Законопроект "О регулировании труда творческих работников" расколол эстрадно-театральное сообщество на два противоборствующих лагеря
Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект "О регулировании труда творческих работников". Он вводит систему конкурсного отбора для заключения контракта с творческими работниками и затронет трудовые интересы артистов кино, театров и цирков
Законопроект расколол эстрадно-театральное сообщество на два противоборствующих лагеря. Сторонники нововведения видят перспективы обновления труппы и творческих коллективов, поскольку в них годами работают люди, не задействованные ни в спектаклях, ни в выступлениях. Противники указывают на то, что применение процедуры конкурсного отбора в отношении лиц, с которыми работодатель на момент проведения конкурса состоит в трудовых отношениях, противоречит правовой природе этой процедуры. Кроме того, положение творческого работника в связи с периодическим проведением конкурсов е станет уязвимым.
Проект вводит новые основания для прекращения трудовых отношений, что может перевести некоторые категории работающих “в сектор неустойчивой занятости”, повлечет усиление их зависимости от работодателей.
Что несет новая инициатива законодателей для служителей муз? Избавление от балласта, или простор для самоуправства? Сведение личных счетов с неугодными, или создание комфортной морально-психологической атмосферы в трудовом коллективе? Волюнтаризм в проведении субъективистской линии, или реализацию новаторских идей? В любом случае речь здесь идет о производственных интересах работающих.
Каким образом данный законопроект затрагивает трудовые права творческих работников? На этот вопрос отвечает председатель Волгоградской региональной организации Российского профсоюза работников культуры Людмила Широкова.
- В случае принятия этого законопроекта работодатели получат возможность не только расторгать трудовые договоры независимо от воли работника, но и заключать их. Ведь каждый работник стремиться иметь постоянную работу, социальные гарантии, чувствовать свою востребованность. Все это воз можно, если творческий работник, вне зависимости от ранга и занимаемой должности, имеет постоянную занятость, если его труд и талант востребованы. А если речь идет о срочном трудовом договоре сроком, как это принято в последнее время, на один год? Во-первых, это очень маленький стаж для того, чтобы творческая личность могла проявить себя. Во-вторых, творческий процесс немыслим без столкновения разных точек зрения, концепций, стилей. И если, допустим такую ситуацию, творческий работник высказал в течение года раз, или два мнение, отличное от позиции худрука, или директора театра, то велика вероятность, что этот год для него станет первым и последним в данном учреждении культуры.
Или другая распространенная ситуация. Новая постановка не оправдала финансовых затрат и не имела успеха у зрителя. Почему? Неактуальная тема, неудачно выбранная пьеса, банальная идея, отсутствие яркого сценического решения? Как правило, анализ поражения завершается вердиктом работодателя – «во всем виноват актер». Истекает срок трудового договора, и на это же место принимается другой человек, который еще долго подумает, прежде, чем отстаивать свое видение роли и концепции спектакля. В результате театр получает тех, кто «всегда на цыпочках и не богат словами». Да, они могут устраивать дирекцию и художественного руководителя, но не более того. Для создания произведения искусства этих качеств недостаточно. Так называемая, «лояльность» творческого работника обычно оборачивается серыми, посредственными постановками, которые не приносят театру кассовых сборов, а зрителям – радости.
Должен быть соблюден баланс интересов.
Если речь идет о срочном трудовом договоре, то его минимальный срок действия должен быть пять лет. Это оптимальное время для реализации творческого и управленческого потенциала всех заинтересованных сторон. В Волгограде есть положительный пример грамотно организованный работы театрального коллектива. Постоянная труппа, обновляемый репертуар, действующий коллективный договор с четко прописанными обязательствами работодателя и трудового коллектива.
Регулирование трудовых отношений творческих работников – вопрос непростой, и далеко не всегда решение лежит на поверхности. Стандартная форма принятия управленческих решений не исправит ситуацию, когда роль Белоснежки, или Золушки десятилетиями исполняет одна и та же актриса, а режиссер не видит ей достойную замену.
Равномерная занятость актеров в спектаклях должна быть прописана в коллективном договоре, с упором на то, что первоочерным правом на получение роли пользуются актеры труппы, а не приглашенные со стороны. Иначе в результате массового высвобождения актеров, в первую очередь это касается региональных театров, мы получим такое явление, как «запрет на профессию». И даже в этом случае необходимо на уровне федеральных структур продумать систему мер соцподдержки творческих работников.
Возможные дополнения в трудовое законодательство, разработка положения о проведении конкурсов – это всего лишь средство. Цель – сохранение традиций русской театральной школы и уважительного отношения к заслуженным людям, своим трудом создающих отечественное искусство.