Планы и перспективы
На прошлой неделе первый зампред ФНПР Андрей Исаев был избран заместителем председателя Государственной думы РФ. При этом он, согласно регламенту, оставил должность главы комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, которым он руководил почти 11 лет. А 17 ноября Исаева утвердили также заместителем руководителя фракции “Единая Россия” в Госдуме. В интервью “Солидарности” Андрей Исаев рассказал о том, какие задачи ему предстоит решать на новом посту вице-спикера.
ШАГ НАВСТРЕЧУ ПРОФСОЮЗАМ
- Андрей Константинович, в чем важность избрания в руководство Госдумы представителя профсоюзов?
- Прежде всего подчеркну, что необходимость усиления взаимодействия с профсоюзами - одна из основных причин, по которым фракция приняла решение о моем выдвижении. Очевидно, что страна вступает в крайне непростой социально-экономический период, который связан и с надвигающимся глобальным кризисом, и с санкциями, с давлением, которое оказывается на Россию извне. И в этой ситуации важно избежать потрясений, в первую очередь в социальной сфере. Наша задача - искать компромиссные, оптимальные решения, которые позволили бы максимально легко нашим гражданам, в первую очередь работникам, пережить социально-экономический кризис. Необходимо пресечь попытки решить проблемы (как государственные, так и частные) за счет людей труда - а подобные эгоистические инициативы, прежде всего со стороны отдельных недобросовестных работодателей и их структур, появляются регулярно. При этом нужно воздерживаться от односторонних резких шагов, чтобы не допустить масштабной конфронтации в социальной сфере и учесть интересы всех сторон социального партнерства.
Поэтому принятое моими коллегами по фракции решение - крайне важное, это шаг навстречу профсоюзам и усиление их переговорных возможностей. Я намерен доводить позицию профсоюзов до руководства Госдумы непосредственно, представлять эту точку зрения как на Совете Госдумы, так и на всех мероприятиях, в которых буду участвовать.
Кроме того, недавно первым заместителем председателя комитета Госдумы по труду был избран Михаил Васильевич Тарасенко, многолетний председатель ГМПР и координатор межфракционной профсоюзной депутатской группы “Солидарность”. Я тоже остаюсь в составе комитета по труду. Таким образом, наше профсоюзное влияние в комитете по труду никак не ослабло, а наоборот - укрепилось. Избрание Ольги Юрьевны Баталиной председателем комитета по труду можно только приветствовать: это человек с большими организаторскими способностями, специалист, который хорошо разбирается в самых различных аспектах социальной политики.
КОНЦЕНТРАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
- Объем задач и масштаб ответственности вице-спикера по социальным вопросам будет расширен. Каков ваш круг обязанностей на новом посту?
- Заместитель председателя Госдумы вправе не только выступить с инициативой по какому-то вопросу, но и актуализировать определенное проблемное направление. В ситуациях, требующих вмешательства (столкновение позиций, необходимость урегулирования конфликта, оперативной выработки компромиссного решения), я непосредственно буду участвовать в рассмотрении возникающих вопросов и в работе соответствующих структур. Прежде всего это относится к вопросам, связанным с подготовкой социально значимых законопроектов к первому и второму чтениям. И к проблемам, для разрешения которых при комитетах приходится формировать рабочие группы с участием всех заинтересованных сторон.
Кстати, принято решение, что работу с обращениями граждан в адрес фракции также буду курировать я. Это полномочие передается мне как заместителю руководителя фракции (ранее изучением обращений граждан занималась Людмила Ивановна Швецова). В парламентскую фракцию крупнейшей партии страны поступает масса обращений, за каждой жалобой - судьбы людей. Так что это тоже очень важное направление работы, которое позволит нам держать руку на пульсе, систематизировать проблематику, отслеживать негативные тенденции, изучать, решать и предупреждать конкретные проблемы (прежде всего социально-трудовые), с которыми сталкиваются граждане. На эти сигналы мы будем реагировать и принимать меры; это позволит мне заострять внимание и профсоюзного движения на тех вопросах, которые более всего волнуют россиян.
Планируется, что в руководстве палаты я буду курировать весь социальный блок, работу пяти комитетов: комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, комитета по вопросам семьи, женщин и детей, комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций; комитета по образованию и комитета по охране здоровья.
- В чем преимущества курирования вице-спикером почти всех социальных комитетов?
- Подобное распределение и усиление ответственности позволит нам эффективней влиять на социальную политику, отстаивать социальные и трудовые права и интересы россиян. Ведь в законодательной работе масса вопросов - смежные, межведомственные. И множество проблемных тем находится на стыке работы различных комитетов. Так что подобная концентрация ответственности очень важна.
Например, в результате решения о курировании смежных направлений в одном блоке окажутся все три внебюджетных социальных фонда, и будет проще не только решать возникающие проблемы, но и действовать с упреждением. Напомню, что на сегодняшний день для Пенсионного фонда и Фонда социального страхования “профильным”, ответственным за работу с ними является комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов, а с Фондом обязательного медицинского страхования работает комитет по охране здоровья. (При этом работа с каждым из этих двух комитетов находилась в ведении разных вице-спикеров.) То есть пока они находились в разных блоках подчиненности, а теперь будут в одном, что позволит более оперативно реагировать на вызовы, вырабатывать более слаженную, оптимальную позицию, увязанную со всем комплексом социального страхования работников. И это не единственный пример.
Другой пример - вопросы, связанные с введением через год системы спецоценки условий труда взамен аттестации рабочих мест. Это также область пересечения комитетов по труду и по охране здоровья. С одной стороны, здесь должны быть выработаны стандарты, касающиеся здоровья человека, обеспечения ему нормальных условий труда, и в связи с этим важен уровень, квалификация специалистов-медиков, которые в этой работе участвуют и принимают решение в составе комиссии согласно врачебным нормативам. С другой стороны, это вопросы социального страхования от несчастных случаев, предстоящего создания профессиональных пенсионных систем, досрочного выхода на пенсию и т.д. Переход на систему спецоценки тесно увязан с законодательством о профессиональных стандартах, и в ближайшее время предстоит разработать и принять соответствующие документы (законы и подзаконные акты). Закон об обязательности применения профстандартов работодателями уже принят в первом чтении, и пока этот проект вызывает массу нареканий сторон социального партнерства. При его доработке - совместно с правительством, при учете интересов профсоюзов и работодателей - необходимо выработать единые подходы к применению профстандартов.
Приведу еще один пример. Вопросы профессионально-технического образования находятся на пересечении работы комитетов по труду и по образованию. И то обстоятельство, что по ключевым вопросам работу этих комитетов удастся интегрировать, немаловажно. Вот конкретная ситуация. Министерство образования и науки разработало проект приказа, в котором запланировало исключить из перечня профессий среднего профобразования 150 рабочих специальностей. Затем число “отменяемых” профессий они сократили до 97 (не предложив взамен, по сути, ничего) и настаивают на своем. В данном случае Минобрнауки проявило, мягко говоря, узковедомственный подход: мол, раз на эти специальности мало заявок от нанимателей, то можно и “упразднить”. Однако такой подход абсолютно не учитывает ни тенденций развития, ни потребностей экономики. Если бы эта проблема решалась не келейно, а разбиралась бы на стадии разработки проекта приказа, с участием Минтруда, профсоюзов, объединений работодателей - столь безумного проекта приказа не появилось бы. Мы будем отслеживать развитие событий в этой сфере и уже создали постоянно действующую партийную рабочую группу по профтехобразованию во главе с Михаилом Тарасенко. Теперь и парламентский контроль будет усилен. Нам необходимо остановить деградацию профессионально-технического образования в нашей стране, но не через “упразднение профессий”, а за счет концептуального подхода и продуманных шагов. Ведь поставленную президентом задачу создания в ближайшие десятилетия 25 млн высококвалифицированных рабочих мест никто не отменял.
РЕШЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ В ДИАЛОГЕ
- Каковы основные направления работы социальных комитетов Госдумы в ближайшее время?
- Осенняя сессия парламента проходит напряженно, финансово-экономический блок правительства склонен применять бухгалтерский подход не только в бюджетном процессе, но и в “отраслевом” законодательстве. Например, озвучиваются планы по отмене материнского капитала уже чуть ли не через год-два. Мы категорически против отмены материнского капитала - это один из наиболее удачных в последнее время социальных проектов, который показал свою значимость и эффективность. Он действительно поощряет молодые семьи заводить детей, это целевое расходование средств. Так что мы в Думе настаиваем не только на продолжении программы материнского капитала, но и предлагаем дополнительно расширить возможности его применения. Прежде всего, дать людям возможность направлять средства материнского капитала на страховую пенсию. Сейчас, если женщина решила направить эти средства на свою будущую пенсию, она может направить деньги только в накопительную часть. Это неправильно. Если граждане имеют право выбирать между накопительной и страховой частью, участвовать в накопительной системе или все отдавать в страховую - такое же право должно быть предоставлено и в случае с материнским капиталом. По нашим прогнозам, та сумма средств, которые составляют материнский капитал, сразу же сформирует необходимые баллы для получения женщиной страховой пенсии по старости. Поэтому для многих это окажется выгодным подспорьем для обеспечения себя нормальной пенсией в будущем. И такие поправки к законодательству мы в ближайшее время подготовим.
Однако в целом все важнейшие решения принимаются достаточно оперативно, в диалоге и с правительством, и с работодателями. В проекте бюджета на будущий год нам удалось отстоять ряд важнейших социальных льгот для инвалидов и их объединений. Кроме того, напомню, что в начале этого года вступил в силу ряд важнейших социальных законов. Это прежде всего законы о переходе на новую систему оценки условий труда, о чем я уже говорил, и об основах соцобслуживания населения. В центре общественного внимания по-прежнему остается пенсионная реформа. Основные законы, призванные реализовать масштабные изменения в пенсионной системе, уже приняты и в будущем году заработают. Пока продолжается переходный период, так что есть время оценить ход подготовки к реформе и внести необходимые коррективы, если потребуется.
Вадим Барабанов