«Белая» работа
Соблюдение трудового законодательства, борьба с зарплатами «в конвертах», повышение уровня доходов и увеличение объемов сбора НДФЛ – эти темы стали основными на состоявшемся заседании областной межведомственной комиссии по вопросам оплаты труда, легализации заработной платы, погашения задолженности и поступления налога на доходы физических лиц, сообщает пресс-служба волгоградского правительства.
В результате деятельности комиссий в 2013 году общая сумма фонда оплаты труда в Волгоградской области увеличилась на 247 млн. рублей. Соответственно дополнительное поступление НДФЛ составило 46,4млн. рублей. Как сообщает региональное министерство труда и социальной защиты, 2900 работодателей повысили жалование своим работникам, в том числе 81% - до регионального минимума и выше. Всего же в регионе уровень доходов повысился почти у 41 тысячи работающих.
Лидером в работе по легализации заработной платы стал Новониколаевский район. Аутсайдерами признаны Клетский и Ольховский районы.
Работа по повышению уровня доходов работников, выводу заработной платы «из тени» – одно из приоритетных направлений деятельности областного Совета профсоюзов. В области сложилась многоуровневая система социального партнерства, позволяющая профсоюзам в тесном взаимодействии с органами власти и социально ответственными работодателями решать главный вопрос – повышение жизненного уровня трудящихся, отмечают в отделе экономики и трудовых отношений облсовпрофа.
В 2013 году удалось сохранить положительную динамику в сфере оплаты труда: средняя номинальная заработная плата выросла на 13%, в реальном исчислении на 7%.
Следует особенно отметить роль четырёхсторонних соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между правительством Волгоградской области, муниципальными образованиями, отраслевыми профсоюзами и предприятиями. На сегодняшний момент это наиболее действенный механизм адресной работы, прежде всего, с социально-значимыми и бюджетообразующими предприятиями. При подписании соглашений, помимо индексации заработной платы, установления ее минимального размера не ниже 1,2 прожиточного минимума, предприятия берут на себя повышенные обязательства по росту фонда оплаты труда, достижению среднероссийских отраслевых показателей. Сейчас действует 66 таких соглашений против 45 соглашений действующих в 2011 году. На заседании комиссии пред сторонами, и прежде всего муниципальными образованиями были поставлены конкретные задачи по увеличению количества заключаемых соглашений, определены целевые показатели.
Именно территориальный уровень является самым слабым звеном в региональной системе социального партнерства. В муниципальных образования области, за редким исключением так и не созданы объединения работодателей, на работают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, не подписываются трехсторонние соглашения.
Поэтому на сегодняшний момент подписание двухсторонних соглашений с конкретными работодателями является основанным механизмом влияния органов местного самоуправления на уровень оплаты труда и соответственно наполняемость местных бюджетов. На заседании комиссии были подведены итоги работы по заключению соглашений о социально-экономическом партнерстве в разрезе всех муниципальных образований. В целом по состоянию на 1 января 2014 года в области действует 3003 таких соглашений, что на 12% больше чем в прошлом году. Это позволяет, прежде всего, вовлечь в орбиту социального партнерства субъектов малого бизнеса, где наиболее многочисленны факты нарушений прав работников в сфере оплаты труда.
Как показывает анализ соглашений, у работодателей их подписавших среднесписочная численность работников составляет менее 15 человек. В этих условиях профсоюзный контроль не всегда возможен и вопрос о соблюдении трудового законодательства становится главным в работе муниципальных межведомственных комиссий по вопросам оплаты труда.
Совместные действия профсоюзов, органов государственной власти и местного самоуправления, контрольно-надзорных органов позволили кардинально снизить задолженность по заработной плате, которая, по данным Волгоградстата, на 1 января 2014 г. составляет 47,5 млн. рублей. При этом все предприятия-должники находятся в стадии банкротства. Но реальная ситуация с выплатой зарплаты в установленные сроки значительно отличается от данных статистики.
Только в результате деятельности межведомственных комиссий в 2013 году была погашена задолженность по заработной плате на 125,5 млн. рублей. Профсоюзный мониторинг показывает, что в большинстве случаев на предприятиях, имеющих задолженность, профсоюзные организации отсутствуют.