Владимир Путин: «Чрезвычайно важно выверить каждое слово…»
13 февраля Владимир Путин провел встречу с рабочей группой по подготовке предложений о внесении поправок в Основной закон страны. В мероприятии приняли участие представители органов законодательной и исполнительной власти, науки, искусства, а также видные общественные деятели. Вот основные вопросы, которые затронули Президент и члены рабочей группы.
1.Идти в ногу со временем
– Мы вместе сейчас работаем над Основным законом. Он в Конституции так и называется – Основной закон, потому что лежит в основе всей нашей правовой системы и регулирует все основные, основополагающие принципы нашей жизни.
Чрезвычайно важно здесь выверить каждое слово, каждую букву, каждую запятую. Но при этом, конечно, не выхолостить то, что было создано большим трудом всего нашего народа и закреплено в действующей Конституции, ничего не потерять, а, наоборот, ответить на вызовы времени, сегодняшнего дня.
В рабочую группу и Государственную Думу на внесенный законопроект поступает огромное и разнообразное количество предложений от граждан, объединений, представляющих практически полный спектр нашего общества в социальном, профессиональном и возрастном аспектах. Более 500 предложений поступило, мы их рассматриваем, не забывая: главная цель законопроекта – обеспечить устойчивое развитие общества, достойную жизнь граждан и повышение эффективности нашего государства.
Обсуждение проходит по всей стране, мы полагаем, что потребуется изменение более чем 50 законодательных актов.
2. Не положить предложения под сукно
– Если что-то не помещается в Основной закон или нецелесообразно это делать в Основном законе, то это нужно будет учесть и сформировать, несколько кейсов. Одну группу направить в Государственную Думу, Совет Федерации, вторую группу в регионы и муниципалитеты и в Правительство, на предмет, чтобы Правительство в рамках своей компетенции использовало предложения граждан или предложения каких-то общественных организаций, для того чтобы учесть в своей работе, для принятия подзаконных актов. Это обязательно нужно проанализировать, это ни в коем случае не должно уйти под сукно.
3. Слушать мнение людей
– В целях расширения форм непосредственной демократии мы разработали и предлагаем новую форму участия граждан в принятии решения по поправкам в Конституцию– это общероссийское голосование.
Такая форма сегодня действительно разработана. Требования к процедуре принятия поправок к Конституции, безусловно, снижены быть не могут, но можно ввести новые требования на уровне закона.
Проанализировав действующие положения закона, конституционные нормы и все наши законодательные возможности, мы пришли к следующему выводу. Мы предлагаем за основу Закон о выборах Президента. Этот закон, во-первых, важнейший вопрос урегулирует, во-вторых, он самый свежий, потому что мы действительно внесли туда очень большое количество изменений перед президентскими выборами 2018 года именно для того, чтобы обеспечить доверие граждан к голосованию. И на его базе мы как раз предлагаем разработать процедуру общероссийского голосования данных поправок.
Люди должны напрямую принять участие в принятии этого решения. Важно, чтобы закон о поправках к Конституции вступил в силу только после подведения итогов всероссийского голосования, чтобы это был реальный плебисцит и чтобы именно граждане России были авторами этих поправок в Основной закон. По сути, важно, чтобы именно граждане Российской Федерации, придя на голосование, зафиксировали свое авторство этого закона. Как люди скажут, так и будет. Если люди в ходе голосования подтвердят, что они поддерживают это, значит, закон вступает в силу, и поправки в Конституцию вносятся. Если не подтвердят, то поправки в Конституцию внесе0ны не будут.
Голосование лучше провести в рабочий день, объявив его выходным, но чтобы потом этот выходной день не вытащили от каких-нибудь праздников: первомайских или новогодних.
4. Добавить предложение об индексации зарплаты
– Обсуждение поправок, касающихся индексации социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом, вызвало дискуссию. Было предложено добавить еще индексацию заработной платы. Это могло бы звучать так: «В Российской Федерации гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и индексация заработной платы, социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом».
Что касается индексации пенсий, то в Конституции, безусловно, об этом нужно сказать. Подождем, пока специалисты скажут свое окончательное слово, и выработаем тогда определенный подход. Но это предмет регулирования на уровне все-таки закона, а не самой Конституции. Детально все не прописать, но зафиксировать нужно, что те же самые пенсии обязано государство индексировать. Если мы закрепим в Конституции, что у государства есть обязанность индексации проводить каждый год, то тогда никакой лазейки игнорировать пенсионеров у Правительства уже не будет.
5. Обеспечить прозрачность голосования
– При подготовке той части проекта, которая будет посвящена порядку проведения общероссийского голосования, крайне важно обеспечить уровень требований к процедурам не ниже, чем те, которые предусмотрены законом о выборах Президента. Имеется в виду и защищенность бюллетеней (если будут использоваться бюллетени), и наблюдение на участках, и общественный контроль, и все другие достаточно известные и хорошо зарекомендовавшие себя способы обеспечения прозрачности. Это важно для обеспечения легитимности результата такого большого и разностороннего общественного обсуждения.
Вся система общественных палат России – и Общественная палата Российской Федерации, и региональные палаты – готовы участвовать и организовывать такое масштабное общественное наблюдение за ходом общероссийского голосования.
6. Дополнить полномочия Правительства
– Одна из ключевых тем – это поддержка семьи. Для абсолютного большинства россиян всех возрастов – это главная ключевая ценность. Они считают, что сегодня эти вопросы в Конституции должны быть еще более выпукло отражены.
Конституция должна быть живой, в ней люди должны видеть свои ключевые ценности. Она должна отвечать на их общественный запрос. Запрос в том, чтобы поддержка, защита семьи была в государственной политике одним из ключевых приоритетов. Чтобы люди это понимали, чувствовали, чтобы они видели это в деятельности Правительства. Проанализировав в рамках рабочей группы все поступившие семейные поправки, предложено дополнить в Конституции полномочия Правительства Российской Федерации (статья 114) следующей нормой: «В полномочия Правительства входят вопросы поддержки, укрепления и защиты семьи, традиционных семейных ценностей».
7. Дать конституционные права НКО
– При изменении Конституции важно не принимать ситуативных решений и взвешивать каждую запятую, каждое слово. Но при этом время действительно изменилось, и вырос не только запрос на бо́льшую сбалансированность органов власти, но, например, вырос целый отдельный сектор, которого не было в 90-е годы. Это третий сектор – сектор некоммерческих организаций.
Поскольку задача и Федерации, и субъектов содействовать развитию общественных организаций, предлагается внести такие изменения, чтобы этот третий сектор присутствовал в Основном законе.
8. Больше полномочий муниципалитетам
– В развитие вопроса о полномочиях органов местного самоуправления надо подчеркнуть: подгруппа, которая занималась поправками в части местного самоуправления, выработала предложения и юридически сформулировала два главных принципа.
Это, во-первых, как говорилось в Послании Президента, передача полномочий на максимально приближенный к населению уровень. И это как принцип следует закрепить в Конституции при распределении полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления, если это возможно, то полномочия отдавать именно на уровень муниципалитетов.
И второй принцип – это принцип гарантий местного самоуправления, финансовой и экономической возможности органов местного самоуправления реализовывать свои полномочия. В этой части очень важно закрепление за муниципальными образованиями собственных источников доходов, а не тех межбюджетных трансфертов, которые они получают из других уровней бюджетной системы.
Татьяна Гензе, Председатель облсовпрофа, председатель Общественной палаты Волгоградской области:
Фото: Кремлин.ру