Терком Роспрофжела обратился в транспортную прокуратуру
Для железнодорожников всех регионов проблема переработки (сверхурочных часов) локомотивных бригад является злободневной. На днях этот вопрос обсудили и на заседании президиума Волгоградского теркома Росфпрожел, провел которое Николай Епишин, председатель территориальной организации. Кроме представителей профсоюзов в работе совещания приняли участие руководители подразделений Волгоградского региона Приволжской железной дороги (ВР ПЖД) и Федор Куркин, помощник Волгоградского транспортного прокурора.
С начала года локомотивными бригадами эксплуатационных депо Волгоград-Пассажирское, М.Горького и Петров Вал ВР ПЖД было отработано 103,5 тысячи сверхурочных часов, при это больше всего переработок зарегистрировано в ТЧЭ-М.Горький – 67,6 тысяч часов.
- В этом депо 184 работника локомотивных бригад тепловозного движения отработали свыше годовой предельно допустимой нормы, свыше 120 часов, а три человека из них отработали более двойной годовой нормы, - сообщил Сергей Изюмченко, технический инспектор теркома. - При этом за этот же период в 2011 году максимальная переработка локомотивных бригадах составляла 150 часов, а за 7 месяцев 2012 года – уже 250.
По мнению специалистов охраны труда, основной причиной сверхурочных часов работы локомотивных бригад стала неудовлетворительная организация перевозочного процесса. Непроизводительные потери рабочего времени составили более 200 тысяч часов. Образование сверхурочных часов работы также сложилось из-за нерационального использования локомотивных бригад, неравномерного распределения рабочих часов между локомотивными бригадами.
- В мае этого года техническая и правовая инспекция труда Волгоградского теркома Роспрофжел выставляла требование начальнику депо о непривлечении к сверхурочным работам 26 работников локомотивных бригад, которые за 4 месяца уже отработали сверхурочно 120 часов, отметил Сергей Изюмченко. - Однако соответствующий приказ начальником депо не издавался, и число часов сверхурочной работы и работников, имеющих наработку свыше предельно допустимой нормы, по-прежнему продолжает расти.
Случаи нерационального использования рабочего времени локомотивных бригад регулярно обсуждаются в депо, однако эффективных мероприятий по стабилизации и исправлению ситуации не разрабатывается. В итоге переработка в среднем на одного работника локомотивных бригад в депо за 7 месяцев составила почти 67 часов.
По словам Александра Удовиченко, заместителя начальника эксплуатационного депо имени М. Горького, большинство «переработчиков» – люди в возрасте до 30 лет, давшие письменное согласие на сверхурочную работу:
- Мы идем им навстречу при предоставлении дополнительных выходных. До июля месяца план обкатки мы выполняем на 100-110%. Принято на работу 78 помощников, 80 человек находились на курсах. Таким образом, мы пытаемся восполнить работу. Написали письмо в Москву, в дирекцию, получили ответ, что у нас нет вакантных должностей машинистов.
Кроме того, снежная и морозная зима прибавила проблем железнодорожникам, решать которые пришлось практически до конца мая:
- Вначале из-за сложных погодных условий бригады просиживали, а потом – резкое увеличение по использованию локомотивных бригад, - пояснил Андрей Быкадоров, руководитель центра работы станций в Волгоградском регионе.
Однако эти объяснения Николай Епишин вовсе не считает оправданием для подобных действий работодателя:
- За 7 месяцев эти люди отработали как за 9 месяцев по норме. Пока они молоды, но через десять лет при такой нагрузке они не будут нужны ни на одной работе, так как их физический ресурс будет выработан. Почему за счет здоровья рабочих локомотивных бригад выполняются производственные показатели? Почему пятая часть членов локомотивных бригад работает за пределами того, что положено по закону?!
Терком не намерен мириться с постоянными нарушениями трудового законодательства в отношении членов профсоюза.
- Этот процесс нельзя оставлять без внимания, иначе проблема и в дальнейшем будет только нарастать, - считает Николай Епишин, - Мы официально обратились в Волгоградскую транспортную прокуратуру на предмет привлечения руководства локомотивного эксплуатационного депо Максим Горький к административной ответственности. Так бессовестно попирать права рабочего человека нельзя. Трудовой кодекс должен быть единой нормой для всех.
Сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. (ст. 99 ТК РФ).