Волгоградские железнодорожники обсудили итоги выполнения коллективных договоров
Честная работа на общий результат
Волгоградские железнодорожники обсудили итоги выполнения коллективных договоров
В преддверии Дня железнодорожника Территориальная организация Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей провела региональный социально-экономический форум, на котором подвела итоги выполнения коллективных договоров в границах Волгоградского региона Приволжской железной дороги в первом полугодии 2016 года. С докладом на форуме выступил председатель региональной профсоюзной организации Николай Епишин.
Главная задача профсоюза
Председатель теркома Роспрофжела отметил, что на всех этапах своей деятельности профсоюз считал главной задачей обеспечение социально-экономической защиты, повышение жизненного уровня работников.
-- В следующем году исполнится 25 лет с момента заключения первого Отраслевого тарифного соглашения, которое заложило систему социального партнерства в железнодорожной отрасли современной России. В ходе переговоров стороны учились понимать друг друга и находить компромиссные решения, -- напомнил Николай Епишин.
В настоящее время Отраслевое соглашение определяет социальную направленность и ответственность бизнеса в железнодорожной отрасли, а Коллективный договор ОАО «РЖД» стал основным социальным документом компании, по сути -- социальным кодексом.
Профсоюзный лидер отметил, что гарантии и льготы в Отраслевом соглашении и Коллективном договоре ОАО «РЖД» -- это результат работы всех трудовых коллективов и экономической борьбы за последние четверть века.
-- Именно потому, что уровень социально-экономической защиты поставлен в прямую зависимость от эффективности нашей работы, разрешите от имени руководства Волгоградского региона и Территориального комитета профсоюза в первую очередь поблагодарить коллектив железнодорожников за добросовестный труд. Несмотря на весьма непростую экономическую ситуацию, в отчетном периоде мы выполнили планы по всем основным показателям, -- отметил Николай Епишин.
Высокий уровень выполнения поставленных задач
Руководитель профсоюзной организации доложил: в связи с утвержденным графиком колдоговорная кампания охватила 48 подразделений Волгоградского региона. Всего годовые итоги совместной работы подводили более 15,5 тысяч работников и более 4 тысяч учащихся и неработающих пенсионеров. Заинтересованность в результате, совместная работа руководителей и профсоюзных лидеров Петроввальской дистанции электроснабжения, ОАО «Волгоградтранспригород», эксплуатационного локомотивного депо Волгоград-пассажирское, Регионального центра связи, сервисного локомотивного депо Петроввальское и других получили положительные оценки работы.
При подведении итогов на региональном и корпоративном уровнях акты о выполнении коллективных договоров стали первоисточниками для обобщения и дальнейшего анализа наработанного опыта. Эти документы показали, что в целом общий уровень выполнения колдоговорных задач достаточно высок.
Но почивать на лаврах рано. Наряду с положительными оценками участники собраний и конференций подняли проблемные вопросы: это бытовые условия на рабочих местах, обеспечение спецодеждой, моющими и обезвреживающими средствами, несвоевременное финансирование запланированных мероприятий по охране труда, проводимое в рамках оптимизации сокращение численности работников, режимы и графики работы. Подобное положение дел грозит невыполнением колдоговорных обязательств, объяснил ситуацию Николай Епишин.
Многие выступления работников были посвящены разработке и заключению нового коллективного договора компании и отраслевого тарифного соглашения. Высказывались мнения о необходимости сохранить в них в полном объеме все льготы и гарантии, закрепленные в действующем коллективном договоре. Все без исключения подразделения Волгоградского региона закрепили это в постановлениях своих конференций.
Реальная защита интересов трудящихся
Железнодорожников волнуют также вопросы, касающиеся заработной платы, в том числе, ее снижение за счет уменьшения выплат по основному премированию и отмены дополнительного премирования. Немало нареканий по-прежнему вызывает механизм передачи функций по управлению и обслуживанию автомобилей на аутсорсинг. Много проблем обозначили на конференциях работники сервисных локомотивных депо. Так, в Сарепте по причине нерентабельности была закрыта единственная производственная столовая. Обращения Волгоградского Теркома о возобновлении ее работы пока не дали результатов. Однако профсоюз не успокаивается, настаивая на том, что фактически закрытие столовой значительно осложнило питание работников, а формально повлекло за собой нарушение Трудового кодекса РФ и федерального законодательства.
На ситуации с сервисными локомотивными депо Николай Епишин остановился отдельно.
-- Воплощение модели полного сервисного обслуживания локомотивного парка, как любая масштабная реформа, проходит не просто. Колдоговорная кампания показала, что здесь осталось очень много нерешенных проблем. В связи с этим в отчетном периоде профсоюзные комитеты сервисных локомотивных депо увеличили количество и качество представлений об устранении допущенных нарушений.
Например, председатель первичной профсоюзной организации сервисного локомотивного депо Петроввальское Сергей Сальников вынес представление, в ответ на которое вновь принятым в депо работникам возмещены расходы, связанные с прохождением предварительных медицинских осмотров, в общей сумме свыше 50 тыс. руб. Работникам также возмещены командировочные расходы на общую сумму 30 тыс. руб. В апреле текущего года работникам депо было возвращено более 1 млн руб. ежемесячной премии.
Аналогичная ситуация сложилась и по возврату премии в сумме свыше 1 млн 300 тыс. рублей после того, как свое представление вынес председатель профкома сервисного локомотивного депо Сарепта Андрей Бочаров.
В перечень проблем, решаемых в ходе колдоговорной кампании, попал вопрос оплаты прохождения работниками медицинского осмотра свыше двух дней. В прошлом, 2015 году, удалось положительно решить вопрос компенсации расходов по проезду к месту прохождения медосмотра и обратно. Теперь же работники по независящим от них причинам не укладываются в официально установленные сроки, потому процедуру завершения медосмотра вынуждены проходить за свой счет.
Подобное положение дел является прямым нарушением колдоговорных обязательств. Правовой инспекцией труда Волгоградского Теркома выдано представление о незамедлительном устранении выявленных нарушений.
-- По всем критическим замечаниям, высказанным в ходе проведения колдоговорной компании, мы в кратчайший срок разработаем мероприятия по их устранению, -- отметил Николай Епишин.
Коллективный договор -- закон
Выполняя обязательства, записанные в коллективном договоре, железнодорожники постоянно усиливают информационную составляющую своей работы. Цель -- объяснить каждому работнику: гарантия реализации обязательств коллективного договора должна быть подкреплена эффективным трудом и соблюдением трудовой и технологической дисциплины.
Чтобы укрепить мотивацию работников в обеспечении стабильной работы Компании, один из основных разделов Коллективного договора посвящен оплате труда.
-- Все понимают: главная задача в организации оплаты труда -- это установление тесной взаимосвязи между объемами выполняемых работ, качеством работы и производительностью труда, -- напомнил докладчик.
Он привел статистические данные, которые характеризуют проделанную работу коллектива Волгоградского региона. За минувшее полугодие грузооборот выполнен на 100,7% к плану, погрузка -- на 100,5%.
Ситуация по заработной плате выглядит следующим образом. Средняя зарплата работников всех подразделений Волгоградского региона, включая образовательные и медицинские учреждения, -- чуть более 30 тыс. рублей. Рост заработной платы на 6 % обусловлен входящими в ее состав разовыми выплатами за безаварийную работу и преданность компании.
Однако эта цифра отстает от той, что записана в положениях коллективного договора. Основная причина невыполнения роста реальной заработной платы, отметил докладчик, ее недостаточная индексация. Он пообещал, что профсоюз будет настаивать на проведении доиндексации в течение 2016 года.
-- Объединение работодателей, ссылаясь на сложную финансово-экономическую ситуацию, предлагают отменить защитную норму Отраслевого соглашения о ежегодной индексации зарплаты в среднем не ниже уровня инфляции. Но положений коллективного договора никто не отменял. И наша профсоюзная позиция неизменна: необходимо сохранить эту норму в полном объеме, -- заявил Николай Епишин.
Лучшие кадры, где лучше зарплата
Помимо индексации, рост заработной платы строго привязан к производительности труда, которая в свою очередь напрямую связана с выполнением объемов работ. Но механизм повышения заработной платы не работает и с этой точки зрения. Есть универсальный показатель производительности труда – выработка, которая у волгоградских тружеников растет из года в год в отличие от заработной платы.
Например, на станции им. М. Горького выработка в первом полугодии текущего года -- выше прошлогодней на 4,5%. При этом рост средней заработной платы не достиг и полупроцента, а у отдельных ведущих профессий, например, составителей поездов, наблюдается ее уменьшение. Если сравнить цифры, то заработная плата работников по сравнению с прошлым годом снижена до 98,8%. И это при возросшей интенсивности труда.
Добавим к этому рост потребительских цен, которые с начала года официально выросли на 7,5%. То есть рост отчетной заработной платы должен быть выше 8%. Очевидно, что труд железнодорожников Волгоградского региона недооценен, и заработная плата в основном производстве, должна быть на 8 тыс. рублей выше нынешней.
Выступающие на форуме также констатировали, что рост производительности труда по-прежнему достигается не за счет роста инноваций и введения новых технологий, а за счет оптимизации численности работников и увеличения обязанностей тех, кто остается в штате.
-- Снижается конкурентоспособность зарплаты железнодорожников, -- с сожалением признал докладчик. -- Это ведет к оттоку самых квалифицированных кадров. Сегодня общая укомплектованность штата на уровне 98%. Причины одинаковы: низкая заработная плата и наличие на рынке труда предложений с меньшей интенсивностью работы и большей заработной платой.
Профсоюз требует соблюдать закон
Сложная экономическая ситуация в Компании в целом и в подразделениях Волгоградского региона потребовали адекватных действий от профсоюзного актива. В период проведения антикризисных мероприятий контроль за соблюдением законов о труде пришлось ужесточить -- и не случайно, ведь число таких нарушений пока еще велико.
О результатах работы, проводимой в этом направлении, говорит тот факт, что за отчетный год работникам Волгоградского региона возвращено свыше 4,5 млн руб. полагавшейся им по закону, но своевременно не выплаченной заработной платы. Всего за отчетный период специалистами Теркома проведено 37 проверок, по их результатам внесены 19 представлений об устранении 45 фактов выявленных нарушений.
-- Заниженная цена труда часто вынуждает работника нарушать правила и нормы охраны труда, соглашаться на необоснованно завышенные задания, сверхурочную работу. Отмечу, что за прошедший год работниками эксплуатационных локомотивных депо региона отработано сверхурочно почти 50 тыс. часов. Снижение к прошлому году незначительное – менее 8%, -- подчеркнул Николай Епишин.
Требуются решения на законодательном уровне
Докладчик отметил, что условия труда в железнодорожной отрасли характеризуются рядом вредных и опасных производственных факторов. В целом во вредных условиях труда работает более 60% железнодорожников. Он объяснил:
-- Особую тревогу сейчас вызывают проблемы, связанные с внесением изменений в трудовое законодательство. Согласно положениям Федерального закона № 426-ФЗ на смену аттестации рабочих мест пришла спецоценка условий труда и изменилась оценка вредных производственных факторов, что привело к снижению классов вредности условий труда работников. Эти нововведения грозят обернуться серьезными материальными и психологическими проблемами для многих работников.
Вот только один пример. Если ранее условия работы локомотивных бригад относились к классу напряженности 3.2. из-за неустранимого фактора «повышенная ответственность за жизнь других людей», то согласно новой методике этот фактор можно просто не учитывать.
Выступающий уверен: исключительно путем изменения бумажных параметров опасные рабочие места становятся полностью или почти безопасными -- и, значит, менее оплачиваемыми для работника. В перспективе данная методика позволяет отнести условия труда машинистов даже к классу 2.0, что приведет к полной отмене для них всех дополнительных льгот и гарантий.
Профсоюз своевременно отреагировал на непопулярные новации. Благодаря своевременному внесению изменений в действующий коллективный договор, работники локомотивных бригад получают и дополнительный отпуск, и доплаты за вредные условия труда. Коллективный договор будет действовать в течение ближайшего года, но перспективы на будущее внушают тревогу.
-- Мы приложим все усилия, чтобы сохранить эту норму, когда будем принимать очередной коллективный договор, -- сообщил Николай Епишин. -- Но это системный вопрос, который требует решения на законодательном уровне -- например, путем внесения изменений в Постановление правительства РФ № 290 от 14 апреля 2014 года «Об утверждении перечня рабочих мест, в отношении которых спецоценка проводится с учетом особенностей, устанавливаемых федеральным органом».
Профбюджет улучшает условий труда и отдыха
Освещая выполнение обязательств коллективного договора в вопросах безопасного труда, Николай Епишин отметил, что практически во всех подразделениях вновь избраны 134 общественных инспектора по безопасности движения поездов, созданы Советы и рабочие группы общественных инспекторов.
-- В целях мотивации их работы Терком регулярно подводит итоги, по результатам которых награждает лучших общественных инспекторов. Подведены итоги работы уполномоченных по охране труда. Четверо лучших из них награждены Почетными грамотами Волгоградского Теркома Роспрофжел и курортными путевками в один из сочинских пансионатов, -- доложил Николай Епишин.
Неплохим стимулом для поддержания порядка на рабочих местах и в санитарно-бытовых помещениях стал смотр-конкурс бытовых помещений среди линейных участков дистанций пути, на протяжении пяти лет проводимый Теркомом. Коллективы-победители конкурса отмечаются денежными призами, которые направляют на дальнейшее улучшения санитарно-бытовых условий. Общий призовой фонд составляет свыше 200 тыс. рублей.
Председатель территориальной организации отметил: стремясь к выполнению своих обязательств по исполнению 8-го раздела коллективного договора, за отчетное полугодие технической инспекцией Теркома проведено 43 проверки, выявлено 360 нарушений норм и правил охраны труда, выдано 23 представления об их устранении. Все профсоюзные комитеты подразделений работают над улучшением условий труда и отдыха работников. Только на улучшение условий труда из средств профбюджета год израсходовано свыше 1 млн руб.
Для выполнения обязательств, принятых на себя согласно 7-м и 8-м разделам колдоговора, в подразделениях Волгоградского региона ежемесячно проводятся единые информационные дни. Каждый понедельник проходят селекторные совещания, работают профсоюзные сайты, практикуются публикации в печати, систематически издаются информационные листы и плакаты, методические пособия.
-- Если говорить в целом о выполнении своих обязательств по пунктам 8.15 и 8.18 колдоговора, то мы постоянно организуем массовые спортивные мероприятия, проводим детскую оздоровительную компанию. Заботясь о подрастающем поколении, профсоюз большое внимание уделяет семьям наших работников и нашим ветеранам, -- рассказал Николай Епишин.
Задача -- сохранить льготы и гарантии
За неделю до регионального социально-экономического форума было подписано Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2017 -- 2019 годы. В нем определены единые нормы и требования к правам и ответственности как работодателей, так и работников на ближайшие три года, сохранены все традиционные гарантии, имевшиеся у железнодорожников и неработающих пенсионеров.
-- Впереди работа по разработке и подписанию нового коллективного договора. Это непрерывный процесс и не только на стадии разработки. В течение 2,5 лет к действующему Коллективному договору ОАО «РЖД» принято 8 дополнительных соглашений, -- напомнил председатель теркома.
Он отметил: нельзя недооценивать важность предстоящей работы по разработке и подписанию нового Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2017 -- 2019 годы. Стороны договорились подписать его до 30 ноября текущего года. Профсоюз ставит перед собой задачу: новый документ должен сохранить в полном объеме все льготы и гарантии, закрепленные в действующем коллективном договоре.
Подводя итоги прямого разговора, Николай Епишин так определил мнение профсоюзной организации:
-- У нас есть понимание того, что происходит в отрасли. У нас есть принципы, которых мы придерживаемся. У нас есть люди -- члены профсоюза, которых мы намерены защищать. Честная работа на общий результат, работа в условиях открытости и доверия поможет нам без особых потрясений миновать любые реформы, сохранить трудовые коллективы и продолжить эффективное развитие производственной деятельности Волгоградского региона, дороги, компании и страны в целом.
Фото Юрия Якоби, участника областного фотоконкурса «Профсоюзы и общество».