Волгоградские профсоюзы против лизинга работников
В ближайшее время Государственная дума может рассмотреть проект о так называемом аутстаффинге или лизинге персонала. Законопроект, разрешающий аренду работников, разработали специалисты Минздрава и Российского союза промышленников и предпринимателей.
В настоящее время в России аутстаффинг не запрещен, но и не узаконен официально. Практически в каждом крупном городе страны работают десятки кадровых агентств, которые заключают срочный трудовой договор с потенциальными сотрудниками, выступая, таким образом, арендодателями, которые сдают работников в аренду различным учреждениям и предприятиям. Новый законопроект предусматривает разрешение для кадровых агентств сдавать в аренду и производственный, и офисный персонал.
В настоящее время несколько десятков кадровых агентств оказывают услуги аутстаффинга, а в качестве арендуемого персонала работает от 70 до 100 тысяч человек.
Как сообщает газета "Коммерсант", бурная полемика о заемном труде началась год назад, когда в мае 2011 года был принят законопроект о полном запрете заемного труда в России. Сторонниками запрета на лизинг персонала выступили профсоюзы, которые считают, что такая схема лишает работника прав и социальных гарантий.
После принятия закона, активно лоббировать легализацию заемного труда начали кадровые агентства, которые с этой целью объединились в Ассоциацию частных агентств занятости. Их главными аргументами за отмену нового закона стало трудоустройство от 2% до 5% экономически активного населения во всем мире, рост безработицы в России, борьба с "серыми" и черными схемами оплаты труда.
Эксперты кадрового рынка отмечают, что, зачастую, в нашей стране по схеме лизинга легально трудоустраивают иностранных мигрантов. Однако профсоюзы по-прежнему настаивают на том, что работники, соглашающиеся на лизинг, становятся бесправными перед работодателем - Центр социально-трудовых прав апеллирует к тому, что у 74% работников зарплата сократилась после того, как их вывели за штат предприятия.
Николай Епишин, заместитель председателя Волгоградского областного Совета профсоюзов:
– Работник становится бесправным перед наемщиком, перед тем кто берет его в аренду. Он не подписывает с работодателем никаких соглашений и трудового договора. Поэтому никаких обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом, начальник выполнять не будет. Кроме того, работник не имеет никаких трудовых прав по отношению к кадровому агентству, которое его нанимало. Оно обязуется только найти работу, но не несет трудовых обязательств перед своим соискателем. В такой ситуации работник предоставлен сам себе, он просто не входит в рамки трудового законодательства. Правила игры здесь устанавливают работодатель и кадровое агентство. Аутстаффинг выгоден только им, так как они не несут никакой ответственности за сотрудника. Только если Госдума пропишет целый комплекс прав и обязанностей внутри данного законопроекта, только тогда можно говорить на эту тему.
Владимир Скворцов, председатель обкома профсоюза инновационных и малых предприятий:
– Мы отрицательно относимся к данному законопроекту. Проведение подобных преобразований возвращает наше российское общество и государство к тому периоду, когда было отменено крепостное право. И процесс идет в сторону уменьшения прав Закон разворачивает историю и отправляет нас обратно к тому, отчего мы ушли. С принятием законопроектов, ущемляющих права работающего человека, мы не революционируем, а регрессируем.
Татьяна Шибченко, председатель Волгоградской областной организации российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса:
– Мы категорически против аутстаффинга. Задача нашего профсоюза – сформировать единую и сплоченную команду, которая работает над созданием общего дела. У членов команды должны быть общие интересы, цели и задачи. А принятие подобных законопроектов только разобщит людей, будет потерян командный дух. Такие законы не вписываются в формирование коллективного разума, коллективной взаимовыручки, душевных и моральных качеств. Это только усугубит положение трудящихся.
Юрий Береснев, председатель ППО ОАО «Волжский трубный завод», депутат Волгоградской областной думы, заявил, что категорически против узаконивания заемного труда в России:
- Во-первых, работник, принятый на условиях срочного трудового договора, однозначно будет ущемлен в правах - он не сможет рассчитывать ни на социальные льготы, ни на помощь профсоюза. Этого допустить никак нельзя. Во-вторых, если у нас достаточно высок уровень безработицы, зачем брать работников со стороны?
В областном комитете по труду и занятости пояснили, что пока заключения по данному законопроекту не готовили, поскольку он еще не поступал из Москвы в регион на ознакомление в Областную Думу.
Аутстаффинг (от англ. out - вне, снаружи, за пределами и staff - персонал) - выведение персонала за штат предприятия с последующим предоставлением этого же персонала предприятию по гражданско-правовому договору. Синонимами термина "аутстаффинг" принято считать такие понятия как лизинг персонала, аренда персонала, заёмный труд. Спрос на услуги по аутстаффингу персонала в нашей стране впервые возник в 1998 году в иностранных компаниях, осуществляющих свою деятельность в России, после известного кризиса. В последние годы эта технология приобрела популярность, как среди иностранных, так и среди российских компаний. В 2001 году организации, использовавшие аутстаффинг, составляли около 10% от общего количества проектов рекрутинговых агентств. В настоящее время доля аутстаффинга на рынке кадровых услуг составляет 20%.
Современный экономический словарь называет аутстаффинг технологией менеджмента, основанной на кооперировании управленческих процессов посредством привлечения внешних организаций и персонала управления со стороны, передачи им ряда функций управления.