Когда мы едины – мы непобедимы!
Федерация независимых профсоюзов России укрепляет свою структуру.
VIII (внеочередной) съезд ФНПР принял изменения в Устав Федерации. Для чего нужны перемены в профсоюзной структуре? Какие ответы готовят профсоюзы на вызовы времени? Об этом нашему корреспонденту рассказал Председатель ФНПР Михаил ШМАКОВ.
Михаил Викторович! Чем была вызвана необходимость проведения внеочередного съезда?
На предыдущем, VII съезде ФНПР мы приняли программу – «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны» и ряд резолюций, конкретизирующих цели и задачи по главным направлениям деятельности. Но темпы реализации этих решений по отдельным направлениям выглядели как шаг вперед, два шага назад. Процесс продвижения идеологии достойного труда не получил пока необходимого импульса со стороны работодателей и власти. Но что еще хуже, не было должного импульса и со стороны многих профсоюзных структур. Причины этого во многом кроятся не только сфере правовой, колдоговорной или информационной политики, они коренятся в наших собственных организационных, во многом структурных проблемах.
Оценивая ситуацию, я обязан сказать, что все наши достижения за прошедшие 23 года существования ФНПР были обретены не благодаря нынешней организационной формы, а во многом вопреки ей. За счет настойчивости, и не побоюсь громких слов, самоотверженности многих профсоюзных лидеров, которые, не обладая большим организационным, забастовочным или финансовым ресурсом, за счет личных усилий добивались реальных результатов для членов профсоюза. Такая модель работы могла до известного времени приносить успехи. Однако, за эти годы сильно изменились наши социальные партнеры.
Уже практически нет так называемых «красных директоров». Чем дальше, тем больше нынешние руководители, представляют из себя либо властную административную вертикаль, либо вертикально-интегрированные компании.
Вопросы трансфертов из федерального бюджета в регионы решаются также в центре. Это же относится и к наиболее важным обязательствам коллективных договоров. В этих условиях заявлять: все вопросы решает первичка, значит сбрасывать ответственность на наиболее незащищенную часть профсоюзной структуры.
В чем суть принятых съездом новаций?
Рассмотрев ряд принципиальных вопросов, касающихся совершенствования структуры Федерации, делегаты приняли решение о внесении изменений в Устав ФНПР. Кроме того, были приняты постановления «Об Основных положениях устава общероссийского, межрегионального профсоюза»; «О порядке проведения отчетно-выборной кампании Федерации Независимых Профсоюзов России» и ряд других документов. В частности, съезд постановил, что территориальные объединения организаций профсоюзов в своей деятельности должны руководствоваться общими принципами, изложенными в специальной главе Устава ФНПР. Для общероссийских профсоюзов, входящих в ФНПР были утверждены уставные положения, подразумевающие оптимизацию их структуры.
Кроме того, делегаты изменили подход к проведению отчетно-выборных кампаний в профсоюзах. Признано целесообразным вначале созывать съезд Федерации Независимых Профсоюзов России, на котором отчитывается за свою работу Генеральный Совет ФНПР и который ставит стратегические задачи Федерации, и только потом проводить съезды и конференции членских организаций.
Я считаю, что только собирание «профсоюзных земель», реальное единство и реальные демократические нормы в состоянии дать новый импульс профсоюзному движению России, а значит в разы повысить эффективность защитной функции профсоюзов как в центре, так и на местах. Ведь чтобы адекватно противостоять наступлению на права трудящихся в условиях, определенных нестабильной макроэкономической ситуацией и глобальным наступлением капитала на права трудящихся, профсоюзам нужна высокая организованность и солидарность действий.
Михаил Викторович, вы говорите об активизации деятельности бизнеса. Как бы вы в этой связи охарактеризовали современное состояние экономики России.
На мой взгляд, основной ограничитель экономического роста сегодня – это негативные тенденции в развитии человеческого капитала, нарастание дефицита квалифицированных кадров. Главная причина деградации трудового потенциала страны – неадекватные оценки труда. Участие в установлении и регулировании оплаты труда, это важнейшая задача профсоюзов.
Стратегия экономического развития страны с опорой на экспорт, на внешний спрос, себя изжила. Опубликованный в сентябре 2013 года очередной доклад о торговле и развитии, подготовленный Секретариатом конференции ООН по торговле и развитию, однозначно фиксирует: «Для реализации потенциала внутреннего спроса нужно принимать меры к увеличению покупательной способности населения, для чего требуется пересмотр взглядов на роль заработной платы в стратегиях развития». Авторы доклада напоминают, что в ориентированных на экспорт стратегиях заработная плата рассматривается лишь как компонент издержек производства. Напротив, в стратегиях, делающих ставку на внутренний спрос, заработная плата должна рассматриваться прежде всего как фактор роста экономики, как основной источник доходов населения. Именно от доходов работающего объединения организаций профсоюзов его населения зависят его расходы, являющиеся важнейшим компонентом внутреннего спроса, одной из базовых составляющих инвестиций в экономику.
Между тем, по итогам последнего обследования Росстата существенно позитивных сдвигов в системе оплаты труда не произошло. По-прежнему половину совокупного фонда оплаты труда забирают 20% работников, оплачиваемых высоко и очень высоко. В основном это топ-менеджмент и финансовый сектор.
В экономическом смысле нежизнеспособна модель полной семьи даже с одним ребенком, не то, что с двумя или тремя. Половина работников получают заработную плату ниже минимального потребительского бюджета. Напомню, что это нижняя планка простого воспроизводства низко-квалифицированной рабочей силы. При этом в 31 субъекте Российской Федерации на текущий момент региональный минимум заработной платы вообще не установлен. В 20-ти субъектах Российской Федерации региональный минимум заработной платы ниже регионального прожиточного минимума. Все это дает основание нашим контрагентам на федеральном уровне говорить о том, что нельзя устанавливать МРОТ на уровне не ниже прожиточного минимума, якобы регионы не потянут.
А как, по мнению профсоюзов, обстоят дела на рынке труда? Судя по правительственной статистике цифры безработицы в стране самые низкие за всю новейшую историю.
Данные Росстата, о которых вы говорите, между прочим, показывают, что сформировалась восходящая тенденция в динамике числа безработных, которые подсчитываются по методологии МОТ, учитывающей не только тех, кто зарегистрирован на бирже труда, но и временно не занятых. С прошлого года на региональный уровень переданы полномочия по реализации активной политики в области содействия занятости населения. Коллегиальными органами ФНПР своевременно были приняты рекомендации по действиям членских организаций ФНПР в связи с этим.
К сожалению не все территориальные объединения организаций профсоюзов должным образом задействованы в формировании квот в субъекте Российской Федерации на привлечение иностранной рабочей силы. В результате бизнес заходится в «падучей», я бы это так назвал, когда кричит о том, что надо вообще квотирование отменить и легализовать все 13 миллионов незаконных трудовых мигрантов, которые работают в России.
А между тем, трудовой мигрант, получая зарплату, никаких отчислений в социальные фонды не платит, это, во-первых. Во-вторых, по сегодняшнему законодательству он дешевле, для любого работодателя, чем гражданин России. И, наконец, в-третьих, 90 процентов заработанных иностранным работником средств вывозятся из России. Поэтому, когда нам говорят о том, что олигархат вывозит деньги из страны, что утекают капиталы, то это полуправда. Потому что вторая часть правды заключается в том, что в результате у нас растет безработица.
Ваше отношение к пенсионной реформе.
Невозможно перестраивать пенсионную систему без устранения перекосов в системе оплаты труда. Не может быть высоких пенсий при низкой зарплате. По сути, новая бальная система будет жестко стимулировать работников продолжать трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста до момента, пока трудовой стаж не достигнет 45 лет. При этом коэффициент замещения пенсий утраченного заработка в большинстве случаев будет ниже минимальной нормы, которая оговорена в 102 Конвенции МОТ и составляет 40 процентов.
Более того, снова поднимается вопрос о сборе страховых взносов в социальные фонды налоговыми органами. То есть это фактически возврат социального налога. Правительственные чиновники, особенно федерального крыла, всегда применяют словесную формулу, что это дополнительное налогообложение работодателей, хотя это страховые взносы, которые не являются налогами и входят в фонд оплаты труда как недоплаченная часть заработной платы. Но в общественное сознание специально пытаются внедрить то, что это дополнительные налоги на работодателей, которые надо снижать стимулируя развитие бизнеса.
В этом была самая большая опасность ЕСН. Недавно мы его отбили, но сейчас вновь ползучими методами нам пытаются его вернуть назад, то есть полностью подчинить сбор средств Министерству финансов, у которого только один интерес – сбалансировать бюджет. Пусть балансируют другими способами, например, тем, от чего отказываются с упорством достойным лучшего применения – введением дифференцированного налога на доходы физических лиц.
Михаил Викторович, какие задачи стоят перед ФНПР в самой ближайшей перспективе?
У нас действительно много вопросов к бизнесу и исполнительной власти. Например, по восстановлению системы страхования от потери работы и заработка, по расчету величины пособия по временной нетрудоспособности, исходя из среднего заработка за один предшествующий год, по отмене подоходного налога для этого пособия. Вопреки агрессивному давлению лоббистов, вплоть до провокаций низкого пошиба, нам предстоит добиться запрещения заемного труда, как технологии экономии на оплате работника и налогах. Нам всем вместе необходимо остановить введение непродуманных налогов на имущество, непродуманной системы нормативов потребления электрической энергии и воды.
Нормативы эти рабские, не соответствующие уровню ХХI века. Может быть, на уровне начала века 20-х годов, когда проводили всем только «Лампочку Ильича», и можно было вписаться в эти, так называемые, социальные нормы. Правительству надо честно сказать людям, что цена киловатт/часа энергии будет увеличена в 10 раз. Но сделать это власти боятся, потому, что профсоюзы незамедлительно ответят требованием в 10 раз повысить заработную плату.
Нам предстоит добиться восстановления защиты профсоюзных активистов, серьезно ослабленной после известного ошибочного решения Конституционного суда Российской Федерации. Со времени его принятия были ратифицированы конвенции МОТ «О содействии коллективным переговорам» №154 и «О защите прав представителей работников на предприятиях и предоставляемых им возможностей» №135. Это позволяет вернуться к данному вопросу и откорректировать ранее принятое решение. Этот вопрос уже явно перезрел, но лоббисты от бизнеса, организованные и «упакованные» с точки зрения ресурсов, тормозят его решение.
Наконец, нам предстоит завершающая стадия переговоров по проекту Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 – 2016 годы. Под давлением профсоюзной стороны в проект Генсоглашения были включены обязательства в сфере рынка труда и занятости, реализация которых должна содействовать созданию рабочих мест с высокой производительностью, безопасными условиями труда и достойной его оплатой.
Между тем впереди еще серьезная борьба, ведь пока не удалось достичь согласованной позиции по принципиальным предложениям профсоюзной стороны. Основные разногласия возникли по таким разделам как: экономическая политика; заработная плата, доходы и уровень жизни населения; социально-экономические проблемы развития регионов России, в том числе Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Максимального результата в ходе отстаивания своих требований профсоюзы смогут добиться только с единым пониманием проблем, с едиными решениями, проходящими по всей профсоюзной структуре, с едиными эффективными действиями. Именно эти задачи поставил перед нами VIII (внеочередной) съезд.