Владимир СТАРИКОВ: Высокая зарплата – это не только благосостояние работников, но и средство повышения эффективности производства
Руководство Волгоградского облсовпрофа приняло участие в работе трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Южного федерального округа. Заседание трехсторонней комиссии округа проходило в городе Новочеркасске Ростовской области. Одним из ключевых в повестке дня стал вопрос о мерах, принимаемых субъектами ЮФО по приближению минимальной заработной платы во внебюджетном секторе экономики к величине прожиточного минимума (ПМ) трудоспособного населения и повышению уровня среднемесячной заработной платы в регионе. Какова позиция профсоюзов по данному вопросу и ситуация с заработной платой в целом рассказал Владимир СТАРИКОВ, председатель Волгоградского областного Совета профсоюзов.
– Владимир Владимирович, какой на сегодняшний день размер региональной минимальной заработной платой в субъектах Южного федерального округа?
– Обязательства в части установления региональных минимальных заработных плат сформулированы сторонами социального партнерства округа достаточно конкретно, а именно через заключение региональных Соглашений о минимальной заработной плате не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.
Тем не менее, объективная картина такова, в республиках Адыгея и Калмыкия – региональная минимальная заработная плата не установлена. В Краснодарском крае она определена на уровне 1 ПМ. В Астраханской области установлена в абсолютной величине 88,7% от ПМ. В Волгоградской области - в размере 1,2 ПМ. А в Ростовской области нет отдельного соглашения о минимальной заработной плате. Однако в областном соглашении предусмотрено, что ее уровень должен составлять 1,2 ПМ за 4 квартал предыдущего года.
– Почему в субъектах складывается такая разная ситуация?
– Причин этому вполне достаточно. Главная из них - резкое изменение социально-экономической ситуация в стране в 2014 году. Произошла почти двукратная девальвация национальной валюты. Неуклонно снижается уровень жизни населения: по данным статистики потребительские цены выросли в 2014г. более чем на 12%, а за пять месяцев 2015 года в Волгоградской области потребительские товары подорожали еще на 8,7%, в том числе на продовольственные товары 111,4 %, непродовольственные товары 109,5%, услуги 102,9%. И хотя произошел небольшой рост среднемесячной начисленной заработной платы на одного работника (за январь-апрель к соответствующему периоду предыдущего года на 6,6% или 22789 рублей), реальная начисленная заработная плата к этому же периоду составила всего 90,6%.
Эта ситуация возникла не сегодня. Замедление экономического роста и вместе с ним ухудшение всех показателей началось еще в 2012 году. В наиболее выигрышном положении оказались регионы, где удалось увязать МРОТ с ПМ. Фактически в тех субъектах, которые установили минимальную заработную плату в зависимость от ПМ и где производится ежеквартальная индексация зарплат с учетом роста прожиточного минимума для трудоспособного населения, сегодня застрахованы от снижения размера минимальной заработной платы.
– В каких регионах есть такой положительный опыт?
– Волгоградская область была первой в ЮФО и России, когда в 2000 году три стороны договорились, чтобы МРОТ во внебюджетном секторе области был равен ПМ. В 2001 году он выведен на уровень 1,1 ПМ, а с 2007 года по настоящее время - 1,2 ПМ. При этом в действующем областном соглашении зафиксировано, что стороны стремятся к поэтапному установлению минимальной заработной платы в размере 1,5 ПМ и, если бы не кризис, то в регионе в текущем году была бы преодолена планка в 1,3 ПМ.
Соглашения, действующие в Волгоградской области и Краснодарском крае, являются основой для отражения во всех коллективных договорах обязательств по установлению МРОТ в зависимости от величины ПМ.
По данным профсоюзного мониторинга, в Волгоградской области более, чем в 80% коллективных договорах определена норма МРОТ на уровне 1,2 ПМ. При этом, по информации налоговых органов, число работодателей малого и среднего бизнеса взявших такие обязательства неуклонно растет.
Экономический эффект от реализации соглашения о минимальном размере оплаты труда в регионе можно определить одним фактором: выполнение Соглашение ежегодно приносит более 300 млн. рублей поступлений в бюджеты.
– Как работодателями выполняются обязательства по индексации заработной платы?
– Обязательства работодателей по индексации заработной платы на уровень не ниже инфляции зафиксировано во всех без исключения соглашениях субъектов ЮФО.
В Волгоградском регионе вопрос о реализации статьи 134 рассматривался на заседании Исполкома облсовпрофа, который утвердил соответствующие рекомендации профсоюзным организациям. И на тех предприятиях, где данный вопрос не был урегулирован коллективным договором или соглашением, профсоюзные комитеты инициировали коллективные переговоры. Результат - сегодня обязательства по индексации учтены в большинстве коллективных договоров реального сектора.
Позиция облсовпрофа оставалась незыблема и в отношении индексации фондов оплаты труда организаций бюджетной сферы. Даже в период регулярной смены руководителей высших региональных органов власти волгоградским профсоюзам удавалось ежегодно добиваться индексации бюджетникам, в том числе низкооплачиваемым категориям работников, которые не попали под действие майских указов Президента РФ.
Особо следует отметить позицию региональной власти, которая в сложнейших условиях 2014 года приняли решение об индексации зарплат бюджетников с 1 октября прошлого года на 5,5 %.
Профсоюзный анализ коллективныхпереговоров показывает, что работодателиневсегдаготовы значительноподниматьуровеньоплатытруда,ссылаясьнато,чтотемпы повышениязаработной платыопережают ростпроизводительноститруда. Но это сиюминутная оценка ситуации, которая не учитывает низкийбазовыйуровеньзаработной платы в экономике.
Невысокая доля официальной зарплаты в валовом региональном продукте (25,7%) свидетельствуют о несправедливом распределении результатов труда. Напромышленныхпредприятияхдолязаработнойплатывсебестоимости продукции практическинеменяется десятилетия иколеблется впределахот 7 до 25%. Например, в энергетике 7,1-14%, металлургии 7,1-17%, химическом производстве 14-17%, строительстве 13,6–23,9%, автосельхозмашиностроении 20-23%.
В то время как экономически обоснованный показатель должен составлять57-65%.
Увеличениедолизаработнойплатывсебестоимостипродукции хотя бы до 40% – общая наша задача, которую можно достичь, втомчислезасчет снижения непроизводственныхзатрат.
– Возможно ли решить проблему диспропорции в оплате труда руководителей и работников?
– Сегодня сохраняется необоснованная дифференциация заработной платы по видам экономической деятельности, между профессиональными группами, а также между руководителями и работниками организаций.
На многих предприятиях округа сохраняется диспропорция между оплатой труда управленческого персонала и рабочих основных профессий, а повышение средней заработной платы происходит, как правило, за счет ее увеличения у высокооплачиваемых категорий работников, что приводит к недопустимому разрыву между средней заработной платой 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников.
Причем наибольший разрыв наблюдается в отраслях имеющих высокие средние показатели. Так в финансовой сфере он составляет 26,7 раза, в строительстве 15,6 раза, в добывающих отраслях 14,6 раза, в обрабатывающих производствах 12 раз.
Именно поэтому волгоградские профсоюзы добиваются принятия областного закона «О регулировании оплаты труда», который устанавливал бы соотношения между размером оплаты труда руководителя организации и средней заработной платой ее работников не более 8. Но даже при отсутствии закона мы рекомендуем профсоюзным организациям включать соответствующие обязательства в коллективные договоры.
В своейдеятельности всем сторонам социального партнерства необходимоучитывать то,чтовысокийуровеньзаработной платы- это не толькоматериальное благосостояние работников, но исредствоповышенияэффективности производстваикачества выпускаемой продукции,а вконечном итоге конкурентоспособности и наращивание экономического потенциала.