Россияне могут получить две пенсии по старости
На выходе из кризиса нас, похоже, ждет "перезагрузка" пенсионной системы.
В уточненном плане правительства на ближайшие три года речь идет не только об обсуждении целесообразности повышения пенсионного возраста, но и о создании новых стимулов для дополнительных накоплений на старость.
Нужно развивать корпоративные пенсионные системы, тут же предложили свой рецепт эксперты. "Российская газета" разбиралась, насколько это выгодно для будущего пенсионера и реально для воплощения в нынешней ситуации.
Сейчас корпоративные пенсии в России - достояние небольшого числа компаний и отраслей. Но ими действительно может быть пронизана вся экономика, как в развитых странах, где такие пенсии все более тесно сплетаются с государственными пенсионными системами.
Пока у нас корпоративные пенсии (плюс обычные) получают не более двух миллионов человек. Это немного - около 4 процентов от всех пенсионеров. Да и средний размер такой пенсии невелик - чуть менее трех тысяч рублей в месяц. В среднем. Но бывает и 200-300 тысяч. Мы провели инвентаризацию корпоративных пенсий и выяснили, что опыта накоплено предостаточно. Так что компаниям есть, с чего начинать. Тем более это не только серьезный элемент соцзащиты, но и способ "привязать" работника.
Каким же компаниям подходят корпоративные пенсионные программы (КПП)? Теоретически, любым. Но фактически прижились они в крупных холдингах - в РЖД, нефтегазовых компаниях, в металлургии, частично на предприятиях оборонно-промышленного комплекса и ритейла. Для реализации корпоративной пенсионной программы нужно как минимум два условия: свободные оборотные средства и четкое представление перспектив компании в течение ближайших 10-15 лет, говорит начальник лаборатории исследований пенсионных систем и актуарного прогнозирования социальной сферы Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина.
Небольшой фирме, которая не уверена в собственном благополучии уже через пару лет, смысла заниматься этим нет. То же касается, например, IT-компании, которая "заточена" под молодых программистов. Ей незачем вводить какие-то инструменты, удерживающие персонал.
Последние 7-8 лет количество участников корпоративных пенсионных программ почти не менялось, оставаясь на уровне 6,8 миллиона человек. Развиваться дальше это направление будет только в том случае, если оно затронет средние предприятия, считают эксперты.
Когда корпоративные пенсионные программы только возникали, они формировались исключительно за счет организаций. В 2000-х годах происходил переход к паритетной системе, при которой взносы уплачивает также работник. Но определяющее значение сохраняется за работодателем. Сейчас на взносы от физлиц приходится около 20 процентов, говорит советник президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Олег Колобаев.
Право на формирование, а затем и на выплаты корпоративной пенсии обычно наступает после работы в компании в течение определенного количества лет. Обычно сроки совсем не драконовские. В любом случае назначает их работодатель. Он также волен установить отдельные условия для разных категорий работников - топ-менеджеров, специалистов и так далее.
Сейчас условия "второй пенсии" обычно направлены на удержание ценных кадров, но первые пенсионные программы в нашей стране в начале - середине 90-х годов были нацелены на то, чтобы побудить работников не тянуть с выходом на пенсию, говорит советник президента НАПФ Валерий Виноградов.
Компания может использовать корпоративную пенсию и как кнут, и как пряник. Согласитесь, труднее хлопнуть дверью, если с этим сопряжена потеря сотен тысяч рублей пенсионных накоплений, сформированных для вас работодателем. Работать спустя рукава и прогуливать тоже как-то не с руки, если качество работы и соблюдение трудовой дисциплины входят в условия получения корпоративной пенсии. Так что запредельная лояльность и другие ценные качества, которые так любят специалисты по кадрам, обеспечены.
Налоги и инфляция
Если условия работником не выполняются, к примеру, он досрочно увольняется, он может сохранять право только на те взносы, которые делал он сам. При этом взносы работодателя возвращаются компании или идут в общий котел оставшихся участников программы. Но в некоторых компаниях можно досрочно забрать и пенсионные накопления, сделанные работодателем.
Для корпоративных пенсионных программ действуют налоговые льготы, которые и делают их потенциально выгодными.
Взносы работодателя по такой программе относятся на расходы организации и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, с них не уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд, в фонды социального страхования и ОМС. А работники не выплачивают НДФЛ со своей части взносов.
Но с уже назначенных корпоративных пенсий, в отличие от государственной пенсии, взимается НДФЛ. Попытки установить налоговый вычет, который бы покрывал небольшие корпоративные пенсии (до 10 тысяч рублей), пока ни к чему не привели. По словам Олега Колобаева, такие законодательные инициативы несколько раз уже получали отрицательный отзыв минфина, который не хочет уменьшать налогооблагаемую базу.
Корпоративные пенсии также лишены механизма, гарантирующего сохранность взносов, подобного действующему в отношении банковских вкладов или тому, который начал действовать по накоплениям в рамках обязательного пенсионного страхования. Распространить эти механизмы на корпоративные пенсионные системы нельзя, поскольку природа этих средств принципиально разная. Выходом мог бы стать объединенный гарантийный фонд, создание которого на уровне саморегулируемой организации предусматривает закон о НПФ. Но сами НПФ с этим не спешат, говорит Олег Колобаев.
Они не хотят уменьшать распределенный доход, который и так невелик, а крупные игроки вдобавок опасаются, что в результате будут платить за ошибки и неустойчивость своих "младших" конкурентов. Видимо, как только ЦБ закончит с выстраиванием системы гарантирования накоплений в рамках обязательного пенсионного страхования, он возьмется и за гарантии по средствам в рамках КПП.
Другая головоломная задача - как уберечь пенсионные накопления от инфляции. Здесь те же самые проблемы, что и с накоплениями в рамках системы обязательного пенсионного страхования. На многолетнем периоде доходность НПФ все-таки обгоняла инфляцию. Но если за 2012 год средняя доходность по пенсионным резервам едва превысила инфляцию (6,6 процента), то в 2013 году уже отставала от нее (5,36 процента против инфляции в 6,5 процента), а по итогам 2014 года результаты будут хуже, говорит Олег Колобаев. К слову, во многих странах действуют специальные программы по гарантированию средств корпоративным пенсионным программам которых в России пока тоже нет.
Комментарий В корпоративных пенсионных программах есть некий элемент принуждения для работников, говорит руководитель департамента социального развития ФНПР Константин Добромыслов. Конечно, вы можете сами выбрать на открытом рынке пенсионный фонд. "Но тогда рискуете не заключить договор с работодателем о приеме на работу, - предупреждает эксперт. - Хотя это будет тоже являться нарушением трудового права. Здесь разные есть подводные камни". И какие еще есть камни? "Корпоративные системы в большей степени выгодны для руководящих работников на предприятии, чем для простого работника, - говорит Добромыслов. - В десятки раз. По экспертным оценкам, простой работник может получать и 2-3 тысячи, а вип-персона - 200-300 тысяч". А что все-таки выгоднее для общего дела и работодателю - создать свой пенсионный фонд или заключить договор с тем, который уже есть на рынке? "Дешевле, конечно, заключать с теми, которые уже есть, - говорит эксперт. - Меньше головной боли. Если на предприятии 10-20 договоров, понятно, что для этих 10-20 сотрудников создавать корпоративную систему будет слишком дорого. Если там тысяча работников, то, может быть, есть смысл иметь свой пенсионный фонд. Это все индивидуально для каждой ситуации". Вариантов таких программ много. "Будут хорошо развиваться предприятия, безусловно, каждый работодатель будет заинтересован в привлечении работников, в создании для них более благоприятных условий труда. И социального пакета. И это очень важно, чтобы работник был защищен не только государством, но еще и работодателем", - резюмирует эксперт.
Марина Грицюк, Игорь Зубков Источник: Российская Газета |