Разработанный Минтрудом РФ законопроект резко снижает уровень трудовых гарантий
В начале июля без особого шума Министерство труда и социальной защиты РФ завершило разработку законопроекта, который посвящен дальнейшим изменениям в области регулирования трудовых отношений. На это раз регулирование должно коснуться работников, занятых у работодателей - субъектов малого предпринимательства и работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. К концу июля в течение 15 дней вроде бы происходило публичное обсуждение проекта. Вроде бы - это потому, что никаких материальных свидетельств в виде публикаций, сообщений СМИ, посвященных данному законопроекту, в публичной среде не появилось. Видимо, актом “публичного обсуждения” являлась его публикация на сайте Минтруда. Однако к содержанию законопроекта необходимо вернуться, поскольку некоторые его положения вызывают, мягко говоря, ошеломление.
Начнем с того, что множество норм законопроекта распространяются на работников, которые приобрели патент, чтобы трудиться у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. То есть наконец-то стало примерно ясно, что будет с теми патентами, которые Федеральная миграционная служба добровольно-принудительно распространяет среди иностранных трудовых мигрантов. Не будем анализировать все нормы законопроекта - сконцентрируемся на вопросах трудовых прав.
Жизнь мигрантов ждет интересная. Во-первых, все условия труда - срок работы, режимы труда и отдыха, порядок оплаты труда и иные условия, связанные с работой у работодателя - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определяются по взаимному соглашению сторон. То есть - всё в некий договор. При этом сейчас работодатели должны его регистрировать в органе местного самоуправления. Это излишне, считают авторы законопроекта и “освобождают” работодателя от этой постылой обязанности. Естественно - все трудовые споры разрешаются в суде. Но с каким текстом незарегистрированного договора придет туда работодатель, а с каким мигрант из Средней Азии - большой вопрос. Конечно, в законопроекте указано на недопустимость снижения норм ниже предусмотренных ТК РФ. Но в связи с описанным выше “освобождением” эта фраза звучит как ритуальная.
Однако все предложения, относящиеся к мигрантам, бледнеют по сравнению с предстоящей интересной жизнью работников сферы малого предпринимательства. Начнем с того, что законопроект приводит определение численности малых предприятий в соответствие с законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ”. И тут выясняется, что “малые” - это с численностью до 100 человек. Нужно сказать, что в результате этого кульбита под действие законопроекта автоматом подпадает существенное число сервисно-ремонтных предприятий, успешно выделенных из больших и “около больших” производств.
А вот теперь - следите за руками: “...субъекты малого предпринимательства и работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не принимают локальные нормативные правовые акты, в т.ч. которыми устанавливаются правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и т.п.” Но если в отношении второй категории работодателей - еще можно подумать (если принимается садовник - нужен ли локальный нормативный акт?), то на предприятии в 90 человек - это приведет к банальному произволу.
Звучит произвол так: “Режим работы, порядок предоставления выходных дней и ежегодных оплачиваемых отпусков определяются по соглашению между работником и работодателем - субъектом малого предпринимательства”.
И еще вот так: “Об изменении определенных сторонами условий трудового договора работодатель - субъект малого предпринимательства в письменной форме предупреждает работника не менее чем за 7 календарных дней”.
И вот так: “Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, трудовой договор с работником, работающим у работодателя - субъекта малого предпринимательства, может быть прекращен по основаниям, предусмотренным трудовым договором. Сроки предупреждения об увольнении, а также случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат определяются трудовым договором”.
У “малого предпринимателя” ликвидируется обязанность ведения трудовых книжек. Теперь “документом, подтверждающим период работы у таких работодателей, является трудовой договор, заключенный в письменной форме”.
И еще нюанс. Принятие подобного законопроекта и ликвидация локальных нормативных актов на предприятиях превращает существующие там профсоюзные организации почти в фикцию. Чему будут посвящены коллективные договоры? Зарплате? Но она целиком уйдет в отдельные трудовые договоры. Условиям труда? Но они будут регулироваться не “коллективно” - локальными актами, а индивидуально...
В паспорте законопроекта очень четко сформулирована задача: “Освободить указанные категории работодателей от ряда обязанностей, возлагаемых на них в настоящее время трудовым законодательством”. Спасибо за честность.
Александр Шершуков
По материалам http://www.solidarnost.org