Профсоюзы летом не "загорают"
Председатель Федерации Независимых Профсоюзов России М.В. ШМАКОВ рассказал корреспонденту «Трибуны» о том, чем ФНПР занимается в период летних каникул, а также охарактеризовал нынешнее экономическое положение в нашей стране и ситуацию на рынке труда.
– Михаил Викторович, сейчас в самом разгаре жаркая пора отпусков. Представители многих профессий, чьи интересы вы защищаете, предпочитают в это время отдыхать по максимуму. Профсоюзы тоже уходят на каникулы?
– Конечно, многие наши активисты, как и все россияне, берут себе отпуска в летний период: кто-то едет на море, кто-то на дачу. Но в целом ФНПР не прекращает свою деятельность: мы ведем напряженную работу круглый год, потому что права работников необходимо защищать, как говорится, в режиме нон-стоп. Ведь работодатели не берут тайм-аут в своем наступлении на завоевания трудящихся. Вот и нам приходится все время быть начеку. В том числе для того, чтобы все люди труда могли спокойно и достойно отгулять свои заслуженные добросовестным трудом отпуска.
Кстати, под давлением профсоюзов Федеральным законом от 02.04.2014 № 55-ФЗ законодателем наконец-то исправлено в течение двух лет длившееся положение, ухудшавшее положение работников при исчислении средней заработной платы для оплаты отпусков и в других случаях, когда речь идет о сохранении средней заработной платы. Внесено изменение в часть четвертую ст. 139 ТК РФ, устанавливающее среднемесячное число календарных дней в году – 29,3 (ранее было – 29,4).
Дело в том, что когда в 2012 году Федеральным законом от 23.04.2012 № 35-ФЗ изменили ст. 112 ТК РФ, установив дополнительно два нерабочих праздничных дня, об изменении указанного коэффициента никто не подумал. В результате, пусть немного, но размеры отпускных рассчитывались и выплачивались в меньшей сумме, чем необходимо. Теперь положение исправлено. Закон официально опубликован 2 апреля 2014 г., и все работники, имевшие право на сохранение средней заработной платы после этого дня, имеют право на перерасчет выплаченных им сумм.
– Вы защищаете представителей самых разных специальностей. Профессиональная деятельность многих из них сопряжена с определенным риском, иногда для жизни. А насколько опасно в современной России заниматься профсоюзной работой?
– С преследованиями активистов сталкиваются все профсоюзы. Ведь мы отслеживаем прямые нарушения со стороны работодателей действующего законодательства. Понятно, что бизнесу это мешает беззастенчиво обирать трудящихся. Поэтому мы находимся в перманентном состоянии «холодной войны» с работодателями.
Должен сказать, что западные транснациональные корпорации в России ведут себя иначе, чем дома. Здесь они не стесняются открыто демонстрировать, как раньше у нас говорили, «звериный оскал капитализма». Например, компания «Нестле» всячески препятствует профсоюзной деятельности и буквально ставит палки в колеса профактивистов. А «Леруа Мерлен» и «Ашан» вообще запрещают профсоюзы у себя на предприятиях.
Зачастую работодатели применяют против нас весьма грязные методы. Есть даже случаи фабрикации уголовных дел. Так, одного из активистов, который создал профсоюзную ячейку в Саратове, с помощью коррумпированных сотрудников правоохранительных органов пытались посадить, подбросили ему в автомобиль наркотики. С большим трудом нам удалось это дело прекратить.
Пять лет тянется сфабрикованное дело в отношении бывшего председателя Волгоградского областного совета профсоюзов Вячеслава Кобозева. Причиной стало несогласие профсоюзного лидера уступить Дворец спорта в Волгограде неким «авторитетным» товарищам, которых поддерживали местные силовые структуры. Чтобы Кобозева арестовать, ему подбросили патроны и незаконно продержали в СИЗО полгода. С разных сторон пытались что-то «накопать», обвиняли в каких-то хозяйственных нарушениях. Два года назад суд первой инстанции рассматривал это дело и оправдал нашего товарища. Однако в этом году Центральный суд Волгограда приговорил его к 9 годам заключения, признав виновным. Сейчас дело на стадии апелляции.
К сожалению, мы нередко сталкиваемся с преступными методами ведения следствия и нарушением прав профсоюзов.
– Как вы можете охарактеризовать нынешнее экономическое положение России? И как оно отражается на жизни трудящихся?
– В 2014-м продолжается замедление темпов роста экономики, начавшееся в 2012 году. Темпы роста ВВП в прошлом году составили лишь 101,4%. Основные внешние факторы – ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и снижение внешнего спроса, а также сегодня – обострение международной обстановки. Основными внутренними факторами, способствовавшими замедлению экономического роста, стали отсутствие инвестиций и недостаточный рост внутреннего потребительского спроса.
Рост инвестиций в основной капитал в прошлом году составил лишь 100,2% по сравнению со 106,6% в 2012 году. Снижение связано с существенным сокращением объема инвестиций компаний инфраструктурного сектора.
Существенный вклад в инфляцию вносит рост цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий и ЖКХ. За 2013 год стоимость жилищно-коммунальных услуг в России в среднем поднялась на 9,8% (в 2012 году – на 9,4%).
С конца III квартала прошлого года усилился рост цен на продовольственные товары. Основным фактором значительного удорожания продуктов послужил высокий рост цен на ряд социально значимых продуктов. Сейчас с удорожанием евро и доллара данная тенденция только усилилась.
– А зарплата за этой «гонкой цен» явно не успевала…
– Это еще мягко сказано! С реальной заработной платой все происходило с точностью до наоборот. Темпы ее роста в 2013 году снизились по сравнению с 2012 годом. Если в 2012 году реальная заработная плата выросла в среднем на 8,4%, в 2013 году – только на 5,6%. При этом не стоит забывать, что важны не только количественные показатели, но и качество экономического роста. А здесь пока коренного перелома не произошло. Анализ федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов показывает, что снижение бюджетных рисков предполагается за счет сокращения расходов на инвестиции, заработную плату и социальные пособия, отрасли социальной сферы и ЖКХ. Тогда как, по нашему мнению, это следовало бы делать за счет повышения эффективности расходования бюджетных средств, качества управления государственными финансами, а также поиска дополнительных источников расширения доходной базы бюджета. Таким образом, решение задач изменения качества экономического роста, модернизации экономики становится проблематичным, по крайней мере, отодвигается за пределы 2016 года.
– Что, на ваш взгляд, сдерживает развитие отечественной экономики?
– Один из основных ограничителей экономического роста сегодня – негативные тенденции в развитии человеческого капитала, нарастание дефицита квалифицированных кадров. Одна из основных причин ухудшения качества трудового потенциала страны – недооцененность труда.
Стратегия экономического развития страны с опорой на экспорт, на внешний спрос, себя изжила. Необходимо делать ставку на внутренний спрос, заработная плата должна рассматриваться, прежде всего, как фактор роста экономики, как основной источник доходов населения. Именно от доходов работающего населения зависят его расходы, являющиеся важнейшим компонентом внутреннего спроса, одной из базовых составляющих инвестиций в экономику.
Однако существенных позитивных сдвигов в уровне заработной платы пока не произошло. По-прежнему половина совокупного фонда оплаты труда приходится на 20% работников, оплачиваемых высоко и очень высоко. В основном это топ-менеджмент и финансовый сектор. Треть работников получают заработную плату ниже минимального потребительского бюджета – нижней планки простого воспроизводства низкоквалифицированной рабочей силы.
Соотношение средней заработной платы 10% работников с наибольшей и 10% работников с наименьшей заработной платой практически не меняется. Не решен вопрос о доведении минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения. На 1 января 2014 года МРОТ установлен в размере 5554 рубля, что составляет 66,5% размера прогнозного значения прожиточного минимума трудоспособного населения в 2014 году.
– Как это сказывается на российском рынке труда?
– Все это накладывает негативный отпечаток и на ситуацию на рынке труда, и на социально-трудовые отношения в целом. Рынок труда в России сегодня нестабилен. С одной стороны, официальные статистические количественные показатели можно считать удовлетворительными. Уровни, как общей, так и зарегистрированной безработицы достаточно низкие, количество вакансий превышает количество зарегистрированных безработных в органах службы занятости.
С другой стороны, все большее распространение получают незащищенные формы занятости. Происходит сдвиг от постоянной занятости к временной; от полной – к неполной; от работы на предприятии – к надомному труду; от работы в штате организации – к работе вне штата. Растет и число неформально занятых. Согласно оценкам Росстата в 2012 году их число возросло в 1,7 раза по сравнению с 2008 годом и составило 14,6 млн человек.
Сегодня российский рынок труда характеризуется застойной безработицей, высоким уровнем безработицы среди молодежи и сельского населения, а также в городах с моноэкономической структурой. Общая численность безработных в 2014 году в 4 раза превысила численность официально зарегистрированных безработных. Доля молодежи в возрасте до 25 лет в феврале 2014 года в общем числе российских безработных составила 22,2%, а средний возраст российского безработного – 36 лет.
– Михаил Викторович, в этой связи закономерно спросить, есть ли у ФНПР своя программа, содержащая предложения по трудоустройству молодежи, по привлечению ее в профсоюзы для отстаивания собственных прав?
– Молодежь у нас в стране, к сожалению, является одной из наименее социально защищенных социальных групп. Критический уровень безработицы среди молодежи и дефицит достойных рабочих мест являются сегодня одной из основных проблем, которые необходимо решать. Профсоюзы, например, давно предлагают, чтобы для тех, кто получил профессиональное образование, было гарантировано первое рабочее место. В этом заинтересованы и наши социальные партнеры – работодатели. И неважно, какое человек получил образование – среднее профессиональное или высшее профессиональное. Но тот, кто получил такое образование, должен иметь гарантированное право на первое рабочее место по полученной профессии. Человек, имеющий профессиональное образование, ни в коем случае не должен оказаться безработным. Строго говоря, этот подход касается не только молодежи, но и всех работников, вытесненных с рынка труда и нуждающихся либо в получении новой профессии, либо в повышении своей квалификации для соответствия возрастающим требованиям к его навыкам и умениям.
Вообще говоря, реализация профсоюзной молодежной политики является одним из приоритетных направлений деятельности Федерации Независимых Профсоюзов России. Мы стараемся эффективно использовать потенциал молодежных советов в переговорах с работодателями, представителями исполнительной власти, в формировании предложений по молодежным проблемам в сфере трудовых отношений и контроле над исполнением коллективных договоров и соглашений.
Молодые люди составляют одну треть общей численности членов профсоюзов, и ФНПР рассматривает их как свой стратегический ресурс. Одной из главных своих задач мы видим работу профсоюзных организаций по омоложению профсоюзных кадров, их профессиональную подготовку и выработку современных методов социальной защиты тех, кто только вступает в жизнь. На современном этапе важно популяризовать профсоюзное движение в стране, повысить профсоюзную солидарность и сформировать осознанное членство среди молодежи. Ведь молодежь – это основа кадрового потенциала российского профсоюзного движения, проще говоря, это наше будущее! Именно поэтому вопросы системной подготовки молодых профсоюзных активистов, формирования профессионального и компетентного резерва профсоюзных кадров в настоящее время стали приоритетными направлениями деятельности для профсоюзных организаций всех уровней.
ФНПР ежегодно проводит молодежные образовательные форумы и слеты, профсоюзная молодежь активно участвует в коллективных действиях и акциях солидарности. В нынешнем году ФНПР проводит Всероссийский молодежный профсоюзный форум – «Стратегия-2014», целью которого является выработка перспективной молодежной стратегии и решение конкретных задач, стоящих перед поколением профсоюзной молодежи на современном этапе развития гражданского общества в России. В форуме примут участие более 1200 молодых профсоюзных активистов. Мероприятие будет состоять из двух этапов: учебно-практического и финального. Учебно-практический этап – это симпозиумы, собрания, семинары, которые уже сейчас идут во многих регионах нашей страны с обсуждением основных проблем реализации молодежной политики.
Финальный этап, целью которого является сплочение, фомирование командного духа борьбы среди профсоюзной молодежи, будет проходить на двух разных площадках. Для Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов он состоится в августе на берегу озера Байкал. Для регионов Центральной России он пройдет в сентябре на берегу Волги, под Ярославлем.
Беседовал Андрей Ильин