Чей вы, доктор?
В Москве завершил работу XVIII Конгрессе педиатров. На совещании главных детских врачей было высказано предложение заменить врача-педиатра врачом общей практики. Проект вызвал неоднозначную реакцию профессионального сообщества.
- Сегодня во многом определяется дальнейшая судьба детского здравоохранения. Продолжит ли оно развиваться, как все последнее десятилетие (один из самых впечатляющих результатов — беспрецедентное снижение младенческой смертности), или его успехи уже позади? Это не просто разговоры. На базе ведущих московских медицинских вузов уже идет переподготовка врачей, - цитирует слова первого заместителя председателя Комитета по охране здоровья Госдумы, академика Николая Герасименко "Московский Комсомолец".
По мнению главного педиатра России, директора Научного центра здоровья детей Александра Баранова, нет ни одного весомого аргумента в пользу подобной «смены вех». В России еще в середине XIX века врачи пришли к осознанию глубоких отличий «детской» медицины от «взрослой». Появился самостоятельный раздел «медицина детства», и было признано, что врач-педиатр должен обладать особыми навыками и знаниями о постоянно развивающемся и меняющемся детском организме. Именно в России 150 лет назад создана первая в мире кафедра педиатрии.
Мнение о реформировании системы детской медицины высказали организаторы здравоохранения и общественные деятели Волгоградской области.
Надежда Долгова, старший консультант комитета по здравоохранению Волгоградской области:
- Учитывая дефицит врачебных кадров, в сельских медпунктах и амбулаториях применяется практика наблюдения детского населения врачами общей практики. Но в условиях большого города, где есть узкие специалисты и диагностическая база, нужно использовать возможности современной медицины. Другой вопрос, что медицинская помощь должна быть доступна вне зависимости от места жительства, и здесь главный критерий - заболевание пациента и уровень профессиональной подготовки врача.
Нина Болдырева, уполномоченный по правам ребенка Волгоградской области:
- Реформу здравоохранения следует рассматривать как повышение уровня медицинского обслуживания каждого ребенка. Здесь на первый план выходит качество подготовки врачей общей практики. Студенты медицинских вузов должны изучать весь курс дисциплин, которые преподаются по специальности «педиатрия». По мнению практикующих врачей, «детский доктор» владеет достаточными знаниями для лечения взрослого пациента, а «взрослому доктору» знаний для лечения ребенка недостаточно. Проблема повышения качества и широты медицинского образования должна быть решена в пользу ребенка. Дети должны иметь право на качественную и доступную медицинскую помощь.
Ольга Чебуракова, председатель общественного движения «Волгоградские родители за права детей»:
- Наше отношение к тому, что один врач должен будет лечить и стариков, и младенцев резко отрицательное. Традиционно в нашей стране детскому здравоохранению уделялось огромное внимание. Нигде в мире не было такой широкой и доступной системы специализированных поликлиник, больниц, высококвалифицированных специалистов. Вместо создания достойных условий для работы врачей реформаторы хотят, чтобы наши дети остались без специализированной медицинской помощи. Это наступление на детство.