В трудных условиях военного времени…
Проект «Герои Труда Волгоградской земли» областного Совета профсоюзов, который стал одним из победителей регионального грантового конкурса, ставит своей целью сохранение исторической памяти и увековечивание славы Героев Труда – жителей Волгоградской области, награжденных высшими наградами за особые трудовые заслуги. Сегодня мы продолжаем серию публикаций о Героях Труда.
Отмечая 79-ю годовщину Сталинградской Победы, наши земляки вспоминают трудовой подвиг сотен железнодорожников, которые встали в один ряд с защитниками города-героя и внесли огромный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков. Несколько человек, участвующих в Сталинградской битве, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства, выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» были удостоены звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот». Рассказываем о них.
Не раз побеждал воздушных пиратов
В начале ноября 1941 года машинист паровоза депо Сталинград-1 Николай Николаевич Атаманов был командирован на Московско-Окружную железную дорогу, где с первых же дней рейсы проходили под постоянным бомбовым «эскортом» немецких самолетов.
Однажды, когда Атаманов привел паровоз на одну из станций, налетела вражеская авиация, подожгла бомбами пакгауз, вокзал и состав на втором пути. А на четвертом находился эшелон с боеприпасами и танками. Чтобы спасти его, нужно было проехать по первому пути, охваченному пламенем, затем через входную стрелку заехать на четвертый.
Атаманов решился на риск. Он поставил помощника и кочегара с пожарными рукавами по бокам будки машиниста и приказал действовать ими, когда паровоз войдет в зону бушующего пламени. Затем сразу же развил большую скорость. Помощник и кочегар включили пожарные рукава. В будке стало темно и душно, смешались гарь, газ, струи воды и пламя.
Но бригада выдержала с честью этот рывок, паровоз не загорелся. А дальше, как говорится, дело техники: танки и боеприпасы были сохранены.
В феврале 1942 года Атаманова вернули в Сталинград. Летом 1942 года в междуречье Дона и Волги разворачивалась ожесточенная битва. В одном из рейсов на поезд, который вел Атаманов, налетело 12 пикирующих бомбардировщиков. Осколки бомб и комья земли барабанили по котлу, будке, тендеру, но машинист продолжал вести поезд. Атаманов внимательно следил за поведением воздушных пиратов и ловко маневрировал: то набирал большую скорость, то неожиданно тормозил, то резко останавливался. Так спас поезд и грузы.
Однажды Николай Николаевич привел свой поезд в Качалино, рассредоточил по путям и тупикам цистерны с горючим. Только поехал для экипировки в депо, как в небе появились 12 «юнкерсов». Осколком от разорвавшейся рядом с паровозом бомбы Атаманов был тяжело ранен. Его перевязали и уложили на землю. Истекая кровью и теряя сознание, он приказал своему помощнику сохранить паровоз и сказал: «Как заметишь самолеты, двигай в противоположную сторону». При новом налете помощник так и поступил, тем самым спас паровоз.
Из госпиталя Атаманов вернулся в феврале 1943 года, когда победоносно закончилась Сталинградская битва.
В 1944 году Атаманову было присвоено звание инженера-лейтенанта тяги. В мирное время он успешно трудился на Сталинградской железной дороге, был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1952 году по собственному желанию перевелся машинистом паровоза на строившуюся Сталинградскую гидроэлектростанцию, через десять лет вышел на пенсию.
Скончался 23 августа 1973 года.
Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями, в том числе «За оборону Сталинграда» и высшей отраслевой наградой -- знаком «Почетному железнодорожнику».
Летом 1942 года эскадрильи вражеских бомбардировщиков постоянно висели над станциями Арчединского отделения железной дороги: только за десять дней июля они совершили более 70 налетов на Арчеду и близлежащие станции.
Железнодорожники проявляли героизм и мужество: в самых трудных условиях оставались на своих постах, не прекращали подвоз боеприпасов и пополнения ресурсов защитникам Сталинграда.
Как правило, воинские эшелоны шли ночью. Дежурный по станции Липки тридцативосьмилетний Никита Иванович Олейников при почти ежедневных налетах вражеской авиации стойко нес боевую вахту. В свободное от дежурства время помогал сменным бригадам принимать и отправлять поезда.
Сотни эшелонов были пропущены Олейниковым к Сталинграду. Иногда обстановка требовала рассредоточить или задержать эшелоны перед станцией -- и там разгружать вагоны. Н. И. Олейников умело это организовывал. Так, 25 июля, когда он уже сдал ночное дежурство, поступило сообщение: из-за Дона летит большая группа вражеских самолетов. В это время на станции находилась сплотка из шести паровозов, стояли эшелоны с автомашинами и пушками, 415 вагонов с зерном и 13 цистерн с горючим.
До начала бомбежки удалось отправить на север сплотку паровозов, маневровый паровоз вывозил со станции платформы с боевой техникой, стали рассредоточивать вагоны с хлебом и цистерны. Когда фашистские летчики начали ожесточенно бомбить станцию, Олейников узнал о гибели жены и троих детей. Но закончив дежурство, все равно оставался на трудовом посту. Ведь надо было тушить загоревшиеся вагоны, спасать важные грузы.
Когда гитлеровцы прорвались к Волге севернее Сталинграда и перерезали железную дорогу, пришлось уходить из занятой врагом станции Липки. Но в ноябре 1942 года Арчеда, Липки и Иловля были освобождены, и Никита Иванович вернулся на свое рабочее место. Машинисты паровозных колонн особого резерва Наркомата путей сообщения, работавшие на этом участке, отлично знали мужественного дежурного по станции Н. И. Олейникова, от мастерства которого зависело безостановочное движение воинских эшелонов.
В мае 1944 года он стал начальником станции, в 1951-м был награжден вторым орденом Ленина, в 1964-м, хотя и ушёл на заслуженный отдых, продолжал трудиться весовщиком в период хлебных перевозок. Из множества наград -- два ордена Ленина, медали; знак «Почетному железнодорожнику».
Шел за линией фронта
С начала войны Владимир Николаевич Желудев в должности начальника военно-эксплуатационного отделения обеспечивал в прифронтовой полосе Западного, Брянского и Юго-Западного фронтов движение поездов в целях обеспечения всем необходимым воинских частей. В марте 1942 года был ранен в ногу, после выздоровления продолжал работать. Летом 1942 года нарком путей сообщения генерал-лейтенант Хрулев представил его к награждению орденом Трудового Красного Знамени.
В сентябре 1942 года -- в тяжелейшие дни для защитников Сталинграда! -- В. Н. Желудев назначен начальником 122-го военно-эксплуатационного отделения. ВЭО-122 обеспечивало обслуживание единственной рокады на левом берегу Волги, по которой через Верхний Баскунчак доставлялись грузы в осажденный Сталинград. В начале декабря Желудев получил второе ранение, а уже 31 декабря 1942 года был назначен начальником ВЭО-16.
В феврале 1943 года, после окончательного разгрома немецкой группировки под Сталинградом, в целях улучшения работы Лискинского отделения Юго-Восточной дороги, ВЭО-16 было направлено для приемки в эксплуатацию участка Лиски – Россошь – Лихая. По этой ветке доставлялись грузы для Юго-Западного и Южного фронтов, освобождавших Донбасс.
Желудев снова был назначен начальником Лискинского отделения движения. После восстановления обоих мостов через Дон линия Лиски – Валуйки стала кратчайшим путем, по которому продвигались с Южного Урала и из Сибири эшелоны с войсками для разгоревшейся в июле Орловско-Курской битвы, а затем и битвы за Днепр.
О вкладе Владимира Николаевича Желудева и его трудового коллектива в материально-техническое обеспечение войск Воронежского и Степного фронтов свидетельствует тот факт, что в мае 1943 года Лискинское отделение было отмечено переходящим Красным знаменем Государственного Комитета Обороны и денежной премией.
С октября 1950 года Владимир Николаевич Желудев работал в должности заместителя начальника-главного инженера Сталинградского отделения дороги. В 1953 году был избран депутатом городского Совета депутатов трудящихся. Ушел из жизни в 1972 году.
Награжден двумя орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, многочисленными медалями, в том числе «За оборону Сталинграда»; двумя знаками «Почетному железнодорожнику».
Под бомбежкой восстанавливал главные пути
Во время Великой Отечественной войны Иван Андреевич Голуб возглавлял машинно-путевую станцию (МПС-51), которая была передана под начало Главного управления военно-восстановительных работ. Прежде чем попасть в Сталинград, он с товарищами-железнодорожниками
под вражеской бомбежкой отстаивал станцию Бологое и восстанавливал разрушенное хозяйство, строил – тоже под бомбежкой! -- пути нового Большого кольца вокруг Москвы, на севере прокладывал Северо-Печорскую магистраль, где стал применять свой механизм, известный позднее под названием «путерасшивщик системы Голуба».
Оттуда согласно новому заданию он был переведен на Юго-Восточную магистраль. Там нужно было усилить пути, так как к Сталинграду, где шла жестокая битва, везли танки, тяжелые орудия, боеприпасы. В частности, нужно было усилить путь от Поворино до Иловли и от Балашова на Петров Вал и Иловлю, поскольку Генеральный штаб и Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) планировали по этим участкам транспортировать высвобождающиеся войска Донского фронта к Курску.
Как только была разгромлена окруженная на берегах Волги вражеская армия, путевые механизмы прибыли в Сталинград, и железнодорожники приступили к восстановлению узла. Путейцы Голуба работали на восстановлении главных путей на участке Сталинград 1 — Тракторный завод. Задания правительства были выполнены досрочно. В течение трёх месяцев МПС-51 держала переходящее Красное знамя ВЦСПС и НКПС за отличную работу по восстановлению Сталинградского узла. Наиболее отличившиеся путейцы были награждены медалью «За оборону Сталинграда».
Заслуженный железнодорожник жил в Москве, ушел из жизни в 1986 году. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, "Знак Почёта", Красной Звезды, медалями, двумя знаками «Почётному железнодорожнику». В 2012 году ветераны ОАО «РЖД» увековечили память И. А. Голуба: его имя было присвоено машинно-путевой станции №51 Северо-Кавказской дирекции по ремонту в Тимашевске. Перед зданием МПС у парадного входа установлен мраморный бюст Герою Социалистического труда.