на субсидии на модульные программы. Правительство уже выделило деньги на 2023–2024 годы. А летом мы планируем провести новый отбор крупных проектов по программе кредитования под ставку от 3 до 5%.
Кроме того, мы сочетаем меры отраслевого проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и национального проекта по поддержке МСП.
По запросу Крыма и Краснодарского края вместе с депутатским корпусом готовим регулирование работы гостевых домов.
Уважаемые коллеги!
Вопросы развития финансовых инструментов, преференциальных режимов, роста производительности труда, адресной работы с регионами и компаниями, реализации крупных проектов всегда остаются в фокусе нашего внимания. Но, безусловно, повестка работы министерства существенно шире. Мы работаем совместно с нашими коллегами – Росстатом, Роспатентом, Росаккредитацией, которые помогают выстраивать эффективное регулирование в этих направлениях.
Министерство вырабатывает решения вместе с коллегами из Правительства, из Администрации Президента, с Банком России очень плотно работаем.
Хотелось бы поблагодарить наших коллег в министерствах и в регионах, депутатов и сенаторов, с которыми мы постоянно ведём законопроектную работу, продвигаем инициативы, и, конечно, бизнес и общественные организации.
Уважаемые коллеги, пользуясь случаем, хотел бы всех вас поблагодарить – и коллектив Министерства экономического развития, и наши подведы.
И, Михаил Владимирович, пользуясь случаем, хотел бы Вам сказать слова благодарности за поддержку инициатив министерства, за доверие и совместную работу.
М.Мишустин: Спасибо, уважаемые коллеги, за выступления. Абсолютно уверен, что предложенные решения станут основой для работы Правительства, Банка России, всех структур. Я в начале выступления сказал уже спасибо сотрудникам Министерства экономического развития, Министерства финансов. И конечно, нужно также сказать спасибо всем, кто активнейшим образом принимал участие в мероприятиях, которые стали основой нашего плана противодействия санкциям и в результате помогли экономике адаптироваться и сегодня встать на траекторию развития.
Хочу сказать спасибо и нашей Думе. Мы совсем недавно отчитывались, а ранее были внесены изменения в Конституции. Правительство России, напомню, подотчётно. Оно и было подотчётным, но теперь и согласование министров, и вице-премьеров ещё более дисциплинирует и ставит под парламентский контроль многие направления. Вячеслав Викторович Володин здесь, Александр Дмитриевич Жуков, Андрей Михайлович Макаров, здесь и Максим Топилин, и другие коллеги, – спасибо вам за профессиональную и ответственную работу! Валентине Ивановне Матвиенко, Николаю Андреевичу, вам, коллегам, спасибо, а также ещё за очень большое неравнодушие к вопросам регионального развития. Главам субъектов Российской Федерации: здесь господин Текслер, господин Алиханов, Сергей Семёнович Собянин, который активнейшим образом как председатель комиссии госсовета по направлению «Государственное и муниципальное управление» и руководитель крупнейшего региона страны помогал и участвовал в выработке всех решений, в том числе и экономического развития. Хочу также сказать коллегам из Администрации Президента – здесь Максим Станиславович Орешкин, который всегда с нами на всех стратегических сессиях, помогает и вырабатывает очень непростые решения в сфере экономики. И за это большое спасибо.
Также коллегам из наших институтов развития, которые активно занимаются всеми вопросами в своей компетенции, стараются сделать возможным всё то, что обеспечит как финансовую стабильность развития страны, так и многие другие направления на сегодняшний день, которые, скажем так, являются ключом к достижению национальных целей развития. Российская академия наук, представители общественных объединений, организаций, компаний, корпораций, федеральных органов исполнительной власти – коллеги, спасибо! Потому что именно вместе с вами мы смогли под руководством нашего Президента выстоять в это непростое время, когда более десятка тысяч санкций принимались против нашей страны с одной целью: уничтожить её экономику, практически лишить население возможности нормальных доходов, и всё это было, скажем так, не спонтанно, это готовилось годами.
И результатом этого является то, что составляет траекторию роста нашей экономики, цифры инфляции, которая была сдержана. И те шесть задач, которые Президент поставил в этом году, фактически отражают результат работы наших стратегических сессий, там всё сказано. Фактически на сегодня повышение благосостояния людей – основная задача – решается. По народосбережению, без сомнения, целый комплекс заложенных решений помогает нам как обеспечить наше население качественными медицинскими услугами, своевременной диспансеризацией, реабилитацией для тех, кто переболел, так и социальной адресной помощью. На сегодняшний день, видя профили семей, мы адресно научились помогать тем, кто нуждается в этой помощи, семьям с детьми. Президентская программа обеспечения поддержки семей с детьми работает, и работает успешно.
Вопросы, связанные с суверенитетом – в том числе технологический суверенитет, собственное производство. Я буквально вчера вернулся из Тюмени – был на двух предприятиях, где делают газомоторные двигатели, научно-исследовательскими и конструкторскими работами занимаются. Обо всём нужно думать с точки зрения собственного производства, где у нас есть свои компетенции, нужно обязательно наращивать производство в России. Можем мы сделать всё – нужно очень серьёзно на этом сосредоточиться.
Далее вопросы, связанные с финансовым суверенитетом, это то, над чем сегодня работает Банк России и Министерство финансов. И конечно, надо сказать огромное спасибо Банку России – Эльвире Сахипзадовне Набиуллиной, коллегам. Они создают сейчас платёжную инфраструктуру, это непростая работа, но шаг за шагом мы должны добиться финансового суверенитета своей страны, и мы это сделаем.
Опережающее развитие нашей инфраструктуры, транспортной системы, социальной инфраструктуры – всё это на сегодня в планах, всё это обеспечено финансами.
И наконец, взаимодействие с нашими партнёрами, со странами, которые хотят продолжать общаться с Россией, строить с нами справедливое будущее, – это всё в приоритете.
Эти те самые шесть задач перед нами поставлены Президентом, над которыми мы должны работать и думать. Абсолютно уверен, что совместными усилиями нам удастся ещё более укрепить устойчивость нашей экономики, нашей страны, добиться роста благосостояния наших людей и достижения национальных целей развития, которые перед нами поставил наш Президент.