Спасал вагоны с боеприпасами
Герой труда: Сурков Александр Иванович
Район: Волгоград
Проект «Герои Труда Волгоградской земли» областного Совета профсоюзов, который стал одним из победителей регионального грантового конкурса, ставит своей целью сохранение исторической памяти и увековечивание славы Героев Труда – жителей Волгоградской области, награжденных высшими наградами за особые трудовые заслуги. Мы продолжаем серию публикаций о Героях Труда.
Александр Иванович Сурков родился в 1902 году на станции Черкашин ныне Волгоградской области в семье рабочего. В пятнадцать лет начал трудиться на железной дороге. Затем окончил курсы при железнодорожном техникуме в Воронеже, работал дежурным по станции, начальником ряда станций, поездным диспетчером. В 1940 году назначен замначальника Сталинградского отделения движения.
Летом 1942 года, когда вражеская армия дошла до берегов Волги, Александр Сурков возглавил коллектив станции Сарепта. Важный железнодорожный узел тогда был фабрикой по переработке вагонопотоков, следовавших на фронт. На путях находилось несколько тысяч вагонов с бензином, мазутом, боеприпасами, вооружением. Чтобы успешно формировать составы, пропускать поезда, от руководителей станции и всех ее работников требовались исключительная изобретательность.
Сарепта первая испытала массированные налеты вражеской авиации: 8 августа ее атаковали 17 вражеских самолетов. Начался пожар. Начальник станции получил приказ о вывозе грузов на причальные пути Красноармейского затона. Под его руководством стрелочники, составители, сцепщики и смазчики выводили вагоны из опасной пожарной зоны. С десятого пути было выведено 37 вагонов, груженных боеприпасами. А в северном парке бригада составителей спасла от огня 125 вагонов с ценным грузом.
После ликвидации пожара требовалось срочно очистить станцию от разбитых составов и восстановить движение. На помощь железнодорожникам пришли красноармейцы, мирные жители Кировского и Красноармейского районов Сталинграда. Уже через двое суток были пущены поезда и маневровая работа станции.
С сентября 1942 года Сарепта начала работать во фронтовых условиях. Противник находился совсем близко. По приказу военного командования значительная часть коллектива была эвакуирована за Волгу. Оставшиеся работники во главе с Александром Ивановичем самоотверженно трудились во вражеском полукольце. Почти шесть месяцев Сарепта была отрезана от «большой земли», но продолжала работать.
В течение Сталинградской битвы на Сарептском узле разгрузили большое количество колесных пар для устройства противотанковых заграждений. Для СталГРЭС подвезли 1700 тонн нефти, кораблям Волжской военной флотилии доставили 2000 тонн топлива. Отправили в тыл за Волгу более 190 вагонов ценного оборудования.
2 февраля 1943 года на станцию Сарепта из Сталинграда пришел первый грузовой поезд. Блокада, которая длилась шесть месяцев, завершилась, и работники снарядили в город поезд, который доставил рабочих на праздничный митинг.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Суркову Александру Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и Молот".
После окончания войны Александр Сурков продолжил работу на железной дороге. За доблестный труд он был награжден орденами, медалями, а также двумя знаками «Почетный железнодорожник».
Александр Сурков погиб в 1953 году, похоронен в Сталинграде.
Накануне 9 мая 2018 года на станции Сарепта была открыта мемориальная доска в память об Александре Суркове. Его портрет установлен на фасаде здания станции.