В России стали резко поднимать региональные прожиточные минимумы
В России в очередной раз началась эпопея пересмотра размера прожиточного минимума, сообщает общественно-политический портал «Русская планета» . От уровня этого минимума зависит не только определение количества бедных, но и множество других основополагающих механизмов — от системы государственных дотаций до минимального размера оплаты труда, который должен позволять работнику получать доход, обеспечивающий оплату минимально возможных расходов. Работодатель не имеет права платить меньше. Но проблемы начались уже на этапе расчетов: в 61 из 85 российских регионов жизнь «стоила» ниже среднего МРОТ, в то время как в остальных 24 она была дороже.
Помимо чисто регионального неравенства возникла другая проблема — денежная. Одно дело написать красивые пожелания, и совсем другое — их в реальности выполнить. На цифры размера минималки в стране постоянно давит инфляция. Согласно ТК РФ точно такими же темпами должна была, по идее, расти и зарплата, но обеспечить это в реальности не мог никто.
Принудить работодателей поднимать зарплаты через репрессивные методы тоже не представлялось возможным, так как это неизбежно вело к разорению изрядной доли предприятий. Индивидуальные предприниматели, использующие наемный труд, пошли бы «под нож» практически все. Таким образом, исполнение принятого закона оборачивалось резким ростом безработицы со всеми ее негативными последствиями.
Впрочем, необходимо признать, что резерв для выправления ситуации в начале нулевых все же существовал. В действительности страна ниже уровня прожиточного минимума не жила, просто большинство работников получали зарплату по серым и черным схемам. Поэтому на бумаге было одно положение, а в действительности несколько иное. Так что резкое приближение размера МРОТ к прожиточному минимуму (с 22% в 2006 году до 78% в 2009-м) явилось результатом множества мер, предпринятых государством в этот период: от пропагандистских и стимулирующих — например, через снижение НДФЛ до 13% и введения накопительной пенсионной системы — до элементарного «кнута» в виде штрафов, а то и уголовных сроков для уклонявшихся от соблюдения законов работодателей.
К сожалению, следует отметить, что к настоящему времени этот ресурс практически выбран. Примерно с 2010 года стоимость жизни опять обогнала темпы роста МРОТ, а «выводить из тени» уже практически некого, то есть налоговая база больше не расширяется. Поднимать сами налоги — проблемно и даже рискованно, а новых налогоплательщиков взять неоткуда. Любое повышение прожиточного минимума автоматически тянет за собой увеличение выплат из бюджета, причем не только в виде субсидий малоимущим, но и всего комплекса социальных выплат, которые либо привязаны к ней напрямую, либо рассчитываются на основе МРОТ. Бюджет попал в тупик.
С учетом разрыва между размером среднего значения прожиточного минимума в целом по стране и его величины в каждом отдельном регионе в 2013 году в 56 субъектах РФ МРОТ выходил больше, чем этот самый прожиточный минимум.
Теперь средний прожиточный минимум по стране становится величиной исключительно статистической. Для докладов. За основу финансовых расчетов бюджета в 2016 году будут браться его региональные значения, те самые, которые так сильно отличаются по стране. МРОТ жестко привязывается к ним в виде конкретной величины в процентах.
В результате получается странная ситуация. Переход от среднего размера прожиточного минимума к региональному автоматически оборачивается сокращением региональных МРОТ, а значит, и уменьшением сумм всех платежей и начислений, к ним привязанных. Причем существенным уменьшением. Такое чревато существенным обострением социальной напряженности. Чтобы не допустить «шоковой реформы», регионам разрешено самостоятельно пересчитать потребительскую корзину и даже несколько изменить ее состав.
В Конституции РФ содержится формулировка «вознаграждение за труд», которое должно быть не ниже МРОТ, установленного федеральным законом. А в Трудовом кодексе сказано, что доход работника формируется из трех составляющих: собственно зарплаты, а также стимулирующих и компенсационных выплат. Это порождает обширную неопределенность. Если доход состоит из постоянной зарплаты и бонуса, зависящего, к примеру, от ключевых показателей эффективности или выполнения плана по продажам, то какая часть этого дохода должна быть не меньше МРОТ: вся, вместе с бонусом или только так называемый голый оклад? Ответа на этот вопрос нет по сей день. Профсоюзы настаивают на втором варианте, а в регионах для улучшения отчетных показателей в расчет МРОТ начинают включать все.
Чем закончится этот парад противоречий, сказать сложно: расчеты только идут, цифры принимаются в регионах, но пока не утверждены центром. Но по открытым источникам известно, что в целом федеральный центр идет навстречу регионам и позволяет им значительно поднимать свои прожиточные уровни. Таким образом, получается, что реальные размеры минимальных пенсий, пособий на детей и прочих социальных выплат на местах в I квартале 2016 года несколько возрастут. Да и получателей субсидий тоже станет больше. При этом общая дополнительная нагрузка на расходную часть бюджета в 2016 году возрастет всего на 22,6 млрд руб.
В действительности, считают эксперты, выполнить требование ст. 133 ТК РФ можно лишь путем увеличения масштабов экономики страны, то есть наращивания числа рабочих мест и повышения общей деловой активности, что обычно приводит к росту размеров зарплат.
Согласно решению Правительства РФ, с 1 января 2016 года МРОТ в России должен составить 6203,6 рубля.