Позиция профсоюзов - неизменна
Состоялось X заседание Совета Территориального объединения организаций профсоюзов Волгоградской области «Волгоградский областной Совет профессиональных союзов»
решение
Негативные процессы, происходящие сегодня в экономике страны и региона, зеркально отражаются в социальной сфере. Объективно оценивая сложность ситуации, в которой находится страна, профсоюзы не могут согласиться с тем, что органы власти перекладывают решение экономических проблем на плечи трудящихся и членов их семей.
В проектах федерального и регионального бюджетов на будущий год значительно снижены расходные обязательства государства в сфере здравоохранения, образования, культуры. В связи с ростом тарифов на услуги ЖКХ, цен на товары первой необходимости реальная зарплата, по данным Волгоградстата, снизилась более чем на 9 процентов, а по оценкам экспертов - от 20 до 50 процентов. Количество официально зарегистрированных безработных за год в регионе выросло на 5 процентов и составляет уже 13 тысяч человек. Наступающий 2016 год не обещает радужных перспектив. МРОТ будет повышен всего лишь на 239 рублей. Индексация пенсий предусмотрена лишь на 4 процента – т.е. в разы ниже официальной инфляции. Индексации зарплаты бюджетников не будет уже второй год. Не планируется и индексация стипендий.
Председатель ФНПР Михаил Шмаков многократно в Обращениях к федеральной власти заявлял, что государству пора прекратить отбирать у трудящихся последние копейки.
Всё это – серьезные вызовы для профсоюзов. Поэтому не случайно, чтоодной из главных тем повестки заседания Совета стал вопрос о позиции профсоюзов по проекту социального кодекса Волгоградской области, затрагивающего интересы около 2 миллионов жителей региона. С основным докладом по данному вопросу выступила Татьяна Гензе, заместитель председателя облсовпрофа.
Сегодня ударом для трудящихся, а значит, для профсоюзов, стало дальнейшее наступление на их социальные гарантии. Облсовпроф направил письмо Президенту РФ о недопустимости в сложных экономических условиях ущемлять права трудящихся и членов их семей на получение мер соцподдержки, ссылаясь на дефицит бюджетов. Участники профсоюзной акции 7 октября публично заявили свою позицию по этому вопросу. И, надо отметить, усилия профсоюзов не безрезультатны.
В ответе на письмо Президенту РФ было официально сказано, что Минтруд учел ряд существенных замечаний. Главное - размер федеральных субсидий регионам теперь не будет зависеть от факта установления субъектами критериев нуждаемости. Более того, регионы вправе вообще не применять критерии нуждаемости при предоставлении мер соцподдержки. Из законопроекта исключается норма о введении критериев нуждаемости в отношении льгот медицинским и педагогическим работникам, проживающим в сельской местности. Сохраняются ведомственные награды в перечне оснований для получения почетного звания «Ветеран труда».
Игнорируя данную позицию Минтруда, и не дожидаясь принятия федеральных законов, областная дума в спешном порядке разрабатывает и принимает в первом чтении, так называемый, Социальный кодекс. Разумеется, без согласования с профсоюзами. Областной Совет профсоюзов направил обращение каждому депутату областной Думы, Губернатору, в Общероссийский народный фронт и Общественную палату области с призывом вникнуть в смысл законопроекта и оценить неминуемые негативные последствия в случае принятия антинародного Социального Кодекса области.
С принятием закона будет пересмотрена вся система социальной поддержки миллионов жителей области. На обочину выбрасываются десятки категорий получателей различных льгот и пособий если их доход превысит 1-1,5 величины прожиточного минимума. Ветераны труда области теряют ежемесячные выплаты и бесплатный проезд. Сельские медработники и работники социальных учреждений, учреждений культуры, дополнительного образования и многодетные семьи лишатся компенсации на коммунальные услуги. Многодетные - ежеквартальных выплат на детей и дотации для подготовки к школе. Матери перестанут получать дополнительные пособия при рождении ребёнка. Родителям останутся без компенсации за детский сад и питание детей в школах.
Кроме того, вне зависимости от доходов льготников областные законодатели намерены отменить региональные льготы кормящим матерям, малоимущим беременным женщинам, не выплачивать региональный родительский капитал и пособие детям и родителям военнослужащих, погибших при исполнении и т.д.
Цель Социального кодекса Волгоградской области - экономия бюджетных средств. Разработчики даже определили сумму экономии – 2 млрд. 200 млн. рублей. На какие нужды направятся отобранные по 500 рублей в месяц у каждой кормящей матери и у ветерана труда по 558 рублей. Из положений кодекса ясно, что эти деньги не перераспеределятся в пользу оставшихся льготополучателей.
Профсоюзы выступают резко против принятия кодекса. Тем более, что областной бюджет на 2016 год сверстан с профицитом в 4,3 млрд. рублей. Иными словами, в регионе нет критической ситуации с финансами. Бюджет вполне способен справиться с реализацией ныне действующей системы социальных льгот населению.
Лидеры отраслевых профсоюзных организаций высказали общую обеспокоенность тем, что в сегодняшнее непростое для страны время региональная власть не проводит целенаправленную работу по поддержке трудящихся и членов их семей от инфляции, сохранению их доходов. Проект социального кодекса Волгоградской области, по их мнению, направлен на снижение уровня социальной защиты трудящихся и членов их семей.
Владимир Стариков, председатель областного Совета профсоюзов, резюмируя выступления, отметил:
- Профсоюзы не согласны, что борьба с экономическим кризисом должна заключаться в экономии на льготниках. За кризис должны заплатить те, кто является главным получателем сверхдоходов. Сегодня проект Социального кодекса вступил в явное противоречие с конституционными нормами. Им попирается 55 статья Конституции РФ, где говорится, о том, что «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие права и свободы гражданина», а также ст. 4 Гражданского кодекса, согласно которой законодательные акты не имеют обратной силы.
В результате бурного обсуждения, члены Совета облсовпрофа единогласно приняли решение объявить акцию по сбору подписей в трудовых коллективов региона в поддержку Заявления профсоюзов о недопустимости принятия социального кодекса Волгоградской области.
Разграничить полномочия
Следующим вопросом заседания Совета облсовпрофа стало рассмотрение деятельности профсоюзов по реализации законодательства, регулирующего специальную оценку труда.
Одним из определяющих направлений, устанавливающих работникам гарантии и компенсации, является вступивший в действие с 1 января 2014 года федеральный закон «О специальной оценке условий труда». Данным законом определена прямая зависимость предоставления компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда от результатов специальной оценки. Понимая важность данного вопроса облсовпроф и его членские организации в течение 2014 - 2015 годов выработали систему мер, направленную на защиту прав работников – членов профсоюза в рамках реализации СОУТ.
Для предоставления компенсаций работникам, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, широко используется колдоговорное регулирование. Совместными усилиями социальных партнеров сохранены компенсации по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест, отмененных СОУТ.
Проведенный облсовпрофом и членскими организациями мониторинг СОУТ показал, что специальная оценка условий труда за два неполных года проведана в 491 организации региона, где действуют профсоюзы. В целом, условия труда обследованы более чем на 25 тысячах рабочих местах. Кроме того, в рамках профсоюзного контроля техническими инспекторами труда профсоюзов выполнено 58 тематических проверок по контролю за ходом проведения СОУТ, по результатам которых свыше 140 выявленных замечаний устранены
- За период работы в условиях СОУТ мы убедились в несовершенстве и противоречиях нормативных документов. Результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах, вызывают недовольство все большее количество работников разных предприятий. Многие категории работников лишаются гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, а так же права учета стажа на досрочную пенсию. Одновременно, на федеральном уровне, внесены изменения и дополнения в законодательные акты, регулирующие трудовые и социальные права граждан. В том числе, в одностороннем порядке, без согласования с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, повышен порог вредности (классы условий труда), начиная с которых работник может рассчитывать на получение гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях. Надо ли понимать, что государство, вступая в очередную фазу развития капитализма, начинает наступление на ранее закрепленные трудовым законодательством гарантии? - говорит заместитель председателя облсовпрофа Алексей Радькин.
Злободневность проблемы подтверждается статистикой. В Волгоградской области доля занятых в неблагоприятных условиях труда за последние два года возросла в 1,2 раза и составляет 38 процентов от числа всех работающих. Правом на льготную пенсию (по спискам № 1 и № 2) пользуется каждый третий работник химических отраслей промышленности, каждый пятый железнодорожник и работник автосельхозмашиностроения, а среди работников нефтеперерабатывающей отрасли этот показатель составляет 14 процентов. Устойчивая тенденция роста числа рабочих мест с вредными условиями труда, а также занятых на них работников, обусловила высокий уровень доли профессиональной патологии. В 2014 году зарегистрировано 55 случаев профессиональных заболеваний у 31 работника, при этом у каждого второго установлено сразу два и более диагноза.
В результате применения Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов и Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденных в январе 2014 года приказом Министерства труда и социального развития РФ, работодатели получили уменьшение выплат по страховым взносам и компенсациям работникам, а оценивающие организации ускоренное получение своей доли дохода. По мнению Алексея Радькина, методика проведения и Закон о СОУТ допускают отступления от практики нормирования условий труда и, скорее, направлены не на устранение вредных и опасных факторов, а на их сокрытие. К тому же процедура идентификации в отношении объектов носит выборочный, а значит - дискриминационный характер. В итоге на предприятиях нефтегазового комплекса, металлургического, химического и других производств, в отличие от аттестации рабочих мест, не предусмотрены измерения и исследования по таким показателям, как: микроклимат на открытой территории, естественное освещение, коэффициент пульсации, электромагнитные поля от компьютера, травмопасность на рабочих местах, психологические и эмоциональные нагрузки, освещённость рабочей поверхности в производственных помещениях.
По солидарному мнению членов Совета облсовпрофа, такое положение стало возможным потому, что Минтруд России возложил на себя не свойственные ему функции Роспотребнадзора по установлению нормативов уровней вредных факторов, при этом игнорируя требования действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Например, металлурги длительное время не могли договориться по точкам замера освещённости для крановщиков мостовых кранов (профсоюз требовал измерять освещённость всего цеха, а эксперт настаивал только в кабине кранового). В организациях железнодорожного транспорта после проведения СОУТ машинисты тепловоза, помощников машиниста электровоза из класса 3.2 переведены в класс 3.1. В организациях народного образования и здравоохранения проблема заключается также и в ограничении наименований факторов производственной среды и трудового процесса. А в целом происходит снижение итоговой оценки при установлении класса условий труда на рабочем месте и ведет к снижению гарантий работников и не обеспечивает установление необходимых критериев для предоставления досрочной пенсии.
Законом о СОУТ напрямую предусмотрены широкие права профсоюзов на участие в специальной оценке и возможность влиять на её результаты. И здесь невозможно переоценить роль профсоюзов, участвующих в работе комиссий по спецоценке.
Для реализации законодательства, регулирующего специальную оценку условий труда, и улучшения ситуации по защите работников Волгоградский облсовпроф считает необходимым отстаивать конституционное право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, а так же на полную и достоверную информацию об условиях труда на конкретном рабочем месте. Без мнения профсоюзов не может быть сформировано техническое задание на экспертизу рабочего места, определены места и способы инструментальных замеров на каждом рабочем месте, а самое главное - приняты результаты спецоценки рабочего места.
Учитывая значимость для здоровья и жизни условий труда на каждом рабочем месте и необходимости сохранения уровня социальной защищённости работников при проведении специальной оценки условий труда, Совет Волгоградского облсовпрофа принял Обращение к Правительству Российской Федерации «О разграничении полномочий между Минтрудом РФ и Роспотребнадзором».
- К сфере регулирования Минтруда РФ предлагаем отнести такие факторы риска, как техника, технология, организация безопасного труда, профессиональная подготовка персонала, проведение профилактической работы по охране труда, травмобезопасность, оценка превентивных мер по снижению травматизма, средства индивидуальной защиты. К сфере Роспотребнадзора отнести - нормирование и установление требований к факторам производственной среды, а также установление количественных закономерностей возникновения профессиональных заболеваний работников и механизмов их предупреждения, - говорится в Обращении.