Лишний груз?
Менеджемент ОАО "Российские железные дороги" добился одобрения от Правительства РФ компенсации убытков за пригородные перевозки, погашения образовавшейся задолженности и возмещения выпадающих доходов за перевозку пассажиров по заниженным тарифам. Это всего лишь одна из частей плана мероприятий по достижению безубыточной деятельности ОАО «РЖД» в 2014 -2015 годы. Две других касаются тарифных и налоговых льгот и мер по повышению эффективности компании.
Как отмечают наблюдатели, монополия ОАО «РЖД» «получила все, что просила». Единственное, в чем правительство ограничило « РЖД» - это рост заработной платы сотрудников, а по сути, ее замораживание. Такое положение не может устраивать лидеров отраслевого профсоюза.
Председатель Российского профсоюза железнодорожников Николай Никифоров обратился к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с предложением снять ограничения по индексации зарплат.
– Ограничения по повышению зарплат железнодорожников были приняты и на 2014 год. В итоге темпы роста заработной платы на железнодорожном транспорте отстают от ее роста по стране. Реальная заработная плата снизилась за семь месяцев текущего года на 2,1 процент при росте производительности труда на 10,2 процента. Замораживание заработной платы вместе с тарифами на грузовые перевозки не оказало ожидаемого положительного влияния на российскую экономику. Руководством ОАО «РЖД» принимаются непопулярные меры по сокращению персонала – за текущий год более девятнадцати тысяч железнодорожников лишились рабочих мест. Широко практикуемый в течение последних трех лет «режим неполного рабочего времени» вызывает возмущение железнодорожников, в трудовых коллективах возникает социальная напряженность, - говорится в письме лидера РОСПРОФЖЕЛ.
Насколько характерна данная ситуация для Волгоградского региона?
- Данное обращение Российского профсоюза железнодорожников отражает положение отрасли в целом, - говорит Николай Епишин, председатель Волгоградского территориального комитета РОСПРОФЖЕЛ. – Железнодорожники не раз переживали периоды спада. Волгоградский регион не является исключением в системе социально-экономических проблем отрасли. Реорганизация холдинга "Российские железные дороги" проходит не безболезненно для людей труда. Сейчас, например, Волгоградский Терком держит под постоянным контролем ситуацию реорганизации в подразделениях ремонтно-локомотивного комплекса и перевода специалистов на работу в другую компанию. Речь идет о социальной ответственности бизнеса перед почти полуторатысячным коллективом работающих. Ежедневно отслеживаем весь комплекс проблем: от компенсации проезда работников в пригородном сообщении до решения вопросов, связанных с охраной труда. И наш профсоюз обязательно добьется выполнения условий коллективного договора.
Человеческий капитал - главный фактор успешного становления и развития любого предприятия. Поэтому работающие должны получать достойную зарплату. Волгоградский Терком профсоюза постоянно принимает участие в разработке мер, направленных на изыскание необходимых средств для выполнения двухсторонних колдоговорных обязательств, в том числе и по индексации заработной платы. Позиция отраслевого профсоюза такова – нужно грамотно сокращать непроизводительные расходы.
Простой подсчет говорит, что для компании экономически выгодно укомплектовать штат работниками нужных профессий и достойно оплачивать их труд, а не сокращать специалистов и замораживать зарплату. Сокращение численности, если уж это неизбежно, должно производиться на основании реальной потребности, подтвержденной расчетами. А используя алгоритм "высвобождение контингента - увеличение производительности труда", администрация добивается стопроцентного увеличения нагрузки на одного работающего.
Против такой политики борется Волгоградский Терком. Взамен профсоюз предлагает усовершенствовать структуру управления и организации труда.
За первое полугодие 2014 года средняя заработная плата работников всех подразделений Волгоградского региона, включая образовательные и медицинские учреждения, составила 25 750 тысяч рублей. На фоне возрастающей текучести кадров и явном увеличении трудоемкости у работников ведущих профессий снижение реальной заработной платы составляет 10 процентов - даже к отчету 2012 года. При том, что производительность труда растет или сохраняется на прежнем уровне.
Рост заработной платы должен соответствовать уровню производительности труда. Если нарушается это правило, то в итоге получается такая картина. Из подразделений ОАО "РЖД" Волгоградского региона, расположенных в сельской местности, где, казалось бы, нет выбора на рынке труда, продолжается массовый отток специалистов. Причины увольнений общие для всех - низкая заработная плата и непропорционально высокая интенсивность труда, - считают в Теркоме.