Волгоград рекомендует
До конца уходящего года должно быть подписано Соглашение между Ассоциацией экономического взаимодействия регионов Южного федерального округа, Ассоциацией территориальных объединениями профсоюзов ЮФО и Координационным советом работодателей РСПП Юга России. Бурное обсуждение проекта Соглашения состоялось в Калмыкии на заседании трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ЮФО, в работе которой принял участие председатель облсовпрофа Владимир Стариков.
Сегодня мы беседуем с лидером волгоградских профсоюзов.
– Владимир Владимирович, на ваш взгляд, Соглашение, которое планируется подписать на новый период отличается от предыдущих?
– Проект Соглашения на 2014-2016 годы выгодно отличается от
Соглашениий прошлых лет. В нём более чётко определены основные направления социально-экономической жизни округа в сфере экономики, доходов, уровня жизни населения, занятости, социальной защиты, охраны труда и промбезопасности. Волгоградские профсоюзы при внесении предложений в Соглашение, примеряли их на свой регион. Рабочая группа по максимуму адаптировала наши предложения в тексте Соглашения, но остался ряд вопросов, которые по нашему мнению являются компетенцией трехсторонней комиссии, поэтому мы и вынесли их на обсуждение.
– Какие предложения внесли региональные профсоюзы?
– Прежде всего, подчеркну, что соглашение - это важнейший механизм социального партнерства в округе и инструмент для решения социально-экономических задач на региональном уровне. По сути, соглашение определяет ориентиры ведения переговоров на местах в течение трёх ближайших лет. Именно с этих позиций и были высказаны наши предложения.
Первое. Включить в Соглашение обязательство сторон по заключению окружного Соглашения о минимальном размере оплаты труда. У нас в области этот пункт работает более 10 лет и региональный МРОТ составлял 1,2 прожиточного минимума трудоспособного населения. Сегодня это 8632 руб.
Увеличение регионального МРОТ позволило нам решать вопросы повышения реальной зарплаты в производственной сфере - ежемесячно на 3% и принимать практические меры к выполнению Указов Президента РФ по доведению заработной платы бюджетников до уровня средней по промышленности - 21-23 тыс. рублей.
Более того, сейчас мы ведем с работодателями не простые переговоры по увеличению МРОТ в Волгоградской области до 1,3 ПМ и поэтапного его приближения в бюджетной сфере до величины прожиточного минимума. Так как нынешние 60% профсоюзы и работников не устраивают.
Поэтому, включение обязательств по МРОТ в Соглашение ЮФО стало бы основой для заключения аналогичных соглашений в других регионах округа.
– Вопрос об индексации заработной платы бюджетников должен быть прописан в Соглашении?
– Безусловно. Не секрет, что сегодняшняя законодательная и нормативная база позволяет власти (работодателю) уходить от этой обязанности, несмотря на прямое действие ст.134 ТК РФ и Определение Конституционного суда РФ от 17.06.2010г. № 913-0-0. Заслон этому может поставить именно окружное Соглашение и, соответственно региональные трехсторонние Соглашения об обязательной ежегодной индексации заработной платы бюджетников.
– Должны ли отразиться в Соглашении позиции или обязательства сторон по сохранению рабочих мест? Ведь, например, для нашего региона, эта тема весьма актуальна.
– На наш взгляд, в разделе «Развитие рынка труда и содействие занятости населения» недостаточно чётко прописаны обязательства сторон по сохранению имеющихся рабочих мест и по предотвращению массовых сокращений. Там не определены позиции сторон и меры по сохранению предприятий и целых производств.
Пример развала знаменитого Волгоградского тракторного завода, Судостроительного завода и в последние дни - Волгоградского алюминиевого завода, на котором по решению собственника Дерипаска О.В. в течение одного лишь квартала было уволено 3 тыс. работников и закрыто производство сырца. Именно поэтому сегодня необходимо иметь весомые правовые аргументы для недопущения развала станового хребта экономики.
Несомненно, что включение в Соглашение таких обязательств будет способствовать и выполнению Указа Президента РФ от 07.05.2012г. №596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
В проект Соглашения мы предложили внести еще одну инициативу – это создание окружного центра занятости или единой базы данных.
На сегодня только в Волгоградской области в поиске работы 14,3 тыс. человек, из них 12 тыс. официально признаны безработными. Это при наличии 38 тыс. вакансий. В то же время, в нашей области ежегодно утверждается квота на приглашение 32 тыс. иностранных работников. При этом в других регионах округа имеется достаточное количество безработных соотечественников.
Нам видится, что предлагаемая схема контролируемой миграции собственных трудовых ресурсов позволит улучшить обстановку с трудоустройством сограждан в округе.
– Важной проблемой, затрагивающей экономическую и социальную стороны, является жилищно-коммунальная реформа, а точнее – оплата жилья и коммунальных услуг…
– Сегодня это отдано на откуп управляющим компаниям, которые взвинтили оплату за жильё до 70% прожиточного минимума и до 30% размера средней пенсии. Федеральный центр ежегодно увеличивает стандарты, что на фоне безудержного роста цены энергоносителей фактически добивает коммуналку и в конечном итоге может вызвать социальные потрясения.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги должны быть социально доступны.
Поэтому внеся в Соглашение обязательства по этой проблеме, мы поддержим позицию ФНПР о необходимости поэтапного снижения федерального норматива до максимально допустимой величины расходов на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи.
Кроме того, включение этого обязательства в Соглашение ЮФО даст сторонам дополнительный аргумент для сдерживания тарифов ЖКХ в регионах.
– Какие еще обязательства сторон, на ваш взгляд, должны быть закреплены в Соглашении?
– Для укрепления позиций региональных трехсторонних комиссий и в ЮФО в целом целесообразно внести в Соглашение обязательство по неукоснительному исполнению статьи 35.1 Трудового кодекса РФ. Обсуждение на трехсторонних комиссиях проектов законодательных и нормативных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда и социальной политики позволит избегать многих ошибок и определять правильные пути решения проблем. Мы в регионе работаем по такой схеме более 5 лет.
И еще. Наше Соглашение может остаться декларацией о намерениях, если не включить в него обязательство правительственной стороны и работодателей о финансировании принципиальных положений. В Волгоградской области такое взаимопонимания сторон достигнуто давно. Если Соглашение 2004-2006г.г. было профинансировано на 5,8 млрд. руб., то следующее Соглашение на 2009 – 2012г.г. уже на 16,7 млрд. руб.