О новых правилах мониторинга рынка труда
Безработица в РФ далека от критических значений и не вызывает особых опасений, тем более что число вакансий превышает численность зарегистрированных безработных – постоянно говорят наши чиновники. Однако в правительстве, похоже, уже не очень доверяют официальной статистике. Премьер Дмитрий Медведев объявил о начале ежемесячных замеров нового показателя – уровня социальной напряженности на рынке труда с учетом притока гастарбайтеров. Между тем даже по официальным данным число безработных выросло на полмиллиона человек. Число легальных рабочих мест сокращается. Больше четверти безработных не могут найти работу уже больше года. При этом реальная зарплата в стране упала за год почти на 10%.
Правительство РФ опубликовало постановление о новых правилах мониторинга рынка труда. Кроме традиционных показателей уровня безработицы и числа вакансий правительство будет использовать новый индикатор – социальную напряженность на рынке труда. «Мониторинг будет проводиться ежемесячно на основании сведений о привлечении работодателями или заказчиками работ (услуг) иностранных граждан (предоставляется ФМС России), о численности граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу (предоставляется Рострудом), а также на основании официальной статистики Росстата о занятости населения», – говорится в пояснении к постановлению. Если в каком-то регионе уровень безработицы и социальной напряженности достигнет критической отметки, то трудоустройство местного населения станет приоритетом, а региональные власти могут приостановить выдачу патентов для иностранных работников.
Между тем в целом по стране особого позитива на рынке труда Росстат не отмечает. За последние 12 месяцев число замещенных рабочих мест снизилось на 2%. Сезонные колебания показывают обычное осеннее снижение безработицы. Но если сезонность отстранить, то очевиден стабильный рост безработицы. Сегодня не могут найти работу более 4 млн человек. Безработица в значительной степени является застойной – сообщает Росстат. Из 1,4 млн безработных сельских жителей треть искали работу 12 месяцев и более. В городе картина лишь чуть лучше. Из 2,7 млн безработных городских жителей более года не могли найти работу почти четверть (23,8%).
Однако, как сообщила журналистам вице-премьер Ольга Голодец, уровень безработицы стабильный – 5,3% в среднем за последние два года. По ее словам, сейчас на рынке труда якобы имеется более 1 млн вакансий. Но на самом деле значительная часть этих вакасий – липовые, о чем «НГ» уже писала (см. «НГ» от 01.09.15). В государственной базе данных много фиктивных вакансий с зарплатой ниже прожиточного минимума (5–6 тыс. руб. в месяц) при тяжелой и ответственной работе.
Многие специалисты рынка труда также считают, что ситуация с безработицей пока не критическая. Оставшиеся на рынке компании уже в основном приспособились к условиям кризиса и проводят уравновешенную кадровую политику. Исследовательский центр портала Superjob сообщает, что в третьем квартале 2015 года индекс кадрового здоровья компаний (измеряется на основе изучения данных по сокращениям персонала, набору сотрудников, задержкам заработной платы, ее индексации и настроению в коллективе) вырос на 2% по сравнению со вторым кварталом и составил 63,2 пункта.
Лучше всего дела обстоят у компаний IT-отрасли и предприятий по оптовым продажам, говорит старший аналитик Superjob Дарья Шурыгина. Основные тренды в IT-сфере и оптовых продажах – повышение зарплаты и рост темпов подбора персонала.
Неплохо чувствует себя логистика. В третьем квартале индекс кадрового здоровья вырос более чем на 40%. В розничной торговле многие компании проводят индексацию зарплат персоналу, а кроме того, снизилось число компаний, увольняющих сотрудников. По словам Шурыгиной, сильнее всего кризис ударил по банкам, строительству и промкомпаниям: они меньше объявляют о вакансиях и реже индексируют зарплату. По итогам сентября 2015 года Росстат зафиксировал, что реальная зарплата упала в среднем по стране на 9,7%. По оценкам независимых экспертов, падение зарплат может быть еще больше.
Реальная зарплата у многих просела на 30–40%, говорит директор по персоналу компании «ТехноНиколь» Елена Ясинецкая. И работодатели не готовы компенсировать столь серьезные потери реальных доходов населения. «Индексация зарплат на рынке все же отмечается. Более половины компаний заявляют о подобных планах», – говорит Ясинецкая.
Между тем именно материальная мотивация остается главным стимулом для работающего населения. Об этом свидетельствуют данные опроса исследовательского холдинга «Ромир» «Россия. 10 лет спустя».
Согласно результатам опроса, люди ходят на работу в основном ради денег. В общей сложности 81% респондентов заявили, что работа является для них средством обеспечения семьи и себя лично. В 2004 году таких ответов было еще больше – 88%. При этом в «Ромире» отмечают, что фактор возможности реализации личных способностей стал чуть более важным, чем хороший коллектив: 16% против 15% в 2004 году. Почти вдвое сократилась доля тех, кто работает на нынешнем месте из-за отсутствия других альтернатив, – 7% против 13% в 2004 году. То есть возможности выбора работы в настоящее время все же расширились. Однако не для всех специальностей.
Эксперты рынка труда считают, что в кризис наименее востребованы либо узкоспециализированные сотрудники с редкими профессиями, либо работники отраслей, которые переживают самую масштабную оптимизацию затрат и первыми попадают под удар в связи со спадом экономической активности. «Сокращения идут не только в банках и строительстве, но и в госсекторе, – говорит управляющий директор Hedge.pro Илья Бутурлин. – На одну вакансию в госсекторе приходится 28 резюме».
Самыми же востребованными становятся специалисты, которые помогают компании остаться на плаву и усилить позиции. К таким позициям, например, относят менеджеров по продажам. «Способные управленцы с антикризисным уклоном также будут востребованы. Улучшение отношений с клиентами, клиентский сервис становится важным элементом в бизнес-процессах компании, поэтому требуются талантливые маркетологи и клиентские менеджеры», – говорит Ясинецкая.
«Ситуация в частном секторе больше похожа на традиционную рыночную модель: растет безработица, рабочая сила дешевеет, предприятия имеют возможность набирать квалифицированные кадры за меньшие деньги. Именно это и становится текущим трендом», – полагает управляющий партнер консалтинговой компании Heads Александр Базыкин. «Самый тяжелый период вот-вот останется позади, поэтому нужно подготовиться к моменту оживления на рынке труда и заняться, например, повышением квалификации и приобретением новых навыков», – советует Ясинецкая.
Источник Независимая газета