Депутаты в первом чтении приняли региональный закон «О регулировании оплаты труда в Волгоградской области»
Документ говорит о том, что зарплата руководителей той или иной организации не должна превышать минимальную зарплату работника этой организации более чем в восемь раз.
Согласно закону, если руководитель захочет поднять себе зарплату, он вынужден будет в соответствии с этим законом поднять зарплату своим подчиненным. В этом случае выигрывает и бюджет области – дополнительный доход от налога, и работник. Закон разработан по инициативе профсоюзов и при участии всех партийных фракций, депутаты уверены, что он будет принят и начнет действовать уже в этом году. Второе чтение нового закона состоится уже в следующем месяце.
Напомним, что Закон «О регулировании оплаты труда в Волгоградской области» не новый. Он действовал с 1999 года. Однако, весной 2011-го по протесту прокурора был отменен. Причиной (по мнению прокуратуры) послужило то, что «закон содержит положения, которые противоречат федеральному законодательству». Профсоюзы вместе со многими депутатами настаивали на его корректировке, предлагали коллегам не отменять, а утвердить поправки в действующий закон. Совместными усилиями был разработан документ, исключающий противоречия федеральным законам.
Предложенный проект условно можно поделить на две части. В первой прописано государственное регулирование оплаты труда, во второй – договорные особенности регулирования. Также закон включал принцип «пропорциональности зарплат» в организациях. Суть его в том, что зарплата руководителя не может превышать среднюю зарплату по организации более, чем в 8 раз. В России повсеместно зарплата руководителей превышает в десятки раз зарплату наемных работников, тогда как на Западе коэффициент находится в границах 6-10.
И еще один принципиальный момент – это норма, закрепляющая установление минимальной заработной платы Региональным Соглашением о минимальной заработной плате в Волгоградской области (ст. 7). Она, на взгляд разработчиков, позволит укрепить законность принимаемых сторонами социального партнерства Соглашений о минимальной зарплате с учетом социально-экономических условий, сложившихся в различных отраслях экономики региона. Это должно способствовать уменьшению «серых» и «черных» схем оплаты труда. А более высокий минимум оплаты труда во внебюджетной сфере естественным образом будет влиять и на повышение минимальной заработной платы в бюджетной сфере.
По мнению авторов, закон необходим и должен быть принят еще «позавчера».
Плюсы принятия его очевидны – защищенность трудовых прав волгоградцев, повышение заработной платы и дополнительные средства в бюджет. Волгоградская область была «пионером» в вопросе заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате. Тогда это позволило Волгограду, к примеру, привлечь в бюджет более миллиарда рублей за один год.
комментарий:
Ростислав Кучеров, заведующий отделом экономики облсовпрофа:
– Первое чтение прошло нормально, мы готовы и дальше работать над документом и ждем его принятия. По мнению профсоюзов, депутаты, приняв в первом чтении этот закон, продемонстрировали свою растущую социальную ответственность.
Напомню, что в ноябре 1999 года в Волгоградской области был принят закон «О регулировании оплаты труда в Волгоградской области». Это был первый подобный закон в России, и инициатором его выступали профсоюзы. Потом в него вносились изменения потому, что изменялось законодательство, экономическая обстановка.
Благодаря этому закону мы в свое время избавились от долгов по зарплате, было подписано и действует региональное Соглашение о минимальном размере оплаты труда.
Сегодня мы единственные в России, кто имеет уровень минимального размера оплаты труда с коэффициентом 1.2 прожиточного минимума. Напомню, что МРОТ в России сегодня меньше МРОТ в нашей области.
Данный закон устанавливает общие принципы регулирования оплаты труда на территории Волгоградской области. Под него можно разрабатывать подзаконные, нормативные, локальные акты, которые будут уточнять многие позиции в сторону улучшения состояния дел по заработной плате. А профсоюзы на его основе могут вносить в колдоговор многие позиции по зарплате (повышение, пересмотр норм и тарифов, индексация и т.д.). Действующий документ помогает нам участвовать в управлении зарплатой на предприятиях в целях защиты экономических интересов трудящихся, влиять на формирование заработной платы.
Это не революционный закон, но его значение трудно переоценить.