Социальное партнерство: итоги и перспективы
В Волгоградском областном Совете профсоюзов прошло заседание областной трехсторонней комиссии. На совещании было утверждено Обращение к Правительству и подведены итоги реализации Соглашения о социально-экономическом партнерстве, заключенного между Администрацией региона, областным Советом директоров и областным Советом профсоюзов на 2007 – 2012 годы.
За годы своей реализации Соглашение по своему влиянию и значимости стало неотъемлемой частью экономической и социальной жизни населения нашего региона и фактически представляет программу действий администрации, работодателей и профсоюзов в области экономических преобразований и повышения уровня жизни населения, благодаря которому удалось решить многие вопросы: охраны труда, занятости, реализации социальных льгот и гарантий, заработной платы и др.
Подводя итоги реализации Соглашения в этом году, комиссия в целом отметила положительную работу сторон социального партнерства по повышению жизненного уровня населения и минимальной заработной платы, снижению напряженности на рынке труда, выполнению областной программы социально-экономического развития Волгоградской области, обеспечению планомерного взаимодействия сторон социального партнерства.
Выполняя обязательства трехстороннего соглашения о социально-экономическом партнерстве, областной Совет профсоюзов, отраслевые профсоюзные организации основное внимание сосредоточили на вопросах экономического, социального и правового характера. Основные моменты работы организации были озвучены в докладе на совещании.
Социальные льготы и гарантии
Областным Советом было инициировано заключение регионального соглашения по минимальной заработной плате, установленной в размере 1,2 МРОТ трудоспособного населения.
Волгоградские профсоюзы провели масштабную работу при формировании бюджета Волгоградской области на 2011 год. По настоянию профсоюзов в главном финансовом документе региона были предусмотрены льготы работникам культуры, народного образования, здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности по уплате жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии; предусмотрена 25%-ная надбавка работникам бюджетной сферы, работающим на селе, сохранены средства, направляемые на организацию отдыха и оздоровления детей; постоянно решались вопросы заработной платы, и в первую очередь погашения задолженности по ее выплате. Отмечено, что на предприятиях, где действуют первичные профсоюзные организации, долгов по зарплате практически не было, а возникающая задолженность погашалась незамедлительно. Совместная работа трех сторон способствовала тому, что в 2011 году практически во всех отраслях экономики региона наблюдалось увеличение зарплаты по сравнению с прошлым годом.
Добиваясь исполнения обязательств Соглашения в сфере социальных льгот и гарантий населению, Волгоградский областной Совет профсоюзов принимал активное участие в заседаниях областной Думы, комитетов социальной политики, по делам семьи, материнства и детства, областного комитета по делам молодежи, комиссии по делам несовершеннолетних и др. Значительное внимание в работе областного Совета уделялось вопросам пенсионного обеспечения, совершенствованию работы профсоюзных организаций по удовлетворению социальных потребностей трудящихся, членов их семей, созданию условий для организации их досуга.
Охрана труда
Вопросы охраны труда, как важнейший фактор сохранения жизни и здоровья трудящихся, также были в приоритете работы профсоюзов в этом году.
При осуществлении своей контролирующей функции облсовпроф взаимодействовал с органами прокуратуры и Гострудинспекцией. Только за 6 месяцев 2011 года проведено более тысячи проверок, выявлено около четырех тысяч нарушений, в результате чего работодателям вынесено свыше 800 предписаний, органами прокуратуры и следственным управлением подготовлено 15 материалов по административным правонарушениям.
В области действует межведомственная комиссия, разработаны соответствующие мероприятия. В среднем, на охрану труда выделяется от 2 до 4 тыс. рублей в расчете на одного работающего. В регионе активно функционирует институт технических инспекторов труда профсоюзов, которые провели в текущем году более 400 проверок; общественный контроль непосредственно на производстве осуществляют около 6 тысяч уполномоченных по охране труда, осуществивших за год свыше 500 проверок; действует 2875 комитетов по охране труда; регулярно проводятся смотры-конкурсы на лучшего уполномоченного; немалое внимание уделяется аттестации рабочих мест.
Однако, несмотря на проводимую работу, принципиальных позитивных изменений в вопросах охраны труда сегодня, к сожалению, не так много. Работники подчас трудятся на безнадежно устаревшем оборудовании, во главе многих предприятий стоят работодатели, не желающие модернизировать технологический процесс. Сложное материальное положение заставляет людей закрывать глаза на неблагоприятные производственные факторы, соглашаться на работу во вредных и опасных условиях труда. В подтверждение тому - стабильно высокий уровень тяжелого и смертельного травматизма.
Социальное партнерство
На совещании также было отмечено, что низкая активность социальных партнеров на местах тормозит реализацию областного трехстороннего Соглашения, как базы для регулирования социально-трудовых отношений на территории региона.
Ведь в полной мере реализовать обязательства сторон можно, только задействовав все уровни социального партнерства, через их включение в территориальные, отраслевые соглашения и коллективные договоры. При этом основной упор планируется сделать на работу с наиболее «слабым звеном» в системе социального партнерства в муниципальных образованиях, где за редким исключением, так и не созданы объединения работодателей, не работают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а, значит, не подписываются трехсторонние соглашения.
Между тем, Федеральный Закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», передал многие полномочия на места, в том числе и вопросы оплаты труда работников муниципальных учреждений. При этом, в соответствии со статьей 35.1 Трудового кодекса «органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов в сфере труда».
При этом, помочь сформировать во всех муниципальных образованиях активно действующие стороны социального партнерства - общая задача всех трех сторон социального партнерства
В декабре в облсовпрофе прошел семинар-совещание с председателями координационных советов профсоюзов, где были поставлены конкретные задачи по укреплению профсоюзной структуры и развитию форм социального партнерства на муниципальном уровне и было отмечено, что на местах необходима помощь глав администраций в создании элементарных условий для деятельности этих координационных советов: в выделении помещений, средств связи, предоставлении необходимой информации, возможности участия в работе комиссий и совещаний. Постановлением Главы Администрации "О развитии социального партнерства в Волгоградской области" администрациям муниципальных образований рекомендовано заключать территориальные соглашения с работодателями и профсоюзами и содействовать созданию районных Советов работодателей.
В рамках реализации этого Постановления профсоюзы предложили провести совместное совещание с руководителями муниципальных образований и координационных советов организаций профсоюзов.
Необходимость и целесообразность таких действий очевидна. Это, прежде всего, дополнительный инструмент в повышении заработной платы, а, соответственно, налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который составляет основу бюджетов муниципальных образований. Это также повысит эффективность работы комиссий по обеспечению поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет области, в состав которых обязательно должны быть включены председатели координационных советов профсоюзов. Всё это будет способствовать максимальному увеличению числа работодателей, участвующих в Соглашении, вовлечения в орбиту социального партнерства представителей малого и среднего бизнеса.
Решением комиссии НП «Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области» рекомендовано принять участие в создании объединений работодателей в районах области, активизировать работу по расширению числа участников социального партнерства.
Вопросы зарплаты
В 2012 году основной задачей сторон Соглашения станет повышение заработной платы до уровня, обеспечивающего реализацию имеющихся резервов по пополнению доходной части консолидированного бюджета, с целью повышения жизненного уровня населения, а также улучшение условий и охраны труда. Также будет продолжена работа по заключению Соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между Волгоградской областью, муниципальными образованиями, профсоюзами и предприятиями, как основы формирования и проведения согласованной политики в сфере социально-трудовых и экономических отношений. Кроме того, будут приняты меры по сохранению доступности оздоровления детей.
Решением комиссии Администрации Волгоградской области рекомендовано обеспечить выполнение в 2012 году пунктов Соглашения и областного закона «Об оплате труда работников государственных учреждений Волгоградской области», предусматривающих индексацию минимальных размеров окладов (ставок) по профессиональным квалификационным группам с учетом уровня инфляции, но не менее, чем на 6%.
Злободневный вопрос о зарплате учителей, врачей и работников культуры стал еще одной темой заседания областной трехсторонней комиссии. Участники совещания рассмотрели вопрос об обращении к Правительству Российской Федерации о поэтапном повышении и совершенствовании оплаты труда работников в бюджетном секторе экономики.
Как известно, в текущем году была дважды проведена индексация заработной платы работников бюджетной сферы по 6,5%, т.е. всего на 13%. Также был проиндексирован МРОТ. В рамках проекта модернизации отрасли были увеличены ставки работникам системы образования на 11-50%. По программе модернизации системы здравоохранения дополнительные выплаты получили и медики. Предполагается повышение зарплаты и у работников культуры. Однако ощутимого повышения зарплаты бюджетникам не произошло, так как в 2009-2010 годах их зарплата была «заморожена», а цены росли. Кроме того, сегодня существует неопределенность, что произойдет с зарплатой, когда окончится реализация проектов модернизации, так как они носят временный характер. Ведь, по словам премьер-министра Владимира Путина, «несмотря на трудности, нынешнее «зарплатное» повышение - далеко не предел. И бюджетников в будущем ждут новые приятные события». Иначе говоря, Правительство намерено повышать зарплату и в дальнейшем, но хотелось бы, чтобы эта работа носила системный характер и привела к качественному росту оплаты труда бюджетников. Известно, что по поручению Путина сейчас готовится Программа поэтапного совершенствования оплаты труда бюджетников.
Главное на первом этапе – это установление базового оклада по первой профессиональной квалификационной группе на уровне МРОТ. Далее необходимо определить конкретные этапы доведения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума, как этого требует Трудовой кодекс (ТК). Необходимо, и этого также требует ТК, установить базовые оклады по всем профессиональным квалификационным группам. И тут важно обеспечить объективную дифференциацию в оплате труда, чтобы не повторились проблемы, когда при увеличении МРОТ и одновременном введением новых систем оплаты труда, практически сравнялась заработная плата среднего и младшего звена.
Также профсоюзы ожидают от Правительства единых рекомендаций по механизму индексации заработной платы на основе индекса потребительских цен и не реже двух раз в году.
А главная цель первого этапа – это доведение размеров среднемесячной заработной платы работников бюджетного сектора до уровня не ниже средней в экономике региона.
Многие вопросы по оплате труда отнесены к полномочиям региональной власти. И в этой связи, профсоюзы предлагают областной власти разработать механизм индексации заработной платы работников бюджетного сектора экономики области с учетом индекса потребительских цен.
Для этого по итогам исполнения областного бюджета в первом полугодии 2012 г. предложено рассмотреть вопросы:
- дальнейшего повышения минимального размера оклада (ставки) первого квалификационного уровня с сохранением действующей дифференциации в оплате труда по профессиональным квалификационным группам;
- проведения повышенной индексации заработной платы низкооплачиваемых категорий работников культуры - библиотек, музеев, а также работников здравоохранения, не вошедших в программу модернизации.
Подобный прецедент уже создан – когда в сентябре текущего года была повышена зарплата отдельной категории низкооплачиваемых работников образования (повышение зарплаты работникам дошкольных учреждений на 30-50% при общем увеличении на 11%).
В целях доведения размеров среднемесячной заработной платы бюджетников до уровня не ниже средней зарплаты в экономике области профсоюзы предлагают принять меры по поэтапному доведению минимального размера оклада (ставки) первого квалификационного уровня до уровня МРОТ, с сохранением действующей дифференциации в оплате труда; размера компенсационных и стимулирующих выплат.
На совещании комиссия приняла обращение к Правительству РФ о поэтапном повышении и совершенствовании оплаты труда работников в бюджетном секторе экономики.
ОБРАЩЕНИЕ областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений к Правительству Российской Федерации о поэтапном повышении и совершенствовании оплаты труда работников в бюджетном секторе экономики
Волгоградская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, оценивая как позитивный факт дважды проведенной в текущем году индексации заработной платы работников бюджетной сферы, отмечает, что уровень оплаты труда работников образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения остается по-прежнему низким по сравнению с социальной значимостью, сложностью и ответственностью их труда. Сохраняется разрыв между уровнем оплаты труда в бюджетной и производственной сфере экономики.
В целях реального повышения социального и профессионального статуса педагогических, медицинских работников, работников культуры, социального обеспечения; качественного роста оплаты их труда, предлагаем принять на федеральном уровне следующие меры поэтапного повышения и совершенствования оплаты труда работников в бюджетном секторе экономики:
1. На первом этапе (2012 – 2013 годы):
- установление базового оклада по первой профессиональной квалификационной группе должностей (для работников неквалифицированного труда) на уровне определенного федеральным законом минимального размера оплаты труда (МРОТ) – 2012 год;
- определение конкретных этапов доведения МРОТ до величины прожиточного минимума – 2012 – 2013 годы;
- введение базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (ПКГ) должностей, утверждаемых нормативными правовыми актами Правительства российской Федерации как федеральных государственных гарантий по оплате труда работников бюджетного сектора экономики с целью обеспечения объективной дифференциации в оплате их труда – 2012 год;
- утверждение Правительством Российской Федерации единых рекомендаций по установлению механизма индексации заработной платы (базовых окладов, базовых ставок заработной платы по ПКГ) либо фондов оплаты труда соответствующих учреждений бюджетной сферы, с учетом складывающегося уровня инфляции и с периодичностью не реже двух раз в году – 2012 год;
- доведение размеров среднемесячной заработной платы работников бюджетного сектора экономики до уровня не ниже среднемесячной заработной платы в экономике соответствующих субъектов РФ – 2012 – 2013 год.
2. На втором этапе (2014 – 2016 годы):
- реализовать меры по дальнейшему поэтапному повышению оплаты труда в бюджетном секторе экономики на основе введения отраслевых социальных стандартов оплаты труда работников, определенных на основе восстановительного потребительского бюджета работников, с учетом тяжести, сложности и специфики условий труда.
Людмила Широкова, председатель областной организации профсоюза работников культуры:
- Большинство из заявленных Минздравсоцразвития целей по применению новой системы оплаты труда, не достигнуто. Получается, что у нас высококвалифицированные специалисты ровным счетом ничего не выиграли. Возникают парадоксальные ситуации, когда зарплата руководителя порой зависит от того, какого объема помещение. У нас есть возможности вместе с администрацией пересмотреть многие позиции, в том числе, внести изменения в закон Волгоградской области, где размер оклада по первому квалификационному разряду гораздо ниже МРОТ.
Ирина Ерохина, председатель областной организации профсоюза работников здравоохранения:
- Конечно, есть и положительные результаты в применении новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы, но, в основном, они отрицательные. Чем длиннее путь перехода на нормальную систему оплаты труда, с нормальными базовыми окладами, тем будет лучше. Зарплата заведующего хирургическим отделением, доктора наук по новой системе оплаты труда составляет 13 тысяч 500 рублей.
Модернизация закрыла основные негативные моменты, но по амбулаторно-поликлиническому звену. А врачи, работающие в стационаре, которых модернизация не коснулась, получают копейки.
Сегодня по Волгограду не хватает 354 штатные единицы врачей и около 600 медицинских работников. По ЦРБ до 50% укомплектован штат, для того, чтобы получать более-менее нормальную зарплату, люди вынуждены работать сутками. Вопрос повышения зарплаты крайне тяжело решается на уровне муниципалитетов.
В Светлоярском районе пришлось писать обращение к губернатору, чтобы глава райадминистрации бюджетникам повысил заработную плату. Хотя суть вопроса была всего 1,2 млн. рублей, которые не могла найти местная власть.
Лидия Нестеренко, председатель областной организации профсоюза работников народного образования и науки:
- Мы будем настаивать на том, чтобы размер первой квалификационной группы работников был на уровне МРОТ и при дальнейшем повышение зарплаты высококвалифицированных специалистов считалось на одну ставку. Сейчас у нас действует «потогонная система» у работников бюджетной сферы - зарплата повысилась, но рабочий день совсем не 8 часов. Механизм индексации должен быть установлен, чтобы не возникало путаницы, и никто не был обижен.
По материалам выступлений: Владимира Старикова, председателя Волгоградского областного Совета профсоюзов, Василия Галушкина, заместителя Главы Администрации Волгоградской области по промышленности и торговле, Николая Епишина, заместителя председателя Волгоградского областного Совета профсоюзов Николая Полетаева, заместителя начальника управления промышленности и ресурсов Аппарата Главы Администрации Волгоградской области, исполнительного директора НП «Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области».