Правительство предлагает не индексировать пенсии
В письме, адресованном российской трехсторонней комиссии, говорится, что "В соответствии с решением рабочей группы от 20 октября 2015 года по социальному страхованию, социальной защите, отраслям социальной сферы Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, направляет замечания и предложения к проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О страховых пенсиях», приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации и об особенностях индексации социальных пенсий, увеличения страховых пенсий и фиксированных выплат к ним» (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2017 гбда действие ряда статей Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», определяющих порядок индексации социальных пенсий, порядок ежегодного увеличения и установления стоимости одного пенсионного
коэффициента для установления страховой пенсии, порядок индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также порядок ежегодной корректировки (увеличения) размера страховой пенсии. Законопроектом вводится ограничение на индексацию страховой пенсии работающим пенсионерам в бессрочном порядке.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, предложения по снижению индексации социальных и страховых пенсий, а также по отмене индексации страховых пенсий работающим пенсионерам связаны со сложившейся неблагоприятной финансово-экономической ситуацией в стране. Законопроект вносится в Государственную Думу совместно с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» и , по мнению разработчиков законопроекта, обеспечит экономию расходов федерального бюджета в 2016 году в размере 499,52 млрд, рублей.
При этом предложенными нормами законопроекта меняются принципы социального страхования. Несмотря на то, что бюджет принимается только на один год, предложенные изменения по порядку неиндексации пенсий работающим пенсионерам не имеют временного ограничения, т.е. при изменении социально-экономической ситуации они будут продолжать действовать.
Законопроектом предлагается с 1 февраля 2016 года провести индексацию социальных и страховых пенсий на 4%, что должно соответствовать законодательному порядку регулярной компенсации инфляционных потерь пенсионерам за прошедший период 2015 года. Однако уровень инфляция за 2015 год составит 12,2%.
С 201,2 года индексация пенсии ежегодно осуществляется в пониженном “ размере, что привело к снижению ее покупательной способности за три прошедших года. Так, в 2015 году соотношение среднего размера пенсии с прожиточным минимумом составляет 156,1 %, а при принятии данного законопроекта это соотношение будет снижено до 149,2 %. Таким образом, нарушается конституционное право граждан, закрепленное в статьях 7 и 55 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года, запрещающее умалять право граждан на достойную жизнь и свободное развитие.
Предлагаемые законопроектом меры могут быть реализованы только в ситуации, предусмотренной статьей 56 Конституции РФ, то есть в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя, в соответствии с федеральным конституционным законом, устанавливающим отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. В настоящее время чрезвычайное положение в стране не объявлено.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту отсутствуют расчёты затрат на администрирование нововведений чёрез Пенсионный фонд Российской Федерации. По оценке, проведенной профсоюзными экспертами, требующиеся организационно¬
административные расходы существенно снизят экономический эффект от внедряемых мер.
Законопроект был представлен для рассмотрения на заседании рабочей группы по социальному страхованию, социальной защите, развитию отраслей социальной сферы Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений после рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации 15 октября 2015 года, что, согласно статье 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации, является нарушением порядка рассмотрения проекта федерального закона. На момент рассмотрения рабочей группой Комиссии законопроект был согласован только с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации, не проведены общественные обсуждения ни на одной из дискуссионных площадок гражданского общества".
С учётом вышеизложенного сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, не поддерживает проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О страховых пенсиях», приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации и об особенностях индексации социальных пенсий, увеличения страховых пенсий и фиксированных выплат к ним».