Зарплата работника - локомотив экономики
Председатель Федерации Независимых Профсоюзов России Михаил Шмаков поделился с корреспондентом "Трибуны" своим видением текущей политико-экономической ситуации и рассказал об итогах 2014 года.
- В конце года принято подводить итоги. Михаил Викторович, какие достижения российских профсоюзов в 2014 году вы могли бы выделить особо?
- В уходящем году, как, впрочем, и ежедневно, и ежечасно Федерация Независимых Профсоюзов России отстаивала законные права и интересы наемных работников. На нашем официальном сайте ежедневно появляются сообщения о реальной помощи профсоюзов работникам, попавшим в сложную ситуацию. Правовые службы ФНПР и ее членских организаций постоянно участвуют в судебных заседаниях, разрешающих трудовые споры и конфликты. Ежегодно рассматривается до 15 тысяч подобных дел, при этом в более чем 90% случаев решения выносятся в пользу работников. В 2014 году экономический эффект правозащитной деятельности профсоюзов для работников составил около 12 миллиардов рублей.
Особо отмечу, что в области защиты прав трудящихся в 2014 году было выполнено одно из основных требований профсоюзов - установить запрет на применение в России "заемного труда". Работодатель, нанимающий работников через агентства занятости, теперь будет обязан соблюдать трудовое законодательство и платить взносы во внебюджетные фонды, предоставлять удлиненные отпуска, досрочные пенсии. Важно отметить, что, запретив "заемный труд", Россия проявила себя как более передовое государство по сравнению с некоторыми европейскими странами, в которых сегодня по схеме "заемного труда" работают 30-40% граждан.
Законодательно обеспечена эффективная защита работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы. Эти нормы, принятые под давлением межфракционной депутатской группы "Солидарность", соответствуют и российским, и международным стандартам. Таким как рекомендации Конституционного суда РФ, Конвенции МОТ "О защите прав трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях", а также рекомендациям Комитета по свободе объединения и Международной организации труда.
При работе над законом, заменяющим трудовые квоты для мигрантов на патенты, профсоюзам удалось добиться включения в текст закона положений, согласно которым при принятии решения о выдаче патентов учитывается мнение трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Ратифицированы Конвенции МОТ об оплачиваемых учебных отпусках и о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм.
Наконец, приняты поправки в Закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", устанавливающий более широкий перечень видов профсоюзных организаций и их структурных единиц в рамках устоявшейся профсоюзной структуры.
Если говорить о достижениях ФНПР в целом, то во многом благодаря уверенной позиции ФНПР обществу удается противостоять углублению кризисных явлений в экономике и социальной сфере, погасить сотни разгорающихся конфликтов на предприятиях. Важнейшим итогом нашей работы можно считать и то, что власти за последнее время во многом изменили свою риторику и вектор своей деятельности в сторону социальной направленности. В работе правительства, например, стали гораздо реже случаи внесения законопроектов по вопросам социально-трудовых отношений без предварительного рассмотрения на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений. Между тем далеко не все так безоблачно. Скорее, наоборот, противоречия между трудом и капиталом бросают профсоюзам новые вызовы.
- Какие, например?
- Темпы экономического роста и роста зарплаты в России заметно замедлились. Потребительская инфляция, по оценкам экспертов ФНПР, наоборот, растет и уже составляет около 20 процентов. Девальвация рубля создает предпосылки для возникновения рисков финансовой и социальной стабильности государства, что ярко продемонстрировано в "черный вторник" 16 декабря при обвальном падении курса рубля. Внешние факторы, безусловно, влияют на экономическую ситуацию. Но не они являются определяющими. Основные причины нарастания кризисных явлений - внутренние. Это - сырьевая модель экономического развития и неэффективность системы управления экономикой.
Кроме того, ряд принятых органами власти решений, в том числе: прогнозируемое увеличение тарифов на услуги ЖКХ; введение платы за капитальный ремонт в многоквартирных домах; рост налога на недвижимость и многие другие, - все это ведет к сокращению реальных доходов населения.
Вот конкретный пример. Не так давно правительством был внесен в Госдуму проект закона о территориях опережающего социально-экономического развития. Так называемый "Закон о ТОРах". Отдельная статья этого законопроекта фактически отменяет действие государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих на Северах. Между тем государственные гарантии и компенсации работающим на территориях с особыми климатическими условиями определены федеральным законодательством и ФНПР категорически возражает против каких-либо изъятий из Трудового законодательства. Мы будем добиваться внесения соответствующих поправок.
В этом же законопроекте содержится норма, разрешающая работодателям в ТОРах привлекать на работу иностранных мигрантов без каких-либо ограничений. И так уж совпало, что почти одновременно принимается законопроект, заменяющий квотирование иностранной рабсилы системой покупки патентов. Теперь граждане стран, где действуют соглашения о безвизовом порядке въезда в РФ, а это почти все страны СНГ и большинство азиатских государств, смогут работать в России "вне квот". Снятие ограничений на привлечение иностранной рабочей силы также ведет к существенному занижению заработной платы работников.
Федерация независимых профсоюзов России поддерживает курс Президента России и вправе рассчитывать на поддержку требований того, чтобы реформы в экономике осуществлялись не за счет снижения уровня социально-трудовых прав работников и социальных гарантий.
Сегодня мир в поиске более справедливой модели прогресса и мировых экономических отношений наблюдает болезненный процесс рождения нового геополитического порядка. Эпоха, когда считалось, что рынок может автоматически все отрегулировать в экономике и только не следует этому мешать, породила системный кризис. Жизнь доказала, что эта идея была ошибочной, и она должна уступить место идее консолидированного и координированного государственно- общественного регулирования экономики. Именно так и нужно рассматривать нашу работу по построению дееспособного взаимодействия между профсоюзами, властью и бизнесом.
Мы сделали много. Но впереди крайне серьезный период развития нашей страны и крайне серьезные задачи. ФНПР будет и впредь своими действиями соответствовать масштабу и важности этих задач в стремительно меняющемся мире.
- Михаил Викторович, какие приоритеты ставит ФНПР в плане улучшения условий оплаты труда?
- За годы политики занижения заработной платы накопилось множество проблем в этой сфере. Около 9 процентов работников вообще имеют доход ниже величины прожиточного минимума. Заработная плата по-прежнему не выполняет своей главной функции - воспроизводственной. Между тем важнейшим элементом экономического роста является активное стимулирование внутреннего спроса за счет повышения качества и уровня жизни населения. А это означает, прежде всего, рост заработной платы.
ФНПР неоднократно приводила аргументы о положительном влиянии на экономику повышения МРОТ и заработной платы в целом. Повышение МРОТ - это не только гарантия от бедности. Это - важнейший стимул для роста производства товаров и услуг первой необходимости. Повышение доходов приводит к росту экономической активности населения, к снижению государственных расходов на выплату различных видов социальных пособий, снижению уровня безработицы и увеличению сбора налога на доходы физических лиц, росту региональных и местных бюджетов.
Российские профсоюзы будут и впредь настаивать на том, что прожиточный минимум, устанавливаемый в Российской Федерации и в ее субъектах, должен являться базой определения социальных пособий для соответствующих социальных групп населения. Поэтому мы считаем необходимым взять за основу для установления минимального размера оплаты труда минимальный потребительский бюджет. Совместно с представителями науки ФНПР разработала проект минимального потребительского бюджета. По нашим подсчетам его размер должен составлять 27 164 рубля на 1 января 2015 года.
Достойная легальная заработная плата - это право на полноценное возмещение утраченного заработка в случае наступления нетрудоспособности, на качественное медицинское обслуживание, наконец, - это право на достойную трудовую пенсию.
- Как, кстати, продвигается пенсионная реформа? Удалось ли вам отстоять свои претензии к ее разработчикам?
- Новые пенсионные законы коренным образом изменяют сложившийся в последнее десятилетие порядок приобретения и использования пенсионных прав работников. У профсоюзов есть ряд существенных претензий к авторам реформы, на устранении которых ФНПР настаивает. Например, актуальной остается задача профсоюзов по созданию системы обязательного пенсионного страхования на принципах самодостаточности. В 2011 году было принято решение об увеличении общей ставки страховых взносов с 26 до 34 процентов, в результате чего дефицит бюджетов социальных фондов был практически ликвидирован. Однако работодателям удалось добиться снижения общей ставки страховых взносов до 30 процентов. Сегодня в Пенсионный фонд России уплачивается 22% от фонда оплаты труда каждого работника. Для нормально сбалансированной работы фонда необходима ставка 26-29%.
Особое внимание профсоюзы обращают на низкие размеры оплаты труда, которые в настоящее время не позволяют сформировать самостоятельно застрахованному лицу пенсию на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера при приемлемом трудовом стаже.
По-прежнему остро стоит вопрос о целесообразности применения накопительного компонента в системе обязательного пенсионного страхования. Применение накопительного компонента за 10 лет не получило подтверждения своей эффективности для формирования надлежащей защиты будущих пенсионеров. Поэтому ФНПР настаивает на скорейшем переводе накопительного компонента пенсионной системы из обязательного страхования в добровольный формат.
Кроме того, следует отметить и другую сторону проблемы. В России коэффициент замещения пенсии утраченного заработка ниже, чем в экономически развитых государствах. Поэтому перед Федерацией независимых профсоюзов России стоит задача добиваться ускорения ратификации конвенции МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения. Приведение российского пенсионного законодательства в соответствие с этим документом позволит приблизить уровень минимального страхового обеспечения российского работника к европейским стандартам.
В целом, что касается нового порядка расчета пенсии, то для большинства застрахованных граждан самостоятельный расчет пенсий остается весьма трудной задачей. Поэтому существует насущная необходимость в организации "горячих линий", "столов консультаций", консультаций в трудовых коллективах, обучении профсоюзных работников и активистов вопросам пенсионного законодательства, активизации работы на предприятиях пенсионных комиссий.
В этой связи между Пенсионным фондом РФ и ФНПР заключено специальное соглашение. Мы договорились реализовать целый комплекс мероприятий, направленных на проведение совместной информационной работы среди членов трудовых коллективов по разъяснению основных положений пенсионной реформы. Практически весь прошедший 2014 год был посвящен разъяснению новых пенсионных законов в трудовых коллективах. На собраниях задавалось большое количество уточняющих вопросов, была отмечена необходимость продолжения работы по совершенствованию пенсионной системы и разработка путей преодоления объективных трудностей переходного периода.
- Что вы думаете по поводу обязательного введения для работников профессиональных стандартов: требований к образованию, стажу работы и набору навыков?
- Действительно, резонансный законопроект о внесении изменений в статью 1951 Трудового кодекса РФ предполагает изменения, в соответствии с которыми профессиональный стандарт становится обязательным к применению организациями всех форм собственности.
Согласно Трудовому кодексу РФ, работодатель обязан предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции. Трудовая функция, в свою очередь, это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации. Сегодня работнику на основании тарифно-квалификационных характеристик устанавливается трудовая функция по одной должности или профессии. В профессиональном стандарте таких профессий может быть несколько.
Что касается наличия профильного образования для работы по определенной должности или профессии, то к уровню и профильности образования в разных профессиональных стандартах содержатся различные требования. Есть жесткие требования к профильному образованию, например, для врачей, учителей и летчиков. Но для многих рабочих профессий и должностей служащих достаточно программ подготовки или переподготовки на базе непрофильного профессионального образования.
Федерация Независимых Профсоюзов России поддержала законопроект, но предлагает установить срок введения в действие профессиональных стандартов для организаций всех форм собственности с 1 января 2020 года. При этом мы считаем необходимым дополнить обсуждающийся законопроект нормой об учете мнения профсоюзной организации при применении профессиональных стандартов в организации или на предприятии.
Беседовал Андрей Ильин