У профсоюза – свои варианты решений.
На очередном заседании Российской трехсторонней комиссии стороны обсудили новую инициативу властей - “Единый план по достижению национальных целей развития РФ” до 2024 года и на плановый период до 2030-го. По плану предполагается увеличить доходы населения и снизить бедность в два раза. Однако профсоюзы не согласны с предложенными методами, так как они увеличивают риск получить стагнирующую бедность, считают в ФНПР. Об этом и других вопросах - в материале “Солидарности”.
На фото: председатель ФНПР Михаил Шмаков и его заместитель Нина Кузьмина на заседании РТК 23 июля
УВЕЛИЧИМ, ПРОВЕРИМ
Заседание Российской трехсторонней комиссии 23 июля проходило, как обычно, по видеосвязи, и его участники уложились примерно в час. Пандемия, конечно, не повод для радости, но удаленный формат экономит ценное время сторон. Как и предварительная проработка вопросов на заседаниях рабочих групп РТК: это позволило 23 июля утвердить решения по большинству вопросов без дополнительного обсуждения. Хотя кое-что пришлось все же прояснить.
Например, повышение минимального размера оплаты труда в 2022 году до 13 617 рублей (в 2021 году - 12 792 рубля). Таким образом, темп роста МРОТ составит 6,4%. Отмечается, что будущий МРОТ превышает тот показатель, какой получился бы по старой методике (вместо прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года теперь используется значение медианной зарплаты).
Однако в ФНПР отмечают, что уровень оплаты труда в России существенно отстает даже от восточноевропейских стран. “Решение задачи повышения уровня жизни населения и сокращения бедности невозможно без ускоренного повышения минимальных гарантий по заработной плате. Предлагаем ежегодно увеличивать соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы”, - говорится в заключении профсоюзов по данному вопросу.
Между тем председатель ФНПР Михаил Шмаков усомнился в корректности формулировки соответствующего законопроекта:
- В пояснительной записке сказано, что законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля или надзора. То есть соблюдение госгарантий, например, по оплате труда больше не будет проверяться? - уточнил профлидер.
Замминистра труда Елена Мухтиярова успокоила профсоюзную общественность: процитированное Шмаковым из пояснительной записки означает только то, что положения законопроекта не устанавливают никаких новых норм. А поменяется в итоге только сумма МРОТ.
- Все, что касается проверки соблюдения трудовых прав граждан, обязательно исполняется и к этой формулировке не имеет никакого отношения, - заверила, в свою очередь, вице-премьер Татьяна Голикова, курирующая РТК со стороны правительства.
360 НА 180°
Куда более детального обсуждения потребовали два других вопроса. Один из них касается проекта постановления правительства о госконтроле соблюдения норм трудового права. С 1 июля этого года уже вступил в силу закон, который изменяет “общий порядок взаимодействия проверяющих органов с поднадзорными субъектами”. Если коротко, его цель - больший упор на профилактику нарушений, чем на контроль и надзор.
Проект постановления расписывает некоторые технические нюансы: определяет, кто должен “надзирать”, за кем и чем, как должно выглядеть “управление рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям”, как учитывать эти самые риски и так далее. В том числе - когда и как проводить проверки и что делать с их результатами.
Казалось бы, все просто, тем более и закон, и проект постановления целиком вписываются в политику так называемого “риск-ориентированного подхода” к безопасности на предприятиях и в организациях. Такая политика проводится правительством уже не первый год. Тем не менее профсоюзная сторона выступает против постановления в его нынешнем виде.
В ФНПР отмечают, что оба документа - и закон, и дополняющий его проект постановления - не соответствуют Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле. Профсоюзы предлагают устранить несоответствия путем разработки отдельных законов. Одного - о нераспространении названного выше закона на деятельность федеральной инспекции труда. И другого - о признании утратившим силу отдельного положения еще одного свежего закона.
Этот закон был принят в конце июня и касается изменений в Трудовом кодексе. В числе новшеств - статья 360 ТК РФ (“Порядок организации и проведения проверок работодателей”) просто утратила силу. Профсоюзы это, конечно, категорически не устраивает. Более того, в ФНПР утверждают, что при подготовке тогда еще законопроекта ко второму чтению была изменена его концепция, что запрещено регламентом работы Госдумы. Есть подозрение, что это, грубо говоря, было сделано “под шумок” окончания сессии и полномочий VII созыва ГД. И профсоюзы требуют теперь восстановить действие статьи 360 ТК.
- При принятии этого закона фактически произошла замена концепции по сравнению с той, на которую были даны положительные заключения РТК и ее профсоюзной стороны. Поэтому мы предлагаем отметить [в решении РТК изменение концепции закона], - предложил Михаил Шмаков.
Президент РСПП Александр Шохин, в свою очередь, считает, что “делать сейчас замечания Госдуме о нарушении регламента вряд ли целесообразно”, поскольку это “не в нашей компетенции”. Хотя и стороне работодателей, говорит Шохин, в обсуждаемом законе “не все нравится”. (Но вряд ли отмена ст. 360 ТК. - П.О.) Тем не менее глава РСПП уповает на изучение практики применения данного закона в течение ближайших двух лет - а там видно будет. Голикова в целом согласна с Шохиным: “Я не могу, даже посредством РТК, что-то диктовать Государственной думе”. Пришлось сойтись на том, что особое мнение профсоюзной стороны будет отображено в решении комиссии.
МЫ ВАС ПРЕДУПРЕДИЛИ
Другой дискуссионный вопрос связан с “Единым планом по достижению национальных целей развития РФ” до 2024 года и на плановый период до 2030-го. Работа над ним ведется в соответствии с указом президента о национальных целях развития, подписанным год назад.
- Проект плана определяет стратегические приоритеты на ближайшие десять лет, конкретные направления работы правительства по достижению национальных целей и связывает цели указа с механизмами их достижения, - напомнил коллегам директор департамента стратегического планирования и мониторинга Минэкономразвития Алексей Григорьев.
На реализацию плана предусмотрено, сообщил чиновник, примерно 13 трлн рублей в год (или около 60% бюджета на год).
- Вопросов у нас особых нет. Мы согласны, что это большой шаг вперед в деле стратегического планирования, - отозвался Михаил Шмаков. - Вместе с тем мы подготовили свой вариант решения.
Решение по данному вопросу учитывает замечания профсоюзной стороны к Единому плану. Например, в документе предлагается снизить бедность в два раза (в 2024 году по отношению к 2017-му) за счет увеличения зарплат отдельных категорий бюджетников, индексации довольствия военнослужащих и пенсий неработающим пенсионерам, а также за счет новой методики установления МРОТ и ПМ.
Но, глядя на цифры целевых показателей по тем же, например, бюджетникам, профсоюзные эксперты делают вывод, что увеличить им зарплаты можно будет, только сократив количество работников. По военным - аналогичная ситуация. А о позиции профсоюзов по индексации пенсий только неработающим пенсионерам вряд ли стоит напоминать. Хотя нет, стоит: индексировать нужно всем - и точка. То же не только с пенсиями, но и с зарплатами: согласно позиции ФНПР, нужно на уровне закона обязать работодателей ежегодно индексировать зарплаты в соответствии с инфляцией.
Отдельная песня - с новой методикой расчета МРОТ и ПМ (по медианной зарплате и медианному доходу соответственно). “В связи с падением в 2020 году реальных доходов населения реальное содержание величины прожиточного минимума в 2022 году снизится, по сравнению с величиной 2021 года. При этом величина прожиточного минимума используется органами исполнительной власти различных уровней в целях реализации социальной политики, то есть установления размеров социальных пособий. Использование новой методики установления ПМ в текущей ситуации приведет к стагнации бедности среди наиболее незащищенных слоев населения”, - предупреждает ФНПР.
- Мы можем лишь зафиксировать вашу позицию, - обратилась Татьяна Голикова к Михаилу Шмакову. – Есть дополнительный вариант: ваши предложения могут быть направлены в соответствующие федеральные органы для проработки. И вот лишь бы это она не про силовиков сейчас.
Источник: https://www.solidarnost.org/articles/chtoby-ne-stagnirovat-bednost.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©