Минтруд и Минэкономразвития предлагают включить в минималку надбавки и компенсации
О ситуации, сложившейся в ходе переговоров по проблеме повышения минимального размера оплаты труда в рамках рабочей группы при Министерстве труда и соцзащиты.
Правительственная сторона хоть и предлагает к 2018 году все-таки сравнять уровень МРОТ с прожиточным минимумом, однако при этом намерена включить в него стимулирующие надбавки и компенсации. Профсоюзная сторона, естественно, выступает резко против подобных “новаций”.
17 июля состоялись заседания сразу двух рабочих групп, рассматривавших вопросы о минимальном размере оплаты труда.
Первая - рабочая группа по заработной плате, доходам и уровню жизни населения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений - одобрила проект федерального закона, разработанного Минтрудом РФ. Проект предусматривает, в частности, установление МРОТ с 1 января 2014 года на уровне 5554 рублей. Однако при этом в рабочей группе было отмечено, что помимо прочего необходимо разработать федеральный закон, устанавливающий порядок и сроки повышения МРОТ до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации. В этой статье говорится о том, что размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте, а также не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.
На заседании другой рабочей группы, сформированной при Министерстве труда для подготовки предложений по поэтапному повышению МРОТ до величины прожиточного минимума, был представлен проект федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты” (в части установления минимальных гарантий по оплате труда работников). Разработан он самим Минтрудом, но при этом уже согласован Министерством финансов РФ и Минэкономразвития РФ.
Если конкретно, документ предполагает установление МРОТ с 1 января 2015 года в сумме 5848 рублей. А с 1 октября 2015 года предлагается устанавливать МРОТ в процентном соотношении к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ на 1 октября предыдущего года, а именно:
с 1 октября 2015 года - 91%
с 1 октября 2016 года - 95%
с 1 октября 2017 года - 98%
с 1 октября 2018 года - 100%
То есть правительственная сторона как бы выполняет взятое на себя обещание по уравниванию МРОТ и ПМ в 2018 году, однако подвох вот в чем. При этом предлагается объединить составные части заработной платы: вознаграждение за труд, стимулирующие выплаты и компенсационные выплаты (в том числе районные коэффициенты) - в настоящее время представляющие собой три самостоятельные группы выплат работнику, которые существенно различаются по их целевому назначению и правовому механизму их начисления.
Странным образом профильное министерство, воссозданное не без участия профсоюзной стороны, вступило в резкое противоречие с давней тезой ФНПР: Федерация многие годы последовательно отстаивает позицию исключения любых надбавок и компенсационных выплат из состава “минималки”. Более того, профсоюзы неоднократно настаивали на ускорении процесса уравнивания МРОТ и ПМ - 2018 год все-таки слишком отдаленная перспектива...
комментарий
Нина Кузьмина, заместитель председателя ФНПР:
- Поставлена точка в дискуссии, в том числе внутри профсоюзов, о том, входят ли компенсационные выплаты в состав МРОТ или нет. Ответ однозначный: нет. Однако в результате реализации предлагаемого законопроекта минимальные гарантии по оплате труда работников будут существенно снижены, что повлечет за собой общее сокращение размеров оплаты труда, снижение уровня жизни работников и их семей. Считаем это совершенно недопустимым.