Шмаков: Стабильность коллективов - залог успешной конкуренции
Социальная обстановка, отношения в трудовых коллективах российских компаний являются на сегодня важнейшей составляющей ответа на экономические и политические вызовы, которые выдвигает современность. О роли профсоюзов, системной социальной работе и "человеческом факторе" в условиях конкуренции рассказывает председатель Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) России Михаил Шмаков.
Михаил Викторович, примерно через месяц состоится очередное заседание Генсовета ФНПР. Какие темы планируется рассмотреть, что вы считаете главным на сегодня?
Михаил Шмаков: Мы обсудим задачи профсоюзов в связи с предполагаемым введением социальных норм на потребление электроэнергии. Такие же обсуждения сейчас идут по воде, теплу. Проводились эксперименты в этой области, которые, насколько мне известно, не очень удачно закончились.
Мы будем это еще обсуждать, но забегая вперед, могу сказать, что, с моей точки зрения, это неправильная постановка вопроса. Мы, живя в социальном государстве, должны вести экономику так, чтобы жизненно важные услуги были доступны всем и в полном объеме.
Конечно, есть некоторые социально незащищенные слои населения, которым надо помогать от имени государства, чтобы они могли платить по общим тарифам. А все остальные, имея рабочее место и заработную плату, должны рассчитываться за эти услуги по тем тарифам, которые складываются. Естественно, эти тарифы необходимо разумно контролировать, используя экономические, рыночные механизмы.
Но чтобы двигаться вперед, нужно развивать экономику, не только социальную сферу. Компании должны получать прибыль...
Михаил Шмаков: Понятно, что существует конкуренция, а финансовое, ценовое преимущество часто получают за счет снижения себестоимости продукции. Примитивнейший способ снижения себестоимости - сдерживание роста заработной платы. Но главным резервом и конкурентным преимуществом всегда останется повышение производительности труда через модернизацию производства, обновление оборудования, применение самых передовых технологий и, безусловно, профессиональный рост работников.
Если человек получает достойную заработную плату, гарантированный дополнительный социальный пакет, имеет возможность для профессионального роста, обучения, развития своих талантов - например, художественных или спортивных, то он хочет больше отдать предприятию. На своем рабочем месте он понимает: чем эффективнее он работает, тем успешнее развивается компания, добиваясь преимущества в конкурентной борьбе.
То же самое относится и к конкуренции на международном рынке. Сегодня в глобальном мире государства конкурируют между собой. В таком соперничестве многое зависит от морально-политического климата в каждом государстве. Если страна стабильная, то имеет преимущества в этой конкуренции. Если возникает нестабильность и деструктивная обстановка, то, естественно, в глобальной конкуренции государство начинает проигрывать.
Для того, чтобы оптимизировать или повысить прибыльность, некоторые предприимчивые бизнесмены уходят от налогов. Это криминал, за это судят и сажают в тюрьму. Однако почему-то за нарушения трудового законодательства наказывать не спешат и оперативно-розыскные мероприятия по этому поводу не проводят. Здесь явный перекос - за обман государства следует строгое наказание, а вот интересы граждан, трудящихся защищаются гораздо слабее. Вот на этой почве и возникают "майданы" и революции, когда люди видят, что олигархи присваивают себе весь прибавочный продукт, чиновники жируют, а трудовое законодательство сплошь и рядом безнаказанно нарушается.
А в целом по стране как складываются сейчас отношения в трудовых коллективах, их взаимодействие с профсоюзами? Ведь есть стабильно развивающиеся отрасли и компании, а есть такие, которые едва выживают. Естественно, там возникает и социальное напряжение. Достаточно ли сил и полномочий у профсоюзов бороться с этим?
Михаил Шмаков: Сразу хочу разрушить иллюзии, что в некоторых отраслях всегда все хорошо, а в каких-то традиционно плохо. В значительной степени это зависит от ситуации. Когда отрасль динамично развивается, предприятия получают новые заказы, растет и заработная плата. Естественно, обстановка в таких трудовых коллективах нормальная. При ухудшении конъюнктуры доходы предприятий сокращаются, и у собственников появляется соблазн сэкономить на работниках. К примеру, раньше оборонная промышленность находилась в глубоком кризисе, а сейчас государство наращивает заказы и обстановка там нормализуется, хотя и есть определенные сложности.
С другой стороны, производители алюминия испытывают трудности из-за снижения мировых цен на их продукцию. То же самое происходит и в угольной отрасли. Поэтому там сокращается персонал, не растет заработная плата, усиливается напряженность. В этих условиях профсоюзы внимательно следят за тем, чтобы собственники всегда выполняли условия коллективного трудового договора несмотря на конъюнктуру рынка. При возникновении спорных ситуаций мы готовы отстаивать права членов трудового коллектива всеми законными способами.
Безусловно, активная позиция профсоюзов не всем нравится. Могу привести уже классический пример крупной международной сети быстрого питания. У нее политика такая, что ни в одной стране не допускает появления профсоюзов на своих предприятиях. Несколько лет назад на московском предприятии компания угрожала активистам, которые хотели создать профсоюз. И это не единственный пример, когда крупный бизнес ведет такую антипрофсоюзную политику среди своих сотрудников. Особенно это касается офисных работников, которые подчас подвергаются не меньшей эксплуатации, чем рабочие на самых тяжелых участках физического труда. Там просто другой вид эксплуатации.
В торговле, могу сказать, особенно в среднем и малом бизнесе, больше всего нарушений трудового законодательства и самое большое сопротивление появлению профсоюзных организаций. В том числе и в больших торговых сетях. Например, крупная французская компания, прочно укрепившаяся на российском рынке, борется с активистами, которые хотят создать там свою профсоюзную организацию.
Влияет ли на социальную защищенность форма собственности предприятия? Отличается ли положение работников на частных и государственных предприятиях?
Михаил Шмаков: Важно, чтобы со стороны собственника не нарушался коллективный договор. Государственная это компания, частная или имеет смешанную форму собственности - второстепенный вопрос. Например, если взять наши крупные нефтяные компании, то я могу утверждать, что объективно наиболее социально ответственная компания - это ЛУКОЙЛ. Здесь наработан большой положительный опыт сотрудничества бизнеса с трудовыми коллективами и профсоюзными организациями. Созданы благоприятные производственные условия для труда, проводится большая работа с персоналом. Традиционным стало проведение спортивных мероприятий, спартакиад. Рабочий - не придаток к машине. Именно поэтому важно его физическое, духовное и профессиональное развитие. К сожалению, не везде это понимают. Хотя наши крупные национальные компании ведут себя достаточно ответственно. Практика убеждает, чтобы быть лидером на рынке, компания должна относиться ответственно к своим социальным обязательствам, дорожить благоприятным климатом на своих предприятиях, хорошим настроением своих сотрудников.