Исключительное право
Профобъединениям дадут возможность самим определять свою оргструктуру, в том числе через создание профорганизаций и структурных подразделений, не упоминающихся в действующем Законе о профсоюзах. Вчера Госдума приняла в окончательном третьем чтении правительственный пакет поправок в трудовое законодательство – «о расширении перечня видов профорганизаций и их структурных подразделений». Ранее законопроект был поддержан всеми сторонами РТК.
Законопроект призван исполнить постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.2013 г. № 22-П, которым признаны не соответствующими Основному закону некоторые нормы ст. 3 Закона о профсоюзах. КС постановил, что эти нормы правоприменительная практика трактует как устанавливающие «закрытый», исчерпывающий, список видов профорганизаций и их структурных подразделений, не позволяющий «вписывать» в этот перечень ничего нового (и даже давно существующего). А это не дает возможности самим профсоюзам, руководствуясь конкретными задачами, определять свою оргструктуру (например, создавать профорганизации и их структурные подразделения, не перечисленные в базовом законе о профсоюзах).
Поправки вносятся в закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Они воодят более широкий перечень видов профорганизаций и их структурных единиц в рамках устоявшейся профструктуры; при этом он должен исключить возможность трактовать положения статьи 3 закона о профсоюзах так, будто бы она содержит их исчерпывающий перечень. Так, непосредственно в законе будут прописаны такие понятия, как «цеховая профсоюзная организация», «профсоюзная группа», а также «иные профсоюзные организации» и «объединения (ассоциации) организаций профсоюзов» на всех уровнях.
Законопроект устанавливает, что первичные профорганизации действуют на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо на основании устава первичной профорганизации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза (действует – «на основании положения о первичной профсоюзной организации»). Причем уставы первичек, иных профорганизаций, входящих в структуру общероссийских, межрегиональных профсоюзов, и уставы объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов не должны противоречить уставам соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).
Кроме того, документ предусматривает, что в структуре первички могут образовываться цеховые профорганизации, профсоюзные группы или иные структурные подразделения в соответствии с уставом соответствующего профсоюза.
Помимо этого, проект уточняет специфику госрегистрации профсоюзов в качестве юрлиц: согласно документу. правоспособность профсоюза (объединения, ассоциации профсоюзов, первичной профорганизации, иной профорганизации, входящей в структуру общероссийского или межрегионального профсоюза, объединения, ассоциации организаций профсоюзов) в качестве юрлица возникает с момента внесения в единый госреестр юрлиц (ЕГРЮЛ) сведений об их создании и прекращается в момент внесения в этот реестр сведений о прекращении их деятельности.
Наконец, поправки призваны предоставить профсоюзам «право осуществлять на основе федерального законодательства самостоятельно, а также через учрежденные ими организации приносящую доход деятельность», если это предусмотрено их уставами, - «постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям».
Источник: Солидарность