Михаил Шмаков: "Сильному государству нужны сильные профсоюзы"
Сильные и многочисленные профсоюзы являются опорой для государства – с таким заявлением Председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков выступил на заседании Генерального совета профцентра, состоявшегося 24 ноября. В то же время профлидер отметил, что традиционная база профсоюзного членства сокращается за счет изменений в экономике и структуре занятости.
– Аутсорсинг, аутстаффинг, дробление некогда крупных производств на отдельные бизнес-процессы и виды деятельности привели к тому, что и профсоюзы стали дробиться и численно сжиматься. Работа на удалённом подключении тоже сближению не способствует. В последние пять лет и особенно в период пандемии взрывообразно растет платформенная занятость, а также стимулируемый правительством процесс оформления работников как самозанятых, — отметил Шмаков в своем выступлении.
По словам профлидера, в связи с интенсивным размыванием традиционной базы профсоюзного членства правильным является создание профсоюзной инфраструктуры, которая сможет адаптироваться под меняющийся рынок профессий, объединить всех:
– Когда-то был актуальным лозунг об объединении пролетариев, наёмных работников. Сегодня к классическим пролетариям – наёмным работникам – могут и должны присоединиться все трудящиеся люди. Наша задача – собрать их на профсоюзной платформе, — добавил Михаил Шмаков.
В докладе профлидера поднимались и другие острые вопросы. В частности, Шмаков отметил, что налоговый режим, предусмотренный для самозанятых, имеет ряд серьезных недостатков как для государства, так и для самих работников. Он напомнил, что самозанятые не могут рассчитывать на оплату больничных и отпусков, а также указал на низкий уровень оплаты труда многих россиян, выбравших такой режим работы.
– Среднемесячная заработная плата по стране составляет около 52 тысяч рублей. А среднемесячный доход самозанятого – 16,5 тысячи (по нашим подсчётам). Можно ни в чём себе не отказывать. Никаких проблем, никаких отпусков, никаких больничных, никаких гарантий, – заметил Михаил Шмаков.
Профлидер подчеркнул, что изначально специальный налоговый режим был задуман как бы для вывода из тени доходов от подработки репетиторов, портных, автослесарей, домашних работников, собственников квартир, которые сдают жилплощадь в аренду, и т.д. Однако, на деле этим налоговым режимом стали пользоваться, в том числе, недобросовестные работодатели, переводя своих работников из сферы зарегистрированных трудовых отношений в самозанятые, тем самым, экономя на условиях их труда, правах и гарантиях.
По словам председателя ФНПР, от режима самозанятости значительные суммы теряют также бюджет России и внебюджетные фонды – Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд России.
– Стесняюсь спросить: а сколько потеряла бюджетная система Российской Федерации от этого режима? – поинтересовался Михаил Шмаков. И подчеркнул, что самозанятость – это ещё один способ разобщить всех, тем самым подорвать основу профсоюзов. – Каждый – сам за себя. Сам себя занимает.
Говоря о проблемах, связанных с цифровизацией и трудовыми книжками, Шмаков предупредил, "чтобы избежать всех возможных и, кстати, очень вероятных последствий цифровизации документов, необходимо, чтобы бумажные реальные документы оставались действующими. Они должны иметь такую же силу, как и электронные".
При этом Председатель Федерации напомнил, что тема трудовых книжек обсуждалась на Российской трехсторонней комиссии. В результате профсоюзам удалось сохранить право на бумажный документ за многими работниками.
– Но кулуарно правительство провело решения о ведении различных реестров в безбумажном электронном виде, в том числе по вопросам прав человека на то или иное имущество, – сделал акцент Михаил Шмаков. – Теперь освободить человека или организацию от бремени собственности можно в один миг и в один клик. Осталось реализовать планы перевода всех платежей в безналичный формат – и получить полный контроль над финансами человека. Потенциально всё готово для того, чтобы под флагом удобства и прогресса лишить человека самостоятельной жизни, освободить его не только от бремени собственности, но и от личной жизни, личного пространства да и самой личности.
По материалам газеты "Солидарность"