Где найдешь – где потеряешь?
В конце марта состоялось расширенное заседание Исполкома Центрального комитета Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. В работе исполкома приняли участие профсоюзы, работодатели, чиновники Министерства транспорта, депутаты профильного комитета Госдумы. Темой для обсуждения стали такие актуальные проблемы отрасли, как долги по заработной плате, низкий доход работников государственных транспортных предприятий, засилье частников-нелегалов, растущий дефицит квалифицированных водительских кадров. Остроту проблем подтвердили последние события - по некоторым регионам России прокатилась волна протестных акций. Работники автотранспортных предприятий Группа компаний «АПАП № 1, №2» и муниципальных предприятий Архангельска вышли на пикет, а их коллеги в Йошкар Ола, из ООО «Пассажирские перевозки» организовали забастовку.
Насколько горяча ситуация в нашем регионе? Ситуацию комментирует Константин Ермощенко, председатель областной организации общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
-Хотя социальных взрывов и крупномасштабных акций протеста в нашем регионе нет, это не значит, что миссия областной организации общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства выполнена на сто процентов. Мы находимся на пороге очень ответственного этапа. В данный момент все наши усилия направлены на проведение успешной компании по заключению коллективных договоров, контролю за соблюдением правил охраны труда на предприятиях в связи с вступлением в силу ФЗ «О специальной оценке условий труда», информационную и молодежную политики.
Общие проблемы отрасли не обошли стороной и наш регион. Зарплата в государственных и муниципальных автотранспортных предприятиях оставляет желать лучшего, частные перевозчики инертны в социальном плане, региональные бюджеты с большими задержками и не всегда в полном объеме компенсируют выпадающие доходы. Казалось бы, в такой ситуации работники должны более активно самоорганизовываться по профессиональному признаку! Но на практике этого не происходит. Зная непростое положение и тяжелые условия труда водителей в частном секторе пассажирских автоперевозок, наш отраслевой союз вышел с предложением к коллективу одного из крупных автоперевозчиков легкового такси Волгограда ООО «Такси-24» о создании своего профкома на предприятии. Однако оказалось, что люди просто бояться быть уволенными за свою активную гражданскую позицию, бояться подвоха и других негативных последствий. Велись переговоры и с другими частными автотранспортными организациями. Итог тот же. И хотя вопрос создания первичек на предприятиях частного бизнеса по-прежнему остается открытым, наш областной профсоюз в курсе самых злободневных и острых проблем работников автотранспортных предприятий – вне зависимости от их организационно-правовой формы и вида собственности. Люди знают, что в нашем лице они всегда найдут поддержку в борьбе за свои трудовые права. Безусловно, это является фактором, стабилизирующим социальную обстановку.
Другой уравновешивающий момент – подписание в декабре прошлого года регионального отраслевого соглашения по автотранспорту на 2014-2016 годы. Профсоюзам удалось отстоять положение о минимальной зарплате в отрасли. Сейчас она уже не может быть ниже тарифной ставки работника первого разряда и составляет 6665 рублей. Накануне приватизации государственных автотранспортных предприятий это особенно актуально. При условии подписания коллективных договоров работники получают все необходимые социальные гарантии и выплаты, появится прозрачность системы начисления премий, системность в назначении выходных дней и отпусков. Созданный Совет председателей первичных профсоюзных организаций сыграл положительную роль в переговорах с администрацией о перспективах заключения общего коллективного договора.
И, наконец, внимание к работающей молодежи, повышение престижа рабочих специальностей не могло не отразиться на общем тонусе трудовых коллективов. Активное участие профсоюзов в организации и проведении областного конкурса «Лучший по профессии» выявило высококвалифицированных водителей области, подчеркнуло социальную значимость труда автотранспортников и автодорожников. Конкурс, где облсовпроф и региональные Министерство транспорта и дорожного хозяйства, Министерство и труда и занятости населения действовали в тесном взаимодействии, будет продолжен и в этом году.