Заложники обстоятельств
Работники еще недавно стабильно работающего Камышинского предприятия АО «Газпром-кран», входящего в «Независимую ассоциацию машиностроителей», более трех месяцев не получают зарплату, а сам завод находится в затяжном режиме простоя.
- Причина задолженности по выплате заработной платы и приостановки работы предприятия в том, что собственник изъял финансовые средства из оборота завода ещё в 2014 году, оставив предприятие под непосильным кредитным бременем. Почему? Дать достоверную информацию по этому вопросу может только сам предполагаемый собственник президент группы компаний «НАМС» господин Баринов. Заложниками ситуации стали более шестисот человек – от рабочих до генерального директора, в отношении которого может быть возбуждено уголовное дело за задержку заработной платы. Мрачная перспектива сокращения персонала и ликвидации некогда одного из ведущих машиностроительных предприятий региона повлечет негативные социальные последствия, прежде всего для муниципального образования г. Камышин - комментирует Антон Сосин, председатель Волгоградской областной организации профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ.
Пути решения данной проблемы не раз обсуждались на коллегиальных органах областной организации отраслевого профсоюза, от имени обкома были направлены письма в адрес ЦК отраслевого профсоюза, региональных властей и основного акционера холдинга, в состав которого входит Камышинский «Газпром Кран», с просьбой принять меры по соблюдению трудовых прав работников и не допустить закрытия ещё одного промышленного объекта в регионе. Необходимо отметить, что посильную помощь предприятию оказывает региональная власть, в лице профильного комитета.
Как выяснилось, в этой беде завод не одинок. Почти одновременно все предприятия, входящие в холдинг «Независимая ассоциация машиностроителей», остановили свое производство из-за нехватки оборотных средств. Хотя благодаря объявленным России санкциям перед промышленниками открылись новые возможности, которые, при умелой организации бизнеса, могли бы увеличить рентабельность каждого завода в отдельности и всего холдинга в целом. К сожалению, эти возможности остались нереализованными, а остановившееся производство повлекло за собой не только долги по заработной плате работникам, но и энергоснабжающим организациям, поставщикам сырья и комплектующих, пенсионному фонду, бюджету в виде налоговых отчислений.
Вопрос финансового оздоровления предприятий группы НАМС и запуска производств обсуждался на уровне Министерства промышленности и торговли РФ. На совещании в Москве главным вопросом стала проблема докапитализации и реструктуризации задолженности НАМСа.
В частности, собственнику холдинга было предложено принять помощь инвесторов, намеревающихся вложить капитал в замороженные производства, или приобрести акции предприятия. Ответа, тем не менее, не поступило. Даже, несмотря на готовность банковских структур пойти на определенные уступки.
- Поскольку основной деятельностью АО «Газпром-кран» является проектирование и производство подъемно-транспортных машин и оборудования, выпуск кранов и крановых установок грузоподъемностью большой мощности, в том числе машин и оборудования для добычи полезных ископаемых, гидравлической техники и металлических конструкций различной степени сложности, то руководством предприятия и нами неоднократно предлагалось включить в федеральную Программу импортозамещения для нужд Министерства обороны РФ кран военного назначения, наше предприятие единственное в стране, которое может производить технику такого класса. Договор на его производство уже заключен. Уверен, что высокий потенциал и работоспособность трудового коллектива позволяет выполнять более масштабные объемы работ, в разы превышающие сегодняшние. Люди хотят не только получить свою заработную плату, но и сохранить производство. Для этого необходимы меры государственной поддержки в виде гособоронзаказа. При выполнении данного условия расчеты показывают, что реально создание еще как минимум ста рабочих мест, - считает Антон Сосин.
Но это перспективные планы. Чтобы сохранить трудовой коллектив и выполнить обязательства перед работающими необходимы срочные меры. Пока предприятие находится в частной собственности, его будущее и настоящее полностью зависит от воли собственника.
- Ситуация с камышинским АО «Газпром-кран», где уровень профчленства, вопреки тяжелому экономическому положению составляет порядка тридцати процентов, требует вмешательства государства, которому продолжают верить работники предприятия. Здесь речь идет о социальной безответственности собственника. Из открытых источников известно, что холдинг получил кредит на выплату заработной платы, но эти средства до работников так и не дошли. По моему мнению, уже настало время на законодательном уровне установить ответственность собственников предприятий за судьбу трудовых коллективов, а не перекладывать всё на руководителей.
Областная организация отраслевого профсоюза направила письмо Председателю ЦК Профсоюза А.А. Фефелову с просьбой обратиться к С.В. Чемезову Президенту Союза машиностроителей РФ, с которым заключается Отраслевое тарифное соглашение, являющегося одновременно Председателем Совета Директоров холдинга АО «Алмаз-Антей»- заказчика техники в рамках ГОЗ, чтобы он поддержал программу руководства завода по выводу АО «Газпром-Кран» из кризиса. А это уже предусматривает погашение долгов по заработной плате и сохранение трудового коллектива предприятия, которое имеет и может исполнять заказы для оборонно-промышленного комплекса страны. Если и это не даст никаких результатов, мы пойдём по пути Ивановских коллег, обратимся к Президенту РФ В.В. Путину с просьбой национализировать предприятие - говорит председатель областной организации профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ Антон Сосин.