Какое министерство дальше от народа?
Ближайшие перспективы глазами двух министерств
На прошедшей неделе два ведомства России - Минфин и Минэкономразвития - провели крупные мероприятия. И поразили всех своими взглядами на “социальность”. Одному ведомству кажется, что индексация пенсий - это антикризисная социальная мера. Другому и вовсе показалось крайне социальным посвятить россиян в таинство пользы накопления денег. О том, какое министерство оторвалось дальше от народа, читатели могут судить сами, прочитав нижеследующий текст.
20 октября состоялось заседание Общественного совета при Министерстве экономического развития Российской Федерации. Собравшиеся обсуждали реализацию антикризисного плана на 2015 год.
Не то чтобы широкая общественность вообще была в курсе того, что ведутся какие-то широкомасштабные, системные действия по преодолению кризиса. Для многих россиян это, скорее, откровение, ведь и ведомства, и первые лица государства в этом году неоднократно заявляли, что никакого кризиса нет. Впрочем, отчет о реализации антикризисного плана показал, что широкой общественности всей глубины замысла, возможно, и не понять.
- На сегодня считаются выполненными и снятыми с контроля 21 пункт плана (из 60. - П.С.), - заявил замминистра Олег Фомичев в ходе заседания. - Финансовые параметры предусмотрены по 27 пунктам.
Думаете, пункт считается выполненным, когда меры приняты и имели экономическую отдачу? Не угадали. Пункт считается выполненным, когда “разработана нормативная документация”. Документы приняты? Приняты. План выполнен.
ИНДЕКСАЦИЯ ТОЛЬКО В КРИЗИС
Впрочем, несправедливо было бы утверждать, что совсем никаких мер не принималось и не вкладывалось никаких денег. По словам замминистра, триллион рублей государство пустило на поддержание банковской системы. Около 200 млрд рублей - на поддержку закредитованных регионов, не справляющихся со своими обязательствами. С гордостью было отмечено, что вкладывалось государство и в социальные расходы:
- индексация пенсий - 188 млрд рублей,
- поддержка мероприятий по снижению напряженности на рынке труда - 52,2 млрд рублей,
- расширение использования возможностей материнского капитала - 54,2 млрд рублей.
Корреспондент “Солидарности” с большим удивлением узнал, что индексация пенсий - это антикризисная мера. До этого момента индексация пенсий казалась гарантированным выполнением государством своих обязательств, прописанных в федеральном законодательстве. А без антикризисного плана - что, пенсии индексировать не станут и на требования закона наплюют?
Еще удивительнее было узнать, что антикризисной мерой по поддержке сельского хозяйства министерство считает помощь, оказанную сельхозпроизводителям, которые пострадали от чрезвычайных ситуаций (50 млрд рублей). Оправимся от кризиса - и перестанем расходовать на это средства?
А “расширение использования возможностей материнского капитала”, на которое, между прочим, потратили аж на 2 млрд рублей больше, чем на помощь сельхозпроизводителям, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, вообще осталось за гранью понимания. Автор доклада так и не пояснил, как же расширились эти возможности, почему это расширение потребовало миллиардов рублей и почему это должно как-то повлиять на экономический кризис.
- А была ли экономическая отдача от выполнения антикризисного плана? - поинтересовались участники заседания.
Ответ был крайне уклончив и свелся к тому, что подсчитать эффективность мер невозможно, но триллион, отданный банковской системе, наверняка пошел на пользу экономике.
ЧЕГО ДОСТИГЛИ
Впрочем, возможно, в будущем году нас не ждет уже ни индексация, ни “расширение возможностей”. По словам Олега Фомичева, Минэкономразвития не планирует разрабатывать новый антикризисный план на 2016 год - никакой, мол, необходимости в том нет: “Нам нужно возвращаться к плановой работе в рамках основных направлений деятельности правительства и балансировать краткосрочные меры, которые и так принимаются, с мерами, необходимыми для того, чтобы дальше развиваться”.
Выходит, кризис, с точки зрения министерства, можно считать преодоленным? Вот небольшая выборка экономических показателей, “достигнутых” страной за девять месяцев этого года и приведенных самим министерством:
“А”-СПРАВКА
Достижения России (по версии МЭРТ):
ВВП: –3,8%
Промышленность: –3,2%
Сельское хозяйство: 2,4%
Номинальная зарплата: 5,5%
Реальная зарплата: –9,0%
Реальные располагаемые денежные доходы населения: –3,3%
НЕСДЕРЖАННЫЙ ОПТИМИЗМ
Падение ВВП, показателей промышленности, реальной заработной платы и доходов населения... Картина как раз похожа на кризисную. Однако министерство полагает, что в будущем году проблемы решатся без всяких антикризисных планов. Вероятно, сами собой.
- В следующем году мы ориентируемся на относительно стабильную внешнюю конъюнктуру, преодоление трудностей мировой экономики, - сказал директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Кирилл Тремасов. - Мы ожидаем, что цены на сырье останутся стабильными. Рост российской экономики прогнозируется в пределах 0,7%. Промышленный рост возобновится и ускорится до 2% к 2018 году. Реальные располагаемые доходы населения вновь сократятся на 0,7% в 2016 году в связи с жесткой индексацией. Уровень безработицы останется стабильным.
Почему министерство полно оптимизма? Оно считает, что цены на нефть больше не будут падать.
“А”-СПРАВКА
Цены на нефть Urals долл./барр. (по версии МЭРТ):
2014 - 97,6
2015 - 53,0
2016 - 50,0
2017 - 52,0
2018 - 55,0
Правда, уже сейчас цена за баррель на пять долларов ниже той, от которой отталкивалось ведомство. При этом в середине сентября Центробанк заявил, что наихудший сценарий развития ситуации предполагает, что цена нефти станет “очень ниже” сорока долларов. Источники в ЦБ сообщали информагентствам, что рассматривалась цена 35 долларов, но о ней не стали заявлять публично - “чтобы не пугать народ”.
НЕ ВЕРЬТЕ В ПЕНСИЮ
Тем временем другое министерство, Минфин, занялось повышением финансовой грамотности населения. Для справки: еще летом 2011 года совместно с Всемирным банком был запущен проект по повышению финансовой грамотности учащихся школ и студентов вузов, а также взрослого населения России, имеющего низкий и средний уровень доходов. Программа заработала в прошлом году, рассчитана на пять лет. И обойдется стране в 113 млн долларов, из которых около 88 млн должны быть выделены из бюджета, а остальные средства - взяты взаймы у Всемирного банка.
22 октября состоялся второй всероссийский экзамен по финансовой грамотности. Он проходил одновременно в 42 регионах. Часть из них даже была на видеосвязи с Москвой.
Мероприятие получилось жизнерадостным. А кое-где - и курьезным. В Калининграде, например, за одну парту усадили региональных министров образования и финансов. Они сказали, что сдали тест на “пять с минусом”. Потому что столкнулись с противоречием, которое отметили все участники: на вопросы типа “ведете ли вы семейный бюджет” или “откладываете ли деньги на старость” можно отвечать либо честно, либо “правильно”. И за честность пятерки вы не получите.
К слову, к вопросам теста было немало претензий - многие из вопросов не были точны с точки зрения финансистов. А с точки зрения корреспондента “Солидарности”, тоже поучаствовавшего в экзамене, часть вопросов еще и не была этичной. Скажем, неправильным считается любой вариант ответа, предполагающий, что вы не откладываете денег. Посыл понятный: Минфин считает, что не откладывать деньги - недопустимо.
Но вот казус - уже с десятилетие именно Минфин противостоит увеличению минимального размера оплаты труда хотя бы до прожиточного минимума! Сейчас соотношение МРОТ/ПМ стремится к 50%. А МРОТ у нас получают более 10% россиян. То есть миллионы людей получают примерно в два раза меньше денег, чем нужно для выживания, а Минфин вместо прибавки к заработной плате предполагает помочь этим людям намеками о необходимости копить деньги. Да еще называет это гордо “социальным проектом” и тратит на него немалые бюджетные средства.
На вопрос корреспондента “Солидарности” об этичности подобной постановки вопроса представитель министерства ответил, что да, вопрос сложный, но ведь именно этим людям с небольшими доходами надо объяснять, что нельзя пользоваться услугами микрокредитных организаций, где начисляют очень высокие проценты за пользование кредитом.
Так что, дорогие получатели МРОТ, не берите кредиты под высокие проценты. От этого у нас министерства начинают нервничать и тратить миллионы долларов на социальные программы, а потом на повышение зарплат не хватает...
И на прощание делимся со всеми читателями одним из вопросов теста по финансовой грамотности:
“Откладываете ли вы средства на жизнь на пенсии?
1) Нет, я не откладываю средств, так как в старости буду жить за счет других источников дохода (помощь близких, подсобное хозяйство, подработки, недвижимость).
2) Да, я откладываю средства и считаю, что в старости смогу на них жить.
3) Я доверяю этот вопрос государству и самостоятельных действий не предпринимаю.
4) Нет, не откладываю - достаточно того, что работодатель отчисляет взносы в Пенсионный фонд с моей зарплаты.
5) Я пока не думаю о пенсии.
6) Я уже пенсионер”.
Как вы, наверное, сами догадались, правильно либо уже быть пенсионером, либо копить на пенсию. Таким образом, Минфин впрямую заявил, что полагаться на государство и Пенсионный фонд - неправильно. Жаль, это нельзя считать официальным заявлением.
Полина Самойлова
Источник :Солидарность"